Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Организация и исследование закупочно-сбытовой деятельности торгового предприятия является важной задачей для обеспечения его эффективного функционирования и конкурентоспособности на рынке.
Закупочно-сбытовая деятельность включает в себя процессы формирования ассортимента товаров, определения источников их поставки, заключения договоров с поставщиками и покупателями, организации транспортировки и хранения товаров, контроля качества и учета товарных потоков. Эти процессы требуют постоянного анализа и совершенствования с учетом изменений спроса, цен, конъюнктуры рынка, законодательства и других факторов.
Целью данной работы является изучение особенностей организации и исследования закупочно-сбытовой деятельности торгового предприятия на примере ООО «Спецтранском», специализирующегося на производстве машин и оборудования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность закупочно-сбытовой деятельности;
- рассмотреть виды и функции закупочно-сбытовой деятельности;
- исследовать формы и принципы организации закупочно-сбытовой деятельности;
- дать краткую характеристику торгового предприятия;
- проанализировать экономические показатели торгового предприятия ООО «Спецтранском»;
- оценить эффективность закупочно-сбытовой деятельности предприятия;
- разработать мероприятия по совершенствованию закупочно-сбытовой деятельности предприятия.
Объектом исследования является закупочно-сбытовая деятельность ООО «Спецтранском».
Предметом исследования являются методы и инструменты организации и анализа закупочно-сбытовой деятельности торгового предприятия.
Использование новых подходов и практических рекомендаций в закупочно-сбытовой и информационной логистиках стало возможным благодаря работам авторов Е.А. Бабенко, И. Вэй, К. Лайсон, М.В. Макаров, С.О. Хасанова и др.
Теоретическая значимость состоит в систематизации теоретических знаний по проблеме исследования. Практическая значимость состоит в возможном применения разработанных мероприятий по проблеме исследования руководящими работниками ООО «Спецтранском».
При поведении исследования и изложении материала были применены общенаучные подходы и методы: системный и структурно-функциональный анализ, материалистический подход, метод научной абстракции, диалектический, моделирование, сравнительного анализа и синтеза, ретроспективный.
1 Теоретические основы закупочно-сбытовой деятельности торгового предприятия
1.1 Понятие и сущность закупочно-сбытовой деятельности
В современных условиях выбор поставщиков торговыми предприятиями представляет большую значимость для осуществления их успешной коммерческой деятельности. Количество предприятий, предлагающих товар на реализацию, растет, и выбор оптимального варианта закупки в имеющемся многообразии предложений становится крайне затруднительным.
В связи с этим не существует единообразия в выборе поставщиков для всех предприятий, для каждого предприятия в отдельности имеются собственные, важные только для них, критерии вы бора поставщиков.
Кроме того, современные рыночные условия, объединения в мировое экономическое пространство неуклонно привели к конкурентному соперничеству между отечественными и зарубежными товарами. В теории имеется большое количество подходов к решению вышеуказанной проблемы.
Сбытовая деятельность каждого отдельного предприятия разнообразна, и каждое предприятие имеет свою специфику. Поэтому повышение эффективности сбытовой деятельности, определение тенденций ее развития и факторов ее формирующих, выявление способов ее оптимизации являются одними из наиболее актуальных вопросов осуществления бизнеса [3, с. 23].
На современной ступени развития экономики повысить конкурентоспособность и максимизировать прибыли можно не только за счет увеличения цен на продукцию, но и за счет минимизации возможных затрат на ее изготовление или приобретение.
Закупочной деятельностью называют совокупность определенных методов, которые позволяют высокоэффективно удовлетворять потребности предприятия (заказчика) в товарах, услугах и работах.
Следовательно, закупочная деятельность представляет взаимосвязанную систему, которая включает [3, с. 25]:
- планирование закупок;
- определение рациональности;
- регламентирование закупок;
- проведение закупок;
- контроль за закупками.
Главной целью формирования закупочной деятельности является наиболее эффективное удовлетворение объективных потребностей предприятия в товарах, работах и услугах.
Для реализации этого важно максимально точно выяснить, что же именно из представленного на рынке в наибольшей степени соответствует нуждам предприятия и приобрести это на наиболее выгодных условиях.
Данная задача решается с помощью нескольких способов [4, с. 187]:
1) маркетинговых исследований и постоянного мониторинга предложений рынка специалистами, а также обращения за помощью к высококвалифицированным консультантам;
2) конкурентных способов закупки и мастерства специалиста по закупкам, проводящего переговоры с поставщиками перед заключением контракта1.
