Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследуемая в курсовом проекте тема является актуальной, так как Brexit отразился на Европейском союзе в экономическом и политическом аспектах. Помимо ЕС, процесс отразился и на самой Великобритании.
Целью курсового проекта является анализ последствий Brexit. Для этого следует выполнить следующие задачи:
• Проанализировать предпосылки для Brexit;
• Проанализировать хронологию Brexit;
• Проанализировать последствие Brexit.
Объектом исследования является Brexit. Предметом исследования – его влияние на евроинтеграцию.
В качестве методов исследования использовались анализ и синтез источников, анализирующих Brexit и его последствия.
Теоретическая значимость исследуемой в курсовом проекте темы заключается в необычном прецеденте, когда из Европейского союза выходило государство, которое до этого было тесно интегрировано с ЕС и многими его структурами. Несмотря на то, что у членства Великобритании в Европейском союзе имелись свои особые условия, для Великобритании страны континентальной Европы, большая часть из которых состоит в Европейском союзе остаются ключевыми торговыми партнёрами, в которые идёт солидная часть экспорта британских товаров. Касалось это и импорта, только уже для ЕС важным рынком являлась Британия.
Практическая значимость же заключается в анализе процессов, которые протекали уже после выхода Великобритании из Европейского союза так и в Европейском союзе после потери одного из ключевых членов. Потому что после выхода Великобритании, как внутри Туманного Альбиона, так и в рамках Европейского союза начались крупные экономические реформы, которые должны были помочь возместить ущерб, вызванный выходом Великобритании из числа стран, входящих в Европейский союз.
Курсовой проект состоит из титульного листа, оглавления, введения, двух глав, заключения и списка источников.
ГЛАВА 1: Brexit и его реализация
1.1. Предпосылки для реализации
Основателями Европейского союза считаются страны, подписавшие Парижский договор 1951 года. Таковыми стали следующие государства:
• Франция;
• Германия;
• Италия;
• Бельгия;
• Нидерланды;
• Люксембург.
В историю эти страны войдут, как «Внутренняя семёрка». Противовесом им выступила другая коалиция стран, которые создали свой экономический союз: «Европейская ассоциация свободной торговли».
В историю эти страны войдут, как «Внешняя семёрка». Ими стали следующие государства:
• Норвегия;
• Дания;
• Швеция;
• Швейцария;
• Португалия;
• Великобритания;
Отголоски разделения на Внутреннюю и Внешнюю семёрки можно встретить и в современном Европейском союзе. Крупнейшими центрами ЕС считались Франция с Германией, и они всегда стояли на позициях полномасштабной интеграции.
Их оппонентом по таким вопросам считалась Великобритания, которая выступала за ограниченную евроинтеграцию[1].
Первая попытка Великобритании вступить в Европейские сообщества была в 1961 году. Однако технически они появились только после 1967 году после подписания Договора слияния. На 1961 год составляли следующие организации подобного толка:
• Европейское сообщество по атомной энергии;
• Европейское экономическое сообщество;
• Европейское объединение угла и стали.
Но Великобритания не смогла вступить, так как на её заявку наложил вето французский президент Шарль де Голль.
Де Голль считал (как многие думают и сейчас), что Великобритания в рамках члена европейских интеграционных проектов будет саботировать объединение и проталкивать интересы Соединённых Штатов Америки.
Далее французский президент наложил вето и в 1967 году на вторую заявку Великобритании.
Следующая попытка Великобритании вступить в Европейский союз была в 1969 году уже после ухода Шарля де Голля. Она оказалась успешной. В 1972 году был принят закон «О Европейском сообществе», который внедрял законодательство
Европейского союза в юридическую систему Великобритании. Также он делал приоритет законодательства ЕС над законодательством Великобритании. Так 1 января 1973 года Великобритания стала официальным членом ЕС.
Но пришедшие к власти в результате выборов 1974 года лейбористы сделали обещание проведения референдум по вопросам членства в ЕС частью предвыборной программы.
Европейская интеграция базировалась на экономическом сотрудничестве и общем рынке (из-за чего даже менялось законодательство). О политической интеграции на тот момент почти никто не задумывался.
Левое крыло лейбористской партии выступало против вступления в ЕС, так как опасались негативного последствия открытого рынка для местных рабочих и предпринимателей. За интеграцию же выступали консерваторы и правые лейбористы.
