Фрагмент для ознакомления
2
Достижение высоких спортивных результатов в условиях растущей конкуренции требует постоянного совершенствования технических навыков спортсменов.
Одним из наиболее перспективных направлений технической подготовки высококвалифицированных спортсменов является совершенствование координационных способностей. Техническая подготовка проводится за счет скоростно-силовых характеристик, улучшения координации движений и повышения устойчивости технических действий различных сбивающих факторов.
Помимо совершенствования координационных способностей, большинство из них нашли широкое отражение в современной научной литературе и в практике подготовки кадров. В то же время сноубординг, как один из сложных координационных видов спорта, требует создания системы целенаправленного развития различных видов координационных способностей [20,31,36].
Для развития координационных способностей используются следующие основные методы.
1. Изучение новых разнообразных движений, сложность их координации постепенно увеличивается. Этот метод широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первом этапе совершенствования в спорте. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только дополняют свой спортивный опыт, но и развивают навыки формирования новых форм координации движений. Имея большой спортивный опыт (запас двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданными спортивными задачами. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно уменьшит способность их овладению, тем самым подавляя развитие координационных способностей.
2.Формирование компетентности в восстановлении двигательной активности в условиях резких изменений. Этот метод также широко используется в базовых видах спорта, а также в игровых видах спорта и боевых искусствах.
3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности.
Все дело в том, что лишняя напряженность мышц (не полное расслабление в нужные моменты выполнения физических упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений. Это в свою очередь может привести к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:
- стандартно-повторного упражнения;
- вариативного упражнения;
- игровой метод;
- соревновательный метод.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях [33].
Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со строгой и не строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменений силовых параметров, например, прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения, стоя - ловля, сидя и наоборот);
- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину и глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
- «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «не ведущей» рукой и т.п.).
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п.
К примеру, при проведении игры «пятнашки» ставится задача как можно больше играющих запятнать за 3 минуты или запятнать с помощью волейбольного мяча, или запятнать в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающихся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации [31].
Упражнения физической подготовки могут сочетаться с другими видами тренировочных заданий, например, с технической работой, с совершенствованием координационных способностей горнолыжников. В этом случае тренировочные упражнения распределяются на пять групп — по возрастанию сложности:
1. Общеразвивающие упражнения.
2. Выполнение новых элементов в одной плоскости.
3. Упражнения в парах на одной ноге (спарринги).
4. Упражнения в парах на малой опоре.
5. Упражнения на различных балансировочных платформах (полусфера и т.п.).
6. Бег с горы, в гору (слалом, челнок) с малой интенсивностью и высокой координационной сложностью (данное упражнение можно использовать в интервалах отдыха между любыми сериями физических тренировок, в разминке и в заминке после тренировки).
7. Упражнения с мячом в парах, в парах у стенки. Броски, ловля мяча на расстоянии (мяч бросается в сторону от партнера на различное расстояние). Уклоны от брошенного мяча в партнера (нужно увернуться от мяча).
8. Ходьба по малой опоре, вперед, назад, боком, с поворотами, перешагиваниями, удержание баланса в основной стойке и в низкой стойке .
Вывод по главе 1.
В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения. В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей.
Существенное улучшение координационных способностей происходит к 15-16 годам. В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абатуров Р.А., Огольцов, И.Г. Планирование тренировочной нагрузки в подготовительном периоде /Р.А. Абатуров, И.Г. Огольцов//Лыжный спорт. -2014. -Вып. 1. -С. 35.
2. Болобан В.Н. Современные технологии формирования двигательных умений н навыков в процессе обучения сложнокоордннационным спортивным упражнениям: новейший справ. -Киев: Наука в олимпийском спорте, 2017. - С. 45-55.
3. Бутин Н.М. Лыжный спорт./ Н.М. Бутин.- М.:. Akadema. 2000. – 456 с.
4. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направлений и специальностей в области физической культуры и спорта / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - 3-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2013. - 239 с.
5. Волков М.В. Основы адаптации систем организма лыжников-гонщиков к тренировочным и соревновательным нагрузкам [Текст] / Матер. III Всеросс. научно-практ. конфер. тренеров по лыжным гонкам и биатлону «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков и биатлонистов высокой квалификации» / Под ред. В.В. Ермакова, А.В. Гурского. – Смоленск, СГАФКСТ, 2015. – С.50-54.
6. Гилязов Р.Г. Особенности развития силы и выносливости лыжников-гонщиков в структуре многолетней тренировки /Р.Г. Гилязов //Лыжный спорт. -2015. -Вып. 2. -С18-20.
7. Гимнастика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина Н.К. Меньшикова. – 2-е изд., стер. – М:. Академия., 2002. – 448с.
8. Гурский А.В. Педагогические технологии формирования структуры движений и сопряженного развития физических качеств лыжников-гонщиков / А. В. Гурский // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. – №7 (113). – С. 58-62.
9. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник / Ю.Д. Железняк, П. К. Петров. – М. : Академия, 2013. – 216 с.
10. Заболотская О.В. Ходьба на лыжах за здоровьем /О.В. Заболотская //Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции,2017.-С.55.
11. Занковец В.Э. Проблемы педагогической оценки координационных способностей хоккеистов / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Вестник спортивной науки. — 2015. — № 5. — С. 63– 68.
12. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС., 1970.
13. Каклимов А. Ф. Методика обучения способам передвижения на лыжах / А. Ф. Каклимов, В. А. Бомин, В. В. Шохирев. - Иркутск :Репро- центр А1, 2010. - 157 с.
14. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (62) - Физическая культура» .- М.: Советский спорт, 2013.- 299 с.
15. Ковязин В.М. Целенаправленные технологии управления индивидуальной спортивной работоспособностью лыжников - гонщиков и лыжниц - гонщиц в годовых циклах многолетней тренировки от новичка до мастера спорта: учебно-методический материал / В. М. Ковязин. - Тюмень: ОСДЮСШОР, 2011.
16. Коц Я. М. Спортивная физиология: учеб. / Я. М. Коц – М.: Физическая культура и спорт, 1998. – 389 с.
17. Лях В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // «Теория и практика физической культуры» – 2017. - №7. – С. 28-30.
18. Мальцев Г. С. Проблемы и перспективы развития олимпийских видов единоборств в России / Г. С. Мальцев, В. В. Зебзеев // Наука и спорт: современные тенденции. – 2020. – Т. 8, № 3. – С. 24-32.
19. Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков /В.Н.Манжосов. -М.: Физкультура и спорт, 2014. -96 с.
20. Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков /В.Н.Манжосов. -М.: Физкультура и спорт, 2014. -96 с.
21. Мизера Е.М. Особенности подготовки лыжников учебно-тренировочных групп на занятиях в спортивной школе /Е.М. Мизера //Вопросы физической культуры, спорта и здоровья. -2019.-С.119-121.
22. Мизера Е.М. Особенности подготовки лыжников учебно-тренировочных групп на занятиях в спортивной школе /Е.М. Мизера //Вопросы физической культуры, спорта и здоровья.-2019.-С.119-121.
23. Михалев В.И. Планирование интенсивности нагрузки при применении различных тренировочных средств лыжников-гонщиков в подготовительном периоде: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -М., 2014. -19 с.
24. Назаренко Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество. // «Физическая культура» №3,2000. – 28с
25. Никитушкин, В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: учебник / В.Г. Никитушкин. – М.: Советский спорт, 2013. – 254 с.
26. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2015. – 820с.
27. Попов Д.В. Физиологические основы оценки аэробных возможностей и подбора тренировочных нагрузок в лыжном спорте и биатлоне [Текст] / Д.В. Попов, А.А. Грушин, О.Л. Виноградова. – М.: Советский спорт, 2014. – 178 с.
28. Предигер А.В. Особенности организации и проведения физкультурно-массовых мероприятий с детьми младшего школьного возраста [Текст] / Предигер А.В. // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 42-44.
29. Приказ Министерства спорта России от 14.03.2013 № 111 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2013 № 28765)
30. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения / Составитель Н.А. Ноткина, СПб ЛОУУ, 1995. – 156 с.
31. Ракинцева И.Р. Средства общей физической подготовки в программе физического воспитания по лыжной подготовки /И.Р. Ракинцева // XLIII Научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников сахалинского государственного университета. Сборник материалов / Сост. С.Ломов 2014. Изд.: Сахалинский государственный университет (Южно-Сахалинск), 2014.-С.125.
32. Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. – М.: Спорт, 2017. – 840 с.
33. Спортивные игры и методика преподавания: учебник для пед. фак. ин-тов физ. культуры / под ред. Портных Ю.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 320 с.
34. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры : учебник для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Физическая культура" / [Ю.М. Макаров [и др.] ; под ред. Ю.М. Макарова. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. - 271
35. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта: лыжные гонки (в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки, утвержденного приказом Минспорта России № 111 от 14.03.2013). – Москва, 2015. – 108 с.
36. Физиология человека: учеб. Пособие /А.А.Семенович [и др.]; под ред. А.А.Семеновича. – Минск.: Выш. шк., 2019 – 544 с.
37. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова А.В. Коробкова и др. - М.: Высшая школа, 2003. – 230 с.
38. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2016. - 480 с.
39. Хрисанфов Г.А. Особенности развития специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков в годичном цикле подготовки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Л., 2015. -20 с.
40. Шликенридер П. Лыжный спорт. Северная ходьба: тренировочные программы / П. Шликенридер, К. Элберн. - Мурманск: Тулома, 2014. – 288 с.
41. Шпак В.Г. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Шпак. - ВГУ им. П.М. Машерова, 2017. – С. 80-84.
42. Якуш Е.М. Средства, методы и принципы физического воспитания / Е.М. Якуш – Минск: БГУФК, 2017. – 86 c.