Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Понятие государственного сектора экономики
1.1 Обоснование государственного вмешательства в экономику
Государство обеспечивает создание условий для существования рыночной экономики и устанавливает правила игры, предполагающие использование правовых норм, законов, административных регламентов и правоприменительных механизмов, направленных на защиту собственности, выполнение контрактов, обеспечение свободной конкуренции, предотвращение чрезмерной монополии и поддержание раскрытия информации.
В отличие от других участников экономической деятельности, государство имеет право на принуждение в рамках закона и в соответствии с законом, что допускает вмешательство и в рыночную экономику.
Основой государственного вмешательства в экономику является необходимость устранения сбоев рынка, стабилизации экономики и сокращения неравенства в доходах (Приложение 1) [10, с. 123].
Рыночный механизм не работает в товарном производстве, а потребление товаров неконкурентоспособно и неисключительно. Неконкурентоспособное потребление любого товара означает, что доступность этого товара не уменьшится из-за того, что кто-то его потребляет (типичный пример - воздух). Неисключительность потребления означает, что в принципе технически сложно, дорого или невозможно выделить потребителей такого рода товаров, поэтому невозможно отследить объем личного потребления и взимать за это плату (например, поскольку невозможно взимать плату, стоимость средства производства таких товаров не могут быть возвращены через рынок. Без вмешательства правительства эти товары и услуги не будут производиться или будут производиться вообще, но в недостаточных количествах. Государство может взять на себя производство таких товаров или оплатить их производство в частном секторе.
Другой причиной государственного вмешательства является существование естественных монополий, под которыми понимается производство товаров и услуг, требующих чрезвычайно высоких первоначальных затрат. После того, как первый производитель наладит производство и будет выпускать продукцию в достаточно больших количествах, другим производителям будет сложно выйти на этот рынок и конкурировать с ними (например, инженерные сети). Не опасаясь конкуренции, естественные монополии часто недопроизводят и поддерживают цены на уровне, обеспечивающем максимально возможную прибыль. Государство может законодательно ограничить цены монополистов или взять на себя производство товаров и предоставлять их потребителям [7, с. 66].
Следует отметить, что эти правила не классифицируют товары и услуги как монопольные, неисключительные или неконкурентоспособные раз и навсегда. Продукт или услуга, которые традиционно считались монополией, могут стать востребованными на рынке благодаря технологическому прогрессу или институциональной реформе. Таким образом, телефонная сеть сегодня вынуждена конкурировать с операторами сотовой связи, почтовыми и частными службами экспресс-доставки и т.д. Когда происходит это изменение, причина для государственного вмешательства исчезает. В то же время могут возникнуть новые причины для государственного вмешательства. Таким образом, с глобализацией экономики появляются новые общественные блага, такие как климат, который требует регулирования уже в глобальном масштабе.
Решение о необходимости государственного вмешательства также может быть обусловлено наличием положительных или отрицательных внешних воздействий (экстерналий) в поведении рыночных агентов, влияющих на отдельных лиц – ничего не подозревающих потребителей этих воздействий. Внешние факторы могут возникать как в процессе производства, так и в процессе потребления. Например, наличие стадиона снижает уровень преступности среди несовершеннолетних (положительное внешнее влияние). Примером негативного внешнего воздействия может быть загрязнение воздуха в процессе производства продукции. При отсутствии государственного надзора на рынке будет наблюдаться дефицит товаров с положительными показателями аутсайдеров и избыток товаров с отрицательными показателями аутсайдеров. В этом случае причина провала рынка заключается либо в том, что производитель или потребитель не полностью оплатили социальные издержки, связанные с производством или потреблением этого товара, либо в том, что выгоды от производства товаров для общества намного больше, чем выгоды конкретных потребителей, с которых производитель может взимать плату, за услуги [6, с. 213].
Экономические товары со значительными положительными внешними эффектами также называются товарами с особыми преимуществами, или товарами социальной значимости (англ. merit goods).
Кроме того, причины вмешательства государства связаны с неполной информацией, которой владеют потребители. В рыночных условиях покупатели и продавцы располагают разной информацией о качестве продаваемого товара. Продажа некоторых товаров фактически не требует вмешательства государства, поскольку потребители сами могут проверить и "пощупать" товар, чтобы убедиться в его качестве. Невозможно проверить качество других товаров или услуг заранее или "на глаз" (продукты питания, современная бытовая техника, квартиры в строящихся домах), поэтому государство вмешивается, чтобы обеспечить минимальные стандарты качества или безопасности. Есть также некоторые продукты, качество которых потребители не могут проверить, даже если они потребляются в течение длительного времени. В этом случае вмешательство государства считается обязательным (контроль качества лекарств).
Как показал опыт двадцатого века, рынок не может самостоятельно справиться с инфляцией и безработицей. Эти явления привели к неэффективному функционированию экономики и не достигли предела ее производственных возможностей. Поэтому вмешательство государства теоретически может улучшить положение всего общества.
Современное государство заботится о людях с низким доходом в силу объективных причин (болезни, пожилые люди, инвалиды, расширенные семьи), решая таким образом проблему социальной справедливости. Движение за достижение социального равенства, сопровождаемое повышением уровня образования населения и снижением уровня преступности, может одновременно способствовать повышению экономической эффективности. [9, с. 229].