Выбирая оптимального контрагента, наилучших результатов удастся достигнуть, используя методы конкурентных закупок, таких как различные открытые конкурсы, запрос предложений и т. п. Но все же даже безупречно организованного и проведенного с процедурной точки зрения конкурса не всегда достаточно.
Большое значение имеет предельно полная информация о существующих поставщиках и предоставляемой ими продукции и услугах, а также умение заинтересовать их для участия в проводимых закупках, что требует достаточно больших усилий, так как вследствие большого числа нарушений, происходящих во время проведения конкурсов другими заказчиками, недоверия к ним у поставщиков более чем предостаточно. В целом же вопросы эффективности использования ресурсов выходят за границы закупочной тематики, но недоучет их в планировании закупок приводит к уменьшению эффективности абсолютно всей системы обеспечения предприятия.
Сбыт продукции является систематическим принятием решений относительно физического перемещения и передачи права собственности на услуги или товар от производителя к потребителю, включая обязательные элементы, такие как хранение, транспортирование и совершение сделок2.
Оптовая торговля играет главную функцию в осуществлении продвижения товара к потребителям. Если рассматривать современный опыт, то можно увидеть, что многие оптовые компании выполняют функции сбыта намного лучше производителя, так как имеют сложившиеся связи с розничной торговлей, отличную транспортную и складскую базу [6, с. 37].
Оптовые компании сегодня предоставляют своим покупателям помимо товаров и большой перечень дополнительных услуг: организацию различных мероприятий по стимулированию продаж, рекламу в местах продажи, предпродажную подготовку, доставку товаров, фасовку и упаковку товаров под маркой торгового предприятия. Сервисные центры организуются оптовыми компаниями на рынках технически сложных товаров. Получается, что сбытовая концепция основывается на общей концепции оптового предприятия и включает в себя ведущие решения в направлении политики сбыта.
Рассматривая оптовую торговлю, важно выделить ее особенности, влияющие на организацию сбытовой деятельности [8, с. 155]:
1) обязательность скрупулезного формирования ассортимента продукции (так как обычно оптовый торговец покупает товар определенной марки в большом количестве, и если этот товар будет пользоваться небольшим спросом, то продавец понесет ощутимые финансовые потери);
2) четкое обозначение целевых рынков (необходимость в понимании запросов заказчиков с целью удовлетворения их потребностей);
3) создание эффективного портфеля заказчиков (заказчик в оптовой торговле приобретает товар крупными партиями, а значит, потеря нескольких заказчиков может серьезно повлиять на состояние дел оптовика).
Принимая решения по ассортименту важно учесть уровень близости между различными товарными группами, объективные возможности предприятия (кадровые, финансовые, складские), наличие конкурентов и запросы покупателей. Формирование ассортимента с финансовой точки зрения происходит с учетом оборота товаров, его размеров и получаемой в конечном счете прибыли.
Помимо планирования ассортимента, одной из составляющих частей коммерческой деятельности становится планирование сбыта. Данное планирование состоит из составления плана сбыта предприятия, формирования портфеля заказов, выбора эффективных сбытовых каналов продукции, регионального распределения объемов сбыта товаров.
Решения относительно методов и каналов сбыта оптовым предприятием принимаются так же, как и предприятием производителем. Одним из крупных преимуществ структуры сбыта оптовой компании является способность осуществлять доставку в розничные сети в очень короткий срок небольших партий товаров. Сбыт должен быть ориентирован на освоение новых рынков, на постоянный поиск и привлечение новых покупателей1.
Таким образом, закупочно-сбытовая деятельность предприятия представляет собой ключевой элемент коммерческой деятельности, зависит от множества факторов и имеет в каждом предприятии свою специфику. От правильной ее организации зависит успех предприятия в целом.
1.2 Виды и функции закупочно-сбытовой деятельности
Закупочно-сбытовая деятельность - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение предприятия необходимыми ресурсами и реализацию произведенной продукции. Виды и функции закупочно-сбытовой деятельности зависят от специфики отрасли, размера и стратегии предприятия, а также от внешней среды.
Основные виды закупочно-сбытовой деятельности можно разделить на следующие группы [3, с. 30]:
- закупка сырья, материалов, оборудования и услуг для производства. Закупка сырья, материалов, оборудования и услуг для производства является важной задачей для любой компании. От того, как качественно и своевременно она будет выполнена, зависит эффективность и конкурентоспособность бизнеса.
