Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный период развития общества характеризуется резким повышением роли образования. В последнее время социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется состоянием глобального морального, эстетического и духовного кризиса.
В наш век обилие информации через средства массовой информации, использование интернета ложатся мертвым грузом на психику ребенка, а затем при обилии информации нехватка чувств и интересов ложится на ребенка. Их неразвитость порождает примитивность человеческой психики, когда один человек не может не только испытывать, но даже получать удовлетворение.
В этих условиях воспитание детей и подростков является одной из важнейших задач формирования и становления культурной, разносторонней личности.
Таким образом, воспитание детей и подростков остается актуальной и востребованной проблемой в современном мире, поскольку в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственно-психического воспитания.
В настоящее время кроме образовательных организаций разносторонним воспитанием детей и подростков также занимаются учреждения культуры, в том числе клубные учреждения, реализуя его через организацию досуговой деятельности детей.
В сфере досуга дети и подростки подвергаются воздействию и влиянию различных социальных институтов, позволяющих проводить воспитательную работу с максимальной эффективностью. В процессе коллективного отдыха усиливается чувство товарищества, повышается уровень сплоченности, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, воспитание нравственных, правовых и поведенческих норм в обществе.
Практика показывает, что социальное воспитание детей, в том числе формирование их социальной активности, сегодня не является приоритетом школы. В то же время есть основания утверждать, что из всех функций воспитательной школы по объективным причинам наибольшая отсталость, растерянность и равнодушие отражаются в сфере воспитательной деятельности и социального воспитания (3).
В этом контексте важно не забывать о потенциале клубной деятельности, которая является уникальным средством социального воспитания и имеет большой потенциал в формировании социальной активности подростков, который сегодня недостаточно используется/
Клубная деятельность - это социально регулируемый, педагогически целесообразный, институционально оформленный и пространственно локализованный процесс общения и активного культурного досуга, основывающийся на принципах позитивной свободы, добровольности, социально значимой направленности, общего интереса, самоорганизации, атрибутивности, нормативности, занимательности, в ходе которого происходит социальная адаптация и индивидуализация личности в социуме, развивается ее социальная активность.
Потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков представляет собой совокупность ее мероприятий, использование которых способствует формированию мотивационного, ориентировочного, регулятивного и продуктивного компонентов социальной активности
Степень разработанности проблемы исследования. Принципы организации досуговой деятельности и клубной работы, отраженные в научных трудах А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова и др.
В разное время ученые, теоретики и практики клубной работы, организаторы, лидеры и активисты клубов пытались выяснить, что же такое клуб: учреждение или объединение, социальный институт или социальная группа. Среди них можно назвать имена таких российских ученых, как В. В. Туев, А. В. Сасыхов, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин, М. А. Ариарский, А. С. Запесоцкий, Л. Л. Новикова, В. Э. Хазанова, Н. Ф. Максютин, В. В. Полукаров и др.
Две основные цели общения вообще, отмечал еще Э. В. Соколов в книге «Культура и личность»: открытая цель - объединение людей в процессе общения и закрытая - обособление, персонификация людей в общении друг с другом. Эти две цели - суть и два основополагающих свойств клуба. Дихотомия их дает возможность выразить всего в двух словах специфику этого уникального социального института. Клуб - это объединение для отделения (21, 41-42).
Учитывая социальное назначение клуба, формами клубной работы в самом общем смысле мы считаем присущие клубу способы отражения социальной действительности и влияния на них механизмов организации культурно-досуговой деятельности различных слоев населения.
Основная идея исследования - проблема воспитания детей и подростков становится очевидной, если соотнести вышесказанное с анализом современной международной обстановки. Этим объясняется пристальное внимание к интересующей нас проблеме философов, социологов, психологов, учителей. Поэтому необходимо более внимательно рассмотреть деятельность клубных учреждений в воспитании детей и подростков.
Цель исследования – проанализировать деятельность клубного учреждения в работе с детьми и подростками
Объект исследования – клубное учреждение.
