Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Это способ познания окружающего мира, формирует коммуникативные качества, необходимые ребенку в сфере общения и межличностного взаимодействия, развивает навыки социального поведения. Именно в игре закладываются основы будущей личности ребенка.
Игра - это наиболее доступная форма деятельности для детей, в которой они находят способы решения своих проблем. Использование игры в учебной деятельности обеспечивает наиболее устойчивое вовлечение ребенка в учебный процесс, обеспечивая эмоциональный отклик на педагогическое воздействие.
В трудах Л. С. Выготского игра рассматривается как творческая деятельность, способствующая развитию творческого воображения: ребенок не заучивает свою роль, он создает ее в процессе игры, он импровизирует. Именно игровая импровизация является важнейшим инструментом умственного и эмоционального развития ребенка.
Игры позволяют не только импровизировать, но и имитировать. С имитации интересного изображения начинается знакомство ребенка с техникой движения. Игра - это наиболее доступный для детей способ восприятия любой двигательной активности. Учитывая возможности детской игры, педагог-хореограф использует ее в обучении хореографии.
Игры имеют и воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятиям хореографией, эстетический вкус (умение видеть красоту движения в танце), воспитывать чувство коллективизма, веру в свои силы.
Объект исследования – игровые технологии
Предмет исследования - применение игровых технологий в детском танце
Цель исследования – рассмотреть особенности применение игровых технологий в детском танце
Задачи исследования:
Дисциплина "танцы" в программах детского сада отсутствует. Однако в раздел "эстетическое воспитание «на уроках музыки включены» музыкально-ритмические движения.
В ритме для разных возрастных групп представлены упражнения, танцевальные движения, игры, танцы, танцы, танцы. Исходя из этого совместного производства, можно предположить, что объем понятия «ритм» является более полным и включает в себя перечисленные системы движений. Также необходимо определить четкость позиций и уточнить соответствие понятий «ритм» и "танец".
Ритмика как "музыкальная система физических упражнений, предназначенная для ритмического воспитания" стала одним из средств эстетического воспитания в музыкальных, театральных, хореографических учебных заведениях, а также в детских учреждениях.
В области движения развитие ритма происходило в таких направлениях, как воспитание чувства ритма и ритма в разновидностях массовой физической культуры. Она нашла свое выражение в системе художественного движения, ритмопластики, аэробики, художественной гимнастики, а также во всевозможных течениях «современного» танца, которым присущи ритмическая виртуозность движений, полиритмическая изысканность группового исполнения.[14]
Обычно узкое понимание феномена танца, ограничение его природы хореографическими формами препятствует активному использованию танца в детском саду и школе как единого специфического языка в психофизической организации детей, не имеющего аналогий.
Для игрового танца продуктом является сам процесс (письменно-исполнительская деятельность, при которой могут меняться условия, движения, коммуникации), а для зрелищного - форма.
Постановочный концертный танец становится товаром, имеющим потребительскую и меновую стоимость. Зрелищный танец может оцениваться (например, в баллах) по разработанным критериям (оригинальность композиции, качество исполнения и т. д.), В то время как для оценки самого процесса игрового танца необходим качественно иной подход.
1.2.Особенности танцевальной деятельности детей
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт педагогов-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяют утверждать, что развитие танца на каждом возрастном этапе отличается. В раннем возрасте ребенок эмоционально реагирует на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения еще не точны и иногда не согласуются с музыкой.
На четвертом году жизни дети начинают ощущать изменение контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания. [15]
Анализ характера движений начинается с вопроса о том, какие из них следует считать врожденными, а какие - развитыми. Для первых фактор созревания, естественно, будет решающим, в то время как для условных двигательных актов определяющим фактором будет обучение.
В сущности, все движения сначала проявляются как врожденные и только в процессе развития ребенка приобретают условный характер, то есть они ассоциируются с распутываниями, с которыми ранее не ассоциировались, или вырабатываются новые комбинации из нескольких движений.
Общее развитие двигательных навыков на 6-7-м году жизни протекает в направлении постоянного овладения координационными способностями, которые формируются у ребенка в результате окончательного анатомического созревания двигательной сферы.
Однако двигательное развитие детей этого возраста происходит только при свободных движениях. Стоит заставить ребенка производить точные движения, он тут же начинает уставать и стремиться убежать к играм, где движения свободны.
Неспособность к точности зависит от недоразвитости корковых механизмов головного мозга и недостаточной развитости формул движения.
Таким образом, в этом возрасте преобладают выразительные, изобразительные и повседневные двигательные навыки. Очевидная двигательная утомляемость ребенка связана с тем, что он не занимается продуктивной деятельностью, требующей точности и выносливости, и, следовательно, больших затрат энергии. [17]
При повседневных, а тем более выразительных и живописных движениях, почти не связанных с сопротивлением, движения выполняются естественным образом, то есть они начинаются, проходят и заканчиваются соответственно физиологическими и механическими свойствами двигательной системы в соответствующем темпе и ритме.
В частности, темп, ритм уже хорошо развит в этом возрасте, но сила движений довольно мала.
Общее развитие двигательных навыков детей от 6 до 7 лет направлено на постепенное овладение координационными способностями, созданными у ребенка в результате окончательного созревания анатомических двигательных навыков. [8]
Исследователь О. М. Гуревич отмечает, что « с улучшением двигательной системы насыщенность движений несколько уменьшается, но небольшие точные движения устанавливаются в результате постепенного развития кортикальных компонентов».
