Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современном мире глобализации, быстром развитии научно-технического прогресса, информационных технологий на основании растут спортивные результаты наших спортсменов, что требует дальнейшего развития массового и профессионального спорта и целенаправленной подготовки резерва для сборной команды страны. Постоянный набор талантливых спортсменов в спорте и выбор наиболее инновационных методов и средств подготовки – главная задача тренеров в виде спорта. Российская школа вольной борьбы занимает лидирующие позиции в мире благодаря передовой системе подготовки спортсменов высокой квалификации, сложившейся на основе современных концепций спортивной науки и достижений отечественной практики.
Основным фактором, определяющим соревновательную
и воспитательную деятельность в вольной борьбе, являются правила. Даже незначительные изменения в них отражаются на качественных
и количественных показателях соревновательной деятельности и методики тренировки спортсменов.
В целях повышения зрелищности вносятся изменения в правила соревнований: сокращается продолжительность поединков, стимулируется активная борьба и совершенствуется система оценки техники. В то же время
в методике подготовки борцов появляется определенное несоответствие
ее содержания новым требованиям. Если тренировочный процесс борцов осуществляется без их учета, это отклонение приводит к резкому снижению работоспособности спортсменов.
В последние годы в вольной борьбе произошли кардинальные изменения правил. Это обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования методов и средств подготовки борцов, учитывая возрастающие требования соревновательной деятельности, и определяет актуальность данного исследования.
Одним из важных задач тренера в занятиях спортсменов будет физическая подготовка, как общая, так и специальная физическая подготовка.
Цель работы – проанализировать специальную физическую подготовку девушек 16-17 лет, занимающихся вольной борьбой.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать термин «специальная физическая подготовка», и ее значение в спортивной борьбе.
2. Изучить психологическую и педагогическую характеристику девочек старшего подросткового возраста.
3. Раскрыть анатомическое и физиологическое развитие девочек старшего подросткового возраста.
4. Рассмотреть методику специальной физической подготовки женщин, занимающихся вольной борьбой.
Объект исследования - тренировочная деятельность девушек, занимающихся вольной борьбой.
Предмет исследования – специальная физическая подготовка девушек в вольной борьбе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования в работе использованы следующие методы:
- теоретический анализ и обобщение данных научно-методических литературных источников, поиск и использование информации глобальной компьютерной сети Internet;
Научная новизна результатов исследования состоит в уточнении методики обучения технико-тактическим действиям и развитию специальных физических качеств у девушек борцов вольного стиля.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, выводов и списка литературных источников.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕВОЧЕК 16-17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ
1.1. Характеристика термина «специальная физическая подготовка», и ее значение в спортивной борьбе
Для решения поставленных задач в тренировке спортсменов широко применяются средства общей подготовки и специальной подготовки. К средствам общей подготовки относятся упражнения, направленные на повышение уровня функциональной подготовленности, воспитание выносливости, силы, расширения диапазона двигательных навыков и совершенствование технического мастерства.
Из теории спорта известно, что специальная физическая подготовка - это специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.
К задачам специальной физической подготовки можно отнести:
- повышение функциональных возможностей, что обеспечивает успешную соревновательную деятельность;
- воспитание специальных физических способностей;
- достижение определенной спортивной формы [28].
В процессе методике обучения занимающиеся обучаются разным движениям для того, чтобы развивать свои способности и познавать закономерности техники приемов в виде спорта. Важным моментом при овладении двигательными действиями является создание правильного образного представления. В перспективе большинство ошибок и низкая эффективность связана именно со сложившимся неточным представлением о технике изучаемого движения.
Специальная физическая подготовленность характеризует уровень развития именно тех физических качеств, возможностей органов и функциональных систем организма, с которыми непосредственно связаны достижения в избранном виде спорта или системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно-технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости.
В современном глобализирующемся мире, когда развитие спорта достигло высокого уровня, в любом виде спорта сильно возрастает роль специальной физической подготовленности или тренировка специфических моментов, обеспечивающих победу.
При характеристике отдельных сторон физической подготовленности, особенно специальной, учитывают также способность спортсмена реализовать имеющийся функциональный потенциал в процессе соревновательной деятельности.
Анализ научно-методической литературы (О.О. Примаков, Ю.А. Шулика, Э. Арсланоглу ) свидетельствует о том, что роль физической подготовки в борьбе не только не снижается, но и значительно возрастает.
В то же время было показано, что регламент современного поединка,
вне зависимости от конкретной формулы, значительно интенсифицирует
его, а акцент на методе развития двигательных навыков сместился с развития силы взамен силовой и скоростной выносливости, теперь необходимо отдавать предпочтение скоростно-силовой выносливости [19, 28].
Учитывая, что нынешние правила UWW ориентированы на общую эскалацию соревновательной деятельности, мы считаем, что точка зрения
о том, что борцы должны повышать свою специальную выносливость
до уровня, когда они могут делать настоящие попытки выполнения приема каждые 15-25 секунд, не утратила своего значения и актуальности.
Поэтому необходимо будет увеличить долю специальных средств в зоне максимальной интенсивности (ЧСС выше 180 уд/мин) до 10-12% от объема тренировочной работы.
Проведя анкетирование и изучив планы тренировок, А.В. Медведь,
А.М. Шахлай, А.А. Медведь определили, что на практике три четверти, то есть 74 % изученных объемов физической подготовки специальной и общей, обеспечиваются в соотношении 60 %: 40%. 20 % (1 % - алактат, 19 % - гликолиз) от общего объема специальной работы отводится на анаэробную работу, 25 % - на нагрузку анаэробно-аэробного характера, 55 % -
на подготовку к работе аэробной направленности.