Референдум прошёл 5 июня 1975 года. По результатам референдума 67.23% проголосовали за сохранение членства в ЕС. Сторонники ЕС победили на территории всей Великобритании. Однако на территории Англии преимущество не было сокрушительным.
После референдума евроскептические настроения сохранялись в британском обществе, однако широкой популярности они так и не снискали.
На выборах 1983 года лейбористская партия пообещала выйти из Европейского союза. Однако проиграла выборы консервативной партии.
В 1992 году был подписан Маастрихтский договор, который для политической интеграции Европы имеет важной значения. Договор расширял влияние ЕС на внешнеполитическую и судебную сферы.
Утверждалась и единая волюта для членов ЕС. В этот момент часть консерваторов выступала против договора, аргументируя высоким уровнем полномочий и угрозой для суверенитета Британии. Также Маргарет Тэтчер заявила, что такой договор она не подписала бы никогда.
На 90-е года ХХ столетия приходится рост евроскептических настроений. Настроения в итоге выражаются в появление политических организаций, чьей целью стал выход Британии из ЕС. Одной из таки стала Партия референдума, появившаяся в 1994 году.
Партия предлагала провести референдум по поводу членства Великобритании в ЕС. На выборах 1997 года партия собрала 2.6% голосов не получив места в парламенте. После выборов партия прекратила своё существование.
В этот же период возникла Партия независимости Соединённого королевства. Основную популярность ПНСК (UKIP) получила в нулевых годах XXI столетия.
Отражалось это и на результатах выборов в Европарламент. Так ПНСК заняли третье место на выборах 2004 года, набрав 16.1% голосов. К 2009 году они набрали 16.5% голосов. В 2014 году ПНСК набрали 26.6%, тем самым заняв первое место.
Во время всеобщих выборов в Великобритании 2015 года, ПНСК забрала 12.7% голосов, тем самым выбив одно место в Парламенте.
Важным моментом является и прошедшие в 2005 году референдумы по Конституции Евросоюза. Процесс внедрения Конституции ЕС был остановлен правительствами Нидерландов и Франции, однако референдум планировался и в Великобритании.
Согласно опросу, проведённого Евробарометром в начале 2004 года продемонстрировал, что 42% выступали за Конституцию и 24%. Эти показатели стали низкими среди всех членов ЕС. Однако данные от IMC уже составили 39% и 54% соответственно.
Опросы говорят о том, что вопросы о целесообразности членства Великобритании в ЕС мог начаться гораздо раньше, если бы именно британцы поспособствовали отмене проекта Конституции Евросоюза.
Однако замена Конституции на Лиссабонский договор, который был ратифицирован Парламентом в обход референдума стал важным аргументом против членства Великобритании в ЕС.
На примере истории показывается, что рост евроскептических настроений в Великобритании связан с трансформацией экономического союза в политический.
Это активно демонстрирует график (рисунок 1) с отношением британцев к ЕС с 1973 по 2009 году. Источником стали опросы, проводимые Евробарометром.
Рис.1. Динамика отношения граждан Великобритании к Европейскому союзу на 2009 год[1]
График активно демонстрирует, что пик еврооптимистических настроений в Великобритании пришёлся на первую половину 90-х годов ХХ столетия перед подписанием Маастрихстского договора.
Падение после 90-х стало причиной роста людей, которые не могли определиться со своей позицией по этому вопросу, из-за чего в нулевых они стали либо противниками ЕС, либо сменили риторику на нейтральную. Рост подобных настроений связан с множеством факторов.
Но в среднем наиболее скептические отношения к ЕС прослеживались в Великобритании.
От своего положения в ЕС Британия выигрывала. Великобритания не была полностью интегрированным в институты ЕС и имела привилегии, которыми не обладали другие члены ЕС.
Они были реализованы за счёт «отказа от участия», когда страна ЕС может отказаться подчиняться некоторым частям его договоров и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Бабынина Л. «Brexit means Brexit». Что означает выход Соединённого Королевства из Европейского союза? // Современная Европа– 2016 – № 4 – С. 21-33.
2. Большова Н.Н. «Пегида» как пример массовых протестных движений, возникших в Европе под влиянием миграционного кризиса // Полис – 2016 – № 3 – С. 123–137.
3. Семеко Г.В. Сектор финансовых услуг Великобритании: значение и перспективы после Брекзита // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал – 2019 – № 4 – С. 86–91.