Для того, чтобы оптимизировать процесс закупки и снизить затраты, необходимо разработать стратегию закупок, учитывающую специфику рынка, потребности заказчиков и возможности поставщиков. Также необходимо проводить регулярный мониторинг и анализ закупочной деятельности, выявлять риски и возможности для улучшения;
- закупка товаров для перепродажи - это один из способов заработать деньги на рынке. Этот вид деятельности подразумевает покупку товаров по низкой цене и продажу их по более высокой цене с целью получения прибыли. Закупка товаров для перепродажи требует от предпринимателя знания рынка, спроса и конкуренции, а также умения вести переговоры с поставщиками и клиентами;
- сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынках является одной из важнейших задач любого предприятия, которая определяет его конкурентоспособность, прибыльность и развитие. Для успешного сбыта продукции необходимо проводить комплексный анализ рыночной ситуации, потребностей и предпочтений целевых потребителей, конкурентных преимуществ своих товаров и услуг, а также использовать эффективные методы и каналы продвижения продукции на различных рынках. Сбытовая деятельность предприятия должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить максимальное удовлетворение спроса на готовую продукцию, а
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федер. закон № 223-ФЗ: принят Гос. Думой 18 июля 2011 г. – Москва. - Текст: электронный. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 05.05.2022).
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон № 44-ФЗ: принят Гос. Думой 05 апреля 2013 г. – Москва. – Текст : электронный. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 05.05.2022).
3. Бабенко, Е.А. Сбытовая политика и ее роль в деятельности предприятия / Е.А. Бабенко // Научный вестник государственного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Луганский национальный аграрный университет». — 2019. — № 6-1. — С. 23-30.
4. Васильев, М.Ю. Методологические подходы анализа сбытовой деятельности предприятия / М.Ю. Васильев // Наука среди нас. — 2019. — № 6 (22). — С. 187-194.
5. Вэй, И. Сбытовая политика предприятия: механизм реализации / И. Вэй // Евразийский юридический журнал. — 2019. — № 1 (128). — С. 429-430.
6. Гусельникова, В.М. Сбытовая политика: понятие, этапы и задачи / В.М. Гусельникова // В сборнике: Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 37-39.
7. Груздев А. Что такое B2С, B2B продажи + еще 7 моделей. URL: https://gruzdevv.ru/chto-takoe-b2s-b2bprodazhi (дата обращения 21.02.2019)
8. Дмитриев, В.В. Сбытовая политика коммерческих организаций: роль и принципы организации / В.В. Дмитриев // Сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 155-158.
9. Иванов, Г. Г. Коммерция [Текст]: учебное пособие / Г. Г. Иванов, С. Л. Орлов. - Москва: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. - 160 с. 28
10. Иконин А.А. Особенности организации закупочной деятельности / Иконин А.А. // Вестник науки и образования. - 2019. - №12-1 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-zakupochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 05.06.2022).
11. Кондратенко В. Транзакционные, консультационные и стратегические продажи. URL: https://gruzdevv.ru/chto-takoe-b2s-b2b-prodazhi (дата обращения 21.02.2019)
12. Контрольный орган в сфере госзакупок: кто он и как проверяет участников [Электронный ресурс] // Официальный сайт Госзаказ.ру. - Режим доступа: https://gozakaz.ru/kontrolnyy-organ-v-sfere-goszakupok-kto-on-i-kak-proveryaet-uchastnikov/ (дата обращения: 05.06.2022).
13. Лайсон К. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / К. Лайсон, М. Джиллингем. – М.: ИНФА-М, 2019. - 274с.
14. Макаров М.В. Организация и пути повышения эффективности сбытовой деятельности на предприятии / М.В. Макаров // Сборник научных трудов 9-й Международной науно-практической конференции. Курск, — 2020. — С. 281-285
15. Николаева А.Г. Разработка показателей оценки эффективности закупочной деятельности промышленных предприятий России / Николаева А.Г. // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. - 2019. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-pokazateley-otsenki-effektivnosti-zakupochnoy-deyatelnosti-promyshlennyh-predpriyatiy-rossii (дата обращения: 05.06.2022
16. Потолокова М.О. Закупочно-сбытовая деятельность коммерческих предприятий / Мария Олеговна Потолокова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2019. - 108 c.
17. Сысоева, Е.В. Управление сбытовой политикой организации / Е.В. Сысоева // Инновации и инвестиции. — 2019. — № 2. — С. 76-80.
18. Хасанова С. О. Сбытовая деятельность предприятия как объект управления. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25696309 (дата обращения 01.03.2019)
19. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия : учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 435 с
20. Швоева, В.О. Сбытовая деятельность предприятия как система и ее основные элементы / В.О. Швоева // Научно-практические исследования. — 2020. — № 1-3 (24). — С. 275-278.