Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Коллаборациони́зм в юридической трактовке международного права – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в его интересах и в ущерб своему государству. Термин чаще применяется в более узком смысле – как политическое, экономическое и военное сотрудничество с оккупантами. В уголовном законодательстве подавляющего большинства стран мира факт коллаборационизма квалифицируется как преступление против своего государства, обычно как государственная измена. Первоначально коллаборационизм означал сотрудничество граждан Франции с немецкими властями в период оккупации Франции в ходе Второй мировой войны (с фр. collaboration — «сотрудничество»).
Затем стал применяться и к другим европейским правительствам, действовавшим под германской оккупацией (правительство Квислинга в Норвегии, режим Локотского самоуправления, деятельность мельниковцев на оккупированной территории СССР и др.), либо военным организациям граждан оккупированных стран под контролем гитлеровского блока (Русская освободительная армия Власова, национальные дивизии СС почти во всей Европе и др.). Практически во всех оккупированных Германией европейских странах были примеры коллаборационизма.
В рамках настоящей работы нас интересует Кавказский коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны.
1. Политика большевиков по отношению к народам Кавказа
Развал Российской империи открыл перед народами Кавказа реальную возможность восстановить независимость, что, собственно, и было сделано. В ноябре 1917 года была провозглашена Горская республика, а в мае следующего года — Республика горцев Кавказа. В условиях разгоревшейся Гражданской войны ни одно из новых государственных формирований не смогло утвердиться. Провалом на начальном этапе закончились и попытки провозглашения Ставропольской, Терской, Кубано-Черноморской советских республик. Северо-Кавказская Советская Республика пала под ударами Деникина. Однако белогвардейцам также не удалось надолго сохранить свою власть на этих территориях.
В 1920–1921 годах в результате большевистской интервенции пали национальные правительства в Азербайджане, Армении и Грузии. Советскую власть устанавливали тогда не только в Закавказье, но и в горных районах Кавказа .
Большевики пытались использовать политику «кнута и пряника»: после насильственной советизации, дабы успокоить горцев, Орджоникидзе пообещал им земли белоказаков, но не это, по нашему мнению, стало ключевым фактором, позволившим укрепится у власти большевикам.
Не секрет, то, что на Кавказе всегда авторитетом пользовались старейшины и религиозные деятели. Говоря о взаимодействии советской власти и мусульманского духовенства, следует отметить, что в рассматриваемый период в его основе лежало обоюдное стремление сторон к сотрудничеству. В первые послереволюционные годы политика большевиков в отношении мусульманских духовных деятелей характеризовалась осторожностью и коренным образом отличалась от политики в отношении православного духовенства. Понимая, что северокавказская реальность не укладывается в идеологические программы и политические схемы, а мусульманское духовенство пользуется большим авторитетом среди горцев, большевики сумели проявить политическую гибкость по отношению к нему .
В середине 20-х гг. XX в. органы государственного политического управления сетовали, что мусульманское духовенство является решающей силой в районах Северного Кавказа. Чтобы понять природу влияния мусульманского духовенства, они предлагали иметь в виду, что духовенство веками руководило горцами в их борьбе за национальное освобождение. Настроить против себя мусульманское духовенство для советской власти означало настроить против себя широкие народные массы горцев.
Таким образом, привлечение на свою сторону местного духовенства было важнейшим условием инкорпорации Северного Кавказа в советское геополитическое и социокультурное пространство.
На формирование политической ориентации революционных мулл, безусловно, оказывало влияние и их социальное происхождение. В основной своей массе они были выходцами из горской крестьянской среды. Идейно-политические взгляды революционных мулл основывались на исламе с его принципами высшей справедливости и равенства всех перед Богом. Искренне веря в возможность революционных преобразований, исходя из исламских ценностей, часть северокавказского мусульманского духовенства выдвинула лозунги: «За советскую власть, за шариат!». В сложившихся исторических обстоятельствах именно с советской властью они связывали возможность национального самоопределения и реализации принципов шариата. Считая, что коммунистическая идеология и шариат совместимы, революционные муллы приняли активное участие в ее установлении на Северном Кавказе.
Новая власть отдавала себе отчет в том, что без опоры на местное духовенство она не может заручиться поддержкой широких народных масс горцев.