Предмет исследования – деятельность клубного учреждения в работе с детьми и подростками
Задачи исследования:
1. Определить цели и задачи воспитания детей и подростков в досуговой деятельности;
2. Обозначить задачи и охарактеризовать культурно-досуговые учреждения;
3. Раскрыть понятие «клубное учреждение»;
4. Определить основные направления работы клубного учреждения с детьми и подростками;
5. Выявить особенности культурной деятельности в сельских клубных учреждениях;
6. Проанализировать работу клубного учреждения с детьми и подростками;
7. Разработать рекомендации по совершенствованию работы клубного учреждения с детьми и подростками.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе были использованы труды исследователей в области:
- особенностей организации досуговой деятельности (Л.С. Жаркова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова и др.);
- особенностей работы клубных учреждений в работе с населением (А. Демченко, А.В. Каменец, М.А. Койнов, С.В, Королев и др.).
Методы исследования:
- теоретические - сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования;
- эмпирические: анализ отчетной документации; анкетирование, качественная и количественная обработка данных, метод наглядного представления.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Караичевский центральный сельский Дом культуры».
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в работе был проведен анализ деятельности клубного учреждения в работе с детьми и подростками.
Теоретическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что в работе были выделены и проанализированы особенности работы клубных учреждениях сельских поселений.
Практическая значимость результатов данного исследования рассматривается в возможности учета рекомендаций повышения работы клубного учреждения с детьми и подростками.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложение.
Глава 1. Клубные учреждения как форма досуговой деятельности детей и подростков
1.1 Цели и задачи социального воспитания детей и подростков в досуговой деятельности
Субъектами социального воспитания являются конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и сообщества, общественные организации, образовательные учреждения.
Под социальным воспитанием (вообще) в социальной педагогике понимается то, что личность воспитывается в социуме, социальной среде в процессе взаимодействия с ним.
Объектами социально-воспитательного воздействия могут быть ребенок, группа подростков, общность людей, а целью - процесс их относительно целенаправленного и планомерного развития.
На сегодняшний день в социальной педагогике существует несколько подходов к организации воспитательного процесса. Во-первых, опираясь на идеи К. Роджера о философии и гуманистической психологии, О. С. Газман, А.В. Иванов, Н. Б. Крыловой необходимо выделить культурологический подход. Суть культурологического подхода заключается в отказе от специальной организации образовательного процесса, в основе которой лежит убежденность исследователей в естественной социальной адаптации ребенка к окружающему миру в процессе самопознания. Также ребенок легко усваивает основные культурные нормы и ценности. Сторонники культурологического подхода сосредотачиваются на межличностном общении, взаимодействии и отношениях между детьми и взрослыми, а образование видят как «результат» их «самостоятельных исследований» (5).
Также следует обратить внимание на так называемый социализирующий подход. Согласно исследованиям В. Г. Бочаровой, М. А. Галагузовой, А. В. Мудрика, М. В. Шакуровой, В. Р. Ясницкой, воспитание представляет собой открытую и многомерную социальную систему, имеющую множество социальных источников воздействия на личность воспитанников. Качество социального воспитания в рамках данного подхода определяется «социальной эффективностью», под которой подразумевается обеспечение социализации и личностного самоопределения воспитанников.
Ценностные аспекты социального воспитания рассматриваются в контексте аксиологического подхода (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.). Социокультурная реальность здесь понимается как мир ценностей, имеющий объективный характер. Овладение данными ценностями составляют содержание социального воспитания личности, которое осуществляется в процессе решения основной жизненной проблемы, которую М. М. Плоткин определяет «как жить» . Личностными проявлениями системы ценностей являются интересы, стремления, установки, убеждения и т.д., которые детерминируют отношение личности к себе и к окружающему миру (9).