Однако государственное вмешательство не является универсальным средством решения проблем, поскольку, устраняя сбои рынка, государство часто заменяет их сбоями государства, когда государственная деятельность порождает дополнительные издержки для экономики, замедляет экономический рост и сокращает. Поэтому, принимая решение о государственном вмешательстве, необходимо измерить возможные выгоды и потери общества.
Вмешательство государства в экономику привело к возникновению издержек, состоящих из нескольких компонентов.
1. Стоимость ресурсов, потребляемых государственным или частным сектором для производства общественных благ по запросу государства.
2. Экономические потери, связанные с перераспределением ресурсов от богатых к бедным (потеря выгод от альтернативного использования).
3. Затраты на реализацию национальных решений (правоприменение) для частного сектора. Здесь государство вмешивается в форме надзора. Население и предприятия, которые обязаны соблюдать закон, могут понести дополнительные расходы - ориентировочная стоимость. Примером может служить строительный кодекс (двойное или трехслойное стекло), который запрещает хозяйственную деятельность на охраняемых территориях и требует разрешения на любой вид деятельности.
4. Затраты на контроль за соблюдением принятых законов. Это включает в себя не только расходы на содержание надзорного органа, но и расходы, возлагаемые на контролируемое лицо (проверка, необходимость отчетности).
5. Стоимость освобождения от экономического налога. Любой вывод средств из экономики снизит ее эффективность, в то время как налоговое регулирование, направленное на стимулирование определенных видов деятельности и ограничение других видов деятельности (налоговые льготы, налоги на потребление), сделает ее еще меньше [12, с.2375].
Государство не может вмешаться или не вмешиваться раз и навсегда. Ситуация может измениться, у общества появятся новые потребности, и старые причины для государственного вмешательства могут исчезнуть.
Государство использует административные и экономические средства для вмешательства в экономику.
Административный инструмент основан на принудительной власти государства и содержит запреты и разрешительные меры, реализуемые посредством контрольных постановлений. Например, определять предельные цены на определенные товары и услуги (в основном в отраслях естественных монополий) [14, с. 43].
Экономические инструменты государственного надзора сочетают в себе инструменты денежно-кредитной (monetary) и фискальной (fiscal) политики.
К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся:
1. Произвольная корректировка ставки дисконтирования;
2. Произвольно устанавливать и изменять размер минимальных резервов, которые национальные финансовые учреждения (банки) должны хранить в центральном банке;
3. Инвестиционные операции на рынке ценных бумаг, такие как выпуск государственных долговых обязательств, их сделки и погашение;
4. Валютные проблемы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 9. Ст. 851
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022, с изм. от 19.12.2022) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства РФ. 2016. N 1 (часть I). Ст. 29
4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 20.10.2022, с изм. от 19.12.2022) «О рынке ценных бумаг»// Собрание законодательства РФ. 2016. N 1 (часть I). Ст. 81
5. Абдуллаев, Н. А. Государственный сектор экономики переходного периода / Н.А. Абдуллаев. - М.: Финансовый контроль, 2022. - 176 c.
6. Буров, М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов. Монография. 4-е изд. / М.П. Буров. – М.: Дашков и К, 2020. – 343 c.
7. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики. / В.П. Васильев. – М.: Юрайт, 2020. – 179 c.
8. Власова, Т. В. Проблемы экономики России в 2022 году и их решение / Т. В. Власова, М. Д. Капустина. // Исследования молодых ученых : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). – Казань : Молодой ученый, 2022. – С. 27-30.
9. Ильяшенко, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2019. - 416 c.
10. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: Учебник / С.Г. Капканщиков. - М.: КноРус, 2018. - 370 c.
11. Курбанов, М.З. Проблемы сбалансированности бюджета / М.З. Курбанов // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf
12. Лещенко, Ю.Г. Национальные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобальной интеграции: эволюционно-теоретический аспект / Ю.Г. Лещенко // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 4. - С. 2375-2390.
13. Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf.
14. Родионова, И. А. Мировая экономика. Индустриальный сектор / И.А. Родионова. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2022. - 608 c.
15. Родионова, И.А. Мировая экономика: индустриальный сектор. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ / И.А. Родионова. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2022. - 354 c.
16. Российская экономика [Электронный ресурс]: URL: https://ratings.ru/files/research/corps/NCR_Resilience_150622.pdf
17. Рябушкин, Б. Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики / Б.Т. Рябушкин, Э.Ю. Чурилова. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 144 c.
18. Санкции против России [Электронный ресурс]: Медийный новостной портал «24smi.org». - URL: https://24smi.org/story/7-sankcii-protiv-rossii.html
19. Сайт Группы компаний ТБН Логистик [Электронный ресурс]: URL: http://www.logistic.ru/news.
20. Сайиян, К.В., Асон, Т.А. Экономическая безопасность России в условиях международных санкций // Экономическая безопасность. - 2021. -Том 4. - № 1. - С. 31-42.
21. Тамбовцев, В.Л. Теории государственного регулирования экономики. / В.Л. Тамбовцев. – М.: Проспект, 2021. – 160 c.
22. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru
23. Федоров, Д. В. Управление развитием энергетического сектора экономики России / Д.В. Федоров. - М.: Экономика, 2022. - 328 c.
24. Хасенова, Л. Х. Бюджетная система: сущность и понятие / Л.Х. Хасенова // Молодой ученый. – 2018. – №45. – С. 194-196.