Широкое привлечение мусульманского духовенства к работе в советских и партийных органах власти было обусловлено и потребностями новой власти в коренизации управления. На первых порах реализовать кадровую политику большевиков без участия наиболее образованной части горского населения, которым являлось духовенство, не было возможно. Даже в конце 1920-х гг., когда были достигнуты первые успехи в деле подготовки новых кадров специалистов, власти констатировали сохранявшееся по-прежнему «культурное превосходство» мусульманского духовенства.
Хотя большевистская идеология и политика характеризовались ярко выраженной антирелигиозной направленностью, власть, как это уже было отмечено, не имея достаточного авторитета среди горцев, была вынуждена использовать духовенство в своих интересах. Поддержка в борьбе со старым консервативным духовенством была оказана новому духовенству. Политика советской власти состояла в поддержании состояния вражды между двумя группами мусульманского духовенства с тем, чтобы не допустить их организационного оформления.
К представительству в новых органах власти стремилось и само исламское духовенство. После установления советской власти в регионе духовенство развернуло масштабную деятельность по вхождению в состав местных органов власти. Особенно большую активность демонстрировали революционные муллы.
Подобная политическая активность мусульманского духовенства фиксировалась властями и в других регионах. Они сетовали, что духовенство принимает активное участие во всех кампаниях, проводимых партией и советской властью, стремится проникнуть и закрепить свое влияние в различных общественных организациях, пытает
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Анцырева М.Е., Бочкарева А.С. К вопросу о национальной политике большевиков в годы гражданской войны в России // Научные труды КубГТУ, – № 9. – 2016. – C.10-19.
2.Бугай Н. Депортация народов. Сборник "Война и общество, 1941-1945 книга вторая". М.: Наука, 2004.
3.Дробязко С.И., Каращук А. Восточные легионы и казачьи части в вермахте. – Режим доступа. – URL:http://cossac-awards.narod.ru/Legion (дата обращения 02.05.2018).
4.Дяденко В.М. Восточные вспомогательные подразделения вермахта // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/7/22407 (дата обращения: 01.05.2018).
5.Емтыль З.Я. Жернова истории. Социально-политическая история адыгов конца ХIХ в. 20-х гг. ХХ в. в очерках и документах. Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2016. – 228с.
6.Емтыль З.Я. К истории взаимодействия советской власти и мусульманского духовенства северного Кавказа в годы гражданской войны // Научные труды КубГТУ, № 10, 2017 С 65
7.Марченко Г.В. Государственная национальная политика на Северном Кавказе (1917-1945 гг.): военно-исторический аспект: Дис. ... д-ра ист. наук. – М.:, 2005. – 452с.
8.Мамсиров Х.Б. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы ХХ века. – Нальчик: Эльбрус, 2004. – 328 с.
9.Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941–1944). М., 1974. С. 258.
10.Национально-государственное строительство в Российской Федерации: Северный Кавказ (1917–1941 гг.). Майкоп, 1995. С. 229.
11.Некрич А. Наказанные народы. Издательство "ХРОНИКА" Нью Йорк, 1978
12.Напсо Н.Т. Северокавказские воинские формирования в германских вооруженных силах (1941-1945 гг.) // https://cyberleninka.ru/article/n/severokavkazskie-voinskie-formirovaniya-v-germanskih-vooruzhennyh-silah-1941-1945-gg-1
13.Окороков А. В. Антисоветские воинские формирования в годы Второй мировой войны. – М.: Военный университет, 2000. – 183 с.
14.Полян П. "Не по своей воле...История и география принудительных миграций в СССР". М.: О.Г.И – Мемориал.
15.Подпрятов Н.В. Участие представителей нерусских народов Советского Союза в боевых действиях Второй мировой войны в противоборствующих армиях: сравнительный анализ//
16.Ракачева Я.В. Национальная политика СССР на северо-западном Кавказе в 1920–1930-е гг.// Теория и практика общественного развития. 2013, № 9. С.193
17.Романько О.В. Мусульманские легионы во второй мировой войне. - М., 2004.
18.Смыслов О.С. «Пятая колонна» Гитлера. От Кутепова до Власова. – М.: Вече, 2004. – 512 с.