Поскольку образовательный процесс представляет собой сложную организованную систему, актуален системный подход к социальному воспитанию. Согласно мнения Т.Ю. Купача, системный подход позволяет интегрировать и учитывать основные и потенциальные образовательные возможности и потребности ребенка при планировании и организации учебной деятельности. С системной точки зрения социальное знание представляет собой набор относительно устойчивых норм и ценностей; объединение людей, организованное по принципам и направлениям деятельности, выполняемым функциям, временным связям, отношениям и поведению, различные способы социализации людей в обществе для достижения определенных воспитательных целей, решения задач социального становления и культурного развития личности (3).
Для проблематики нашего исследования необходимо отметить реализацию гуманистического подхода в дополнительном образовании детей и подростков, что подтверждается исследованиями М. И. Болотовой, В. А. Горского, Л. Г. Логиновой, Л. А. Николаевой, А. Б. Орлова, Н. А. Соколовой, и др.). Он обеспечивает индивидуальную образовательную «траекторию» для каждого ученика, создает атмосферу доброжелательности и сотрудничества между взрослыми и детьми, понимает его личность.
Организация социального воспитания на основе гуманистического подхода связана с созданием условий для развития личности в системе субъектных отношений в образовательном процессе. Субъективные отношения характеризуют педагогику сотрудничества, которая предполагает «…не только участие, но и обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности, истинное их значение определяется целью, содержанием, формой и результатами их деятельности при осуществлении всех ее участников» (19, 65-66).
Рассмотрение социального воспитания детей и подростков с антропологической точки зрения направлено на выявление их личностных особенностей на разных этапах онтогенеза в данной социальной среде. Если рассматривать социальное воспитание как самосознание личности и реализацию возможностей самосовершенствования в определенном социальном пространстве, то можно сделать вывод, что культурно-образовательная среда способна моделировать социальное поведение детей и подростков. В то же время в специально организованной культурно-образовательной среде дети и подростки имеют возможность получить опыт субъективного самопознания, усвоить и оценить социальные нормы, нормы отношений и поведения.
Под культурно-образовательной средой понимается некое жизненное пространство, «динамическое единство учащихся и педагогов (детей и взрослых), система их отношений, окружающий их предметный и природный мир» (17, 54). Поэтому в понятие «культурно-образовательная среда» входят также: особенности и характер деятельности, социально-образовательный процесс, поддерживающий развитие субъектов и стиль взаимодействия. В. З. в соответствии с утверждениями В.З. Дуликова, среда является не только важным источником развития личности, но и идейно-ценностной атмосферой формирования личности, определяющей духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный «климат» внутри социальных групп (17).
Таким образом, в качестве основополагающего определения мы считаем необходимым использовать определение А. В. Мудрика и М. А. Галагузовой, согласно которому «социальное воспитание» есть педагогически регулируемая и осуществляемая в специально созданных воспитательных организациях составная часть процесса социализации, направленная на включение детей и подростков в социум (3).
Социальное воспитание, направленное на усвоение социальных стандартов и норм поведения, будет более эффективным при использовании технологий организации досуга:
- развитие творческой инициативы детей и подростков, мотивированной личным досугом, ценности и потребности, основанные на многоуровневом процессе социальной адаптации;
- формирование психологической устойчивости и способов самозащиты у детей и подростков;
- развитие навыков самоуважения и самоконтроля у детей и подростков в условиях открытой микроэнергетической рекреации.
Исходя из сущности социального воспитания, состоящего в выработке норм социального поведения, определяются принципы построения этого процесса, обеспечивающие его эффективность и результативность:
- принцип индивидуализации образовательного процесса с учетом личностных особенностей и выбор различных форм социального взаимодействия;
- принцип организации досуговой деятельности в различных формах социального взаимодействия (кружки, отделения, коллективное творчество, общественные мероприятия, выставки, конкурсы, экскурсии, творческие объединения и т.д.) и во взаимодействии с различными субъектами культурно-образовательной среды;
- принцип социальной закалки, позволяющий ребенку и подростку (при необходимой социально-педагогической поддержке) научиться самостоятельно преодолевать трудности, решать индивидуальные проблемы и конфликты.