4. Фадеева И.А. Влияние выхода Великобритании из ЕС на характер развития экономических отношений между сторонами // Теория и практика экономического развития - 2021 - №1 – С. 1-7
5. Хесин Е.С. Экономические последствия выхода Великобритании из ЕС // Референдум о членстве Британии в Евросоюзе: ход, итоги и последствия. Ч. I. М., 2016. С. 13–22.
6. Хлебников И.Е. Brexit: предпосылки, факторы и перспективы Часть I // Вестник РУДН. Серия: ПОЛИТОЛОГИЯ – 2017 –. № 2 – С. 161—173
7. Хлебников И.Е. Brexit: предпосылки, факторы и перспективы Часть II // Вестник РУДН. Серия: ПОЛИТОЛОГИЯ – 2017 –. № 2 – С. 245 — 258
8. Chang W.W. Brexit and Its Economic Consequences // World Economy. 2018. Vol. 41, iss. 9. P. 2349–2373. https://doi.org/10.2139/ssrn.2960687.
9. Born B., Müller G., Schularick M., Sedlacek P. The Economic Consequences of the Brexit Vote // CESifo Working Paper. № 6780. Munich, 2017. 32 p
10. Gross Domestic Product (GDP) [Электронный ресурс] // Office for National Statistics. URL: https://www.ons.gov.uk/economy/grossdomesticproductgdp (дата обращения 8.04.2022).
11. GDP and Main Components [Электронный ресурс] // Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/namq_10_gdp/default/table?lang=en (дата обращения 8.04.2022).
12. Tetlow G., Stojanovic A. Understanding the Economic Impact of Brexit [Электронный ресурс] // Institute for Government. URL: https://www.instituteforgovernment.org.uk/sites/default/files/publications/2018%20IfG%20%20Brexit%20impact%20%5Bfinal%20for%20web%5D.pdf (дата обращения: 15.12.2020).
13. Brexit [Электронный ресурс] // European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/eu-uk-after-referendum/ (дата обращения: 8.04.2022).
14. Европа в поиске новых решений / А.С. Айвазян [и др.]. М., 2020. 140 с.
15. Note. Special Meeting of the European Council (17, 18, 19, 20 and 21 July 2020) – Conclusions [Электронный ресурс] // European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/45109/210720-euco-final-conclusions-en.pdf (дата обращения: 8.04.2022).
16. Questions and Answers on the Agreement on the €1.8 Trillion Package to Help Build Greener, More Digital and More Resilient Europe [Электронный ресурс] // European Comission. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/QANDA_20_2088 (дата обращения: 8.04.2022).
17. EU’s Next Long-term Budget & Next Generation EU: Key Facts and Figures [Электронный ресурс] // European Comission. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/about_the_european_commission/eu_budget/mff_factsheet_agreement_en_web_20.11.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
18. EU4Health 2021–2027 – a Vision for a Healthier European Union [Электронный ресурс] // European Comission. URL: https://ec.europa.eu/health/funding/eu4health_en (дата обращения: 8.04.2022).
19. The Government's Negotiating Objectives for Exiting the EU: PM Speech [Электронный ресурс] // GOV.UK. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/the-governments-negotiating-objectives-for-exiting-the-eu-pm-speech (дата обращения: 8.04.2022).
20. Фадеева И.А. Комплексный подход к оценке эффектов реализации плана по выходу Великобритании из ЕС (с учетом экономических ограничений пандемии нового коронавируса) // Экономика и предпринимательство. 2020. № 10 (123). С. 55–59. https://doi.org/10.34925/EIP.2020.123.10.007.
21. Boleat M. Brexit and the Financial Services Industry: The Story So Far. L., 2018. 14 p. 20. Trade Map. Trade Statistics for International Business Development [Электронный ресурс] // ITC. URL: https://www.trademap.org/(X(1)S(zlyanx452daurd554eon5155))/Index.aspx (дата обращения: 8.04.2022).
22. Can the City Survive Brexit? [Электронный ресурс] // The Economist. URL: https://www.economist.com/leaders/2019/06/27/can-the-city-survive-brexit (дата обращения: 8.04.2022).
23. Recommendation for a Council Decision Authorising the Opening of Negotiations for a New Partnership with the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland [Электронный ресурс] // European Comission. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/communication-annex-negotiating-directives.pdf (дата обращения: 8.04.2022).
24. The UK’s Approach to Negotiations with the European Union [Электронный ресурс] // GOV.UK. URL: https://www.gov.uk/government/publications/our-approach-to-the-future-relationship-with-the-eu (дата обращения: 8.04.2022).