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКИХ ТАНЦАХ
2.1. Виды танцевальных игр
Давайте остановимся на нескольких типах танцевальных игр:
1. игры-трансформации.
Развивать творческие способности в танцевальной импровизации: способность придумывать движения в соответствии с заданным изображением и характером музыки.
К таким играм относится, например, игра " роботы-трансформеры и тряпичные куклы», где дети сначала учатся выполнять четкие и акцентированные движения, напрягая при этом мышцы ног, рук, резко поворачивая голову и корпус, а затем имитируя тряпичных кукол, снимают напряжение, смачивают, выполняют движения мягко и безжалостно.
По такому же принципу построена игра «снежинки». Изображая снежинки, дети разводят руки в стороны от этих лучей снежинок и танцуют, кружась по комнате.
2. актерская игра
Наблюдая за современным уровнем и особенностями развития танцевального искусства, можно сказать, что в интерпретации исполнения танца исчезает одно из его неотъемлемых качеств.
Учителя считают, что основной целью обучения является овладение учениками виртуозной техникой, что часто достигается за счет художественного исполнения. Поэтому так важно проводить игры, которые помогли бы развить актерские навыки у студентов, изучающих искусство хореографии.[6]
Эти игры перекликаются с играми-трансформациями, но здесь, помимо физической реинкарнации, необходима еще и эмоциональная, то есть передача разных чувств: радости, гнева, печали и т.д.
Например, игра «Белоснежка и семь гномов". В соответствии с инструкциями учителя ученики «превращаются " в Умного карлика, простого карлика, Ворчуна, Соню, весельчака и т. д., стараясь максимально точно воплотить персонажа.
3. игры по вниманию.
Цель этих игр - сосредоточить внимание учащихся на процессе обучения.
Игра "Хлоп - Стоп". Под музыку дети свободно двигаются, танцуют, перемещаются по классу. Если раздается только один хлопок, учащиеся должны встать в шахматном порядке, если два хлопка объединяются в пары и держатся за руки, три хлопка образуют «тройки".
Задания оговариваются заранее, до начала игры, и могут меняться. Например, в следующий раз на ватный диск вам нужно будет сесть на шпагат, за два ватных диска сделать «коробочку», за три отдохнуть в любой позе и так далее.
4. игры на развитие двигательных и импровизационных навыков.
Они развивают способность ориентироваться в пространстве, равномерно располагаться в комнате, не сталкиваясь друг с другом, учатся двигаться с разной скоростью, координировать движения, останавливаться по сигналу учителя.
Игра "волшебная шляпа". Дети сидят в кругу, одному из них воспитатель надевает на голову шапку. Этот ребенок выходит в центр круга и танцует, импровизируя под заданную музыку. Когда мелодия заканчивается, он передает шляпу любому другому ученику, тот входит в круг и начинает танцевать, а предыдущий занимает его место. Вместо шляпы вы можете взять другой предмет, например, носовой платок, обруч, мяч и так далее. если в классе много детей, примените сразу два предмета, то есть ученики будут двигаться по кругу по двое. Желательно не просто держать атрибут в руках, а использовать его в танце, насколько позволяет воображение.
Для творческой активизации детей я применяю игру "тень". Ученики делятся на пары. Один стоит впереди, другой сразу за ним. Ребенок, стоящий впереди, будет импровизировать под музыку, второй ребенок, находящийся в тени первого, должен в точности повторять движения перед тем, кто стоит впереди. Затем дети меняются местами. В процессе этой игры педагог может сам увидеть, кто из детей лучше умеет импровизировать, а кто повторяет чужую хореографию, и использовать это в дальнейшей работе.[1]
Игра "Лупа". Цель игры - разогреть участников и стимулировать общение в парах. Ученики делятся на пары. Они могут быть сформированы случайным образом или намеренно. Задача одного из партнеров - двигаться спонтанно и свободно, принимать различные позы, задача другого – отразить его движения в преувеличенном и гипертрофированном виде, то есть если бы между ними была лупа. Затем ученики меняются ролями.[20]
5. игры для фиксации пройденного материала.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. - М., 2020.
2. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 2020г. - с.15-26.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 2021.
4. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. - Киев: «Здоровье», 2019
5. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика. 2019
6. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение. 2021
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2019
8. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное воспитание, 2018. - № 12. С. 47-55
9. Гражданников Е.Д. Метод построений системной классификации наук. Новосибирск, 2017.
10. Двигательные качества и моторика их развития у дошкольников. / сост. Н.А.Ноткина. - СПб.: Образование, 2021.
11. Дворкин, А.С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания / А.С. Дворкин, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 2. С. 32-34.
12. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / под. Ред. В.И.Логиновой - М.:Просвещение, 2018
13. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика. 2019
14. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. М., 2019.
15. Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. Пособие для музыкального руководителя. М., Просвещение, 2021.
16. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М: Просвещение, 2020
17. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры: Методическое пособие / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. М.: Дрофа, 2021. 96 с.: ил.
18. Королева Э.А. Ранние формы танца. - Кишинев, 2020.
19. Коц Я.М. Организация произвольного движения. М., 2021
20. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей. - М., 2019. -С.13 -25
21. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., «Советский композитор», 2021.
22. Люблинская А.А. Детская психология. - М.:2021. с. 200-234