1.2 Задачи и характеристика культурно-досуговых учреждений в работе с детьми и подростками
Целью учреждения культуры является создание благоприятных условий для развития творческого потенциала, духовно-нравственного самоопределения личности, сохранения и распространения культурного наследия.
Задания:
- удовлетворение потребности народа в сохранении и развитии традиционного народного творчества, особого искусства, иных самостоятельных творческих инициатив и общественно-культурной деятельности народа;
создание условий для организации культурных праздников и. отдых для детей и взрослых;
- социально-культурные, образовательные, оздоровительные, развлекательные, услуги для детей и взрослых;
- поддержка и развитие самобытных национальных культур, народных художественных промыслов;
- развитие форм организации культурного отдыха с учетом потребностей детей и взрослых (2).
Учреждения культуры можно классифицировать по следующим пяти признакам:
- по форме собственности;
- по основным направлениям деятельности;
- по результату деятельности;
- по способу хозяйственной деятельности;
- по способу финансирования (1).
Большинство учреждений культуры являются государственными или муниципальными организациями, а их организаторами являются государственные органы или муниципалитеты. Также учреждения культуры могут быть частными, и тогда их учредителями являются юридические и физические лица. Примером такого учреждения может быть продюсерский центр.
По основным направлениям деятельности учреждения культуры можно классифицировать по следующим видам:
- культурное просветительство и художественное творчество (деятельность архивов, специальных учебных заведений, театров, профессиональных художников и т.д.);
- отдых и развлечения (занимаются в основном организации досуга
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 236 с.
2. Васильковская, М. И.Деятельность клубного объединения в развитии творческих способностей детей подросткового возраста // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. №38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-klubnogo-obedineniya-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-detey-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 10.04.2023).
3. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность: учебно- методический комплекс / И. В. Воробьева. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009 – 106 с.
4. . Губайдуллина, Г. Р. Забота о сохранении духовной культуры : сборник статей / И.Р. Каримов. – Казань : Музыкальная академия, 2012 –101 с.
5. Гурин, Н. А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление : учебник / Н. А. Гурин // Молодой ученый. – Санкт-Петербург, 2011 – Т.2., №11.– С. 42– 45.
6. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно- досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК РФ, 1996.- 49с.
7. Дуков, Е. В. Концертное дело: тенденции начала 21 века Е. В. Дуков // Обсерватория культуры. 2002 – № 8 – С. 4-7.
8. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры. - М.: МГУКИ, 2019. - 234 с.
9. Жаркова А.Д., Чижова В.М. Культурно-досуговая деятельность. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
10. Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: учебник для вузов культуры и искусства / Л. С. Жаркова – Москва : Издательский дом МГУКИ, 2010 – 396 с.
11. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. - М.: Флинта, 2020. - 200 с.
12. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997-41с.
13. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально- культурной деятельности: учеб.пособие. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 2018. - 136 с.
14. Койнов, М. А. Как должен выглядеть современный клуб М. А. Койнов // Журнал «Дом культуры». – 2014 – № 7.– С.
15. Королев С.В. Клубная деятельность как одно из средств группового сопровождения воспитанников. URL: http://pandia.ru/text/78/461/ 22637.php (дата обращения: 08.04.2023).
16. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И., Утин Е.В. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы. - М.: ФАИР, 2016. - 224 с.
17. Лето Я. В. Проблемы развития сети учреждений культурно- досугового типа в сельской местности. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017 — № 1 (135). — С. 215-217. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/135/37811/ (дата обращения: 09.11.2022).
18. Михалев, И. В. Методологические подходы к определению и структуре сферы услуг / И. В. Михалев // Сервис в России и за рубежом. – 2012. – №10. – С 45.
19. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 703 с.
20. Смирнова, Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях / Е.И. Смирнова. - М., 2007.
21. Соколов Э. В. Культура и личность. - Ленинград: Наука, 1972. - 226 с.
22. Трембовельский, Е. Г. Организация культурного пространства России: отношение центров и периферии / Е. Г. Трембовельский // Музыкальная академия. – 2013 – №2. – С.65– 89.