Объем тренировочной работы в микроциклах соревновательного периода составляет 260-280 минут.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алиханов, И.И., Шахмуратов Ю.А. Тактика вольной
борьбы / И.И. Алиханов, Ю.А. Шахмуратов; Ежегодник «Спортивная борьба», Москва: Физкультура и спорт. 2017; 2:80-85 с.
2. Аллахвердиев Мубариз Касум Оглы, Кесеменли Афгана Камран Кызы Характеристика мышечной составляющей тела девушек разной конституции / Аллахвердиев Мубариз Касум Оглы, Кесеменли Афгана Камран Кызы //Журнал анатомии и гистопатологии.-2017.-№3.-С.29-32.
3. Бардамов, Г.Б. Управление индивидуализацией подготовки борцов-акробатиков / Г.Б. Бардамов; Теория и практика физической культуры. 2018; 3:52-54 с.
4. Воронов, А.И., Березняк В.Р. Надежность технических действий
в борьбе и методы ее совершенствования / А.И. Воронов, В.Р. Березняк; Теория и практика физической культуры. 2018; 3:14-15 с.
5. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 1 (79). – С. 73–76.
6. Дагбаев, Б.В. Подготовка борцов вольного стиля с учетом современных правил соревнований / Б.В. Дагбаев; Монография, Улан-Удэ: Бурятское изд-во. Государственный университет; 2019. 140 с.
7. Дементьев, В.Л., Гожин В.В., Лушников А.Ю. Специализированные представления о борце / В.Л. Дементьев,
В.В. Гожин, А.Ю. Лушников; Монография, М.: Физическая культура;
2018. - 288 с.
8. Денисова, Л.В., Хмельницкая И.С., Харченко Л.А. Меры
и методы математической статистики в физическом воспитании
и спорте / Л.В. Денисова, И.С. Хмельницкая, Л.А. Харченко; Справочник
для вузов. М.: Олимпийская литература; 2018. - 127 с.
9. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Мн. : Белинкоммаш, 1993. – 99 с.
10. Игуменов, В.М., Подливаев Б.А. Спортивная
борьба / В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев; Учебник для студентов факультетов физического воспитания пед. образовательные учреждения. МР: Свет; 2018. 240 с.
11. Калмыков, С.В., Сагалеев, А.С., Дагбаев, Б.В. Соревновательная деятельность по борьбе Улан-Удэ / С.В. Калмыков, А.С. Сагалеев,
Б.В. Дагбаев; Изд-во Бурятского государственного университета; 2017. 204 с.
12. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психол. 2010 - №1. - с. 13-23.
13. Коробейников, Г.В. Общие модели проведения соревновательного поединка и универсальные требования к технико-тактической подготовке борцов высокой квалификации / Г.В. Коробейников; Студенческая физкультура. 2017; 1;37-42 с.
14. Кузнецов, А.С., Крикуха, Ю. Ю. Технико-тактическая подготовка борцов греко-римского стиля на этапе спортивного совершенствования
/ А.С. Кузнецов, Ю.Ю. Крикуха. Монография, М.: ФЛИНТА: Наука; 2019.
128 с.
15. Кузнецов, А.С., Мубаракзянов Р.Б. Влияние изменения правил
на соревновательную деятельность спортсменов по греко-римской
борьбе / А.С. Кузнецов, Р.Б. Мубаракзянов. Педагогико-психологические
и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта 2018; 1(30):55-61 с.
16. Кухтова, Н.В. Психология физической культуры и спорта, Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений факультета физической культуры и спорта /Н.В. Кухтова.- Витебск, УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2023.-256 с.
17. Латычев, С.В. Научно-методические основы индивидуализации подготовки борцов Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.р. по физической культуре и спорту / С.В. Латычев: 24.00.01, г. Киев; 2018. 39 с.
18. Латычев, С.В. Обоснование модели тренировки конфронтационных стилей в вольной борьбе Молодая спортивная
наука / С.В. Латычев; 2018; 16(1):157-163 с.
19. Максимов, Д.В., Селуянов В.Н., Табаков С.Е. Физическая подготовка борцов (самбо и дзюдо) / Д.В. Максимов, В.Н. Селуянов,
С.Е. Табаков, Москва: Отдел ТВТ; 2018. 160 с.
20. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта спортсменов
/ Л.П. Матвеев; М.: Олимпийская литература; 2017. 318 с.
21. Международные правила по греко-римской, вольной, женской
и пляжной борьбе / пер. Л. Куракина; изд. Н. Журулы, Лозанна; 2018. 80 с.
22. Миндиашвили, Д.Г., Завьялов А. И. Справочник тренера
по борьбе /. Д.Г. Миндиашвили, А.И. Завьялов. Красноярск: изд-во КПГУ; 2017. 213 с.
23. Мубаракзянов, Р.Б. Особенности тактической подготовки борцов греко-римского стиля с учетом индивидуальных особенностей и изменения правил соревнований / Р.Б. Мубаракзянов; Педагогико-психологические
и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта 2018; 3(36):93-101 с.
24. Назарова, С.Ю. Физическая подготовка девушек занимающихсявольной борьбой в группах начальнойподготовки /С.Ю. Назарова //Физическая культура, спорт, наука и образование. 2022. С.222.
25. Нелюбин, В.В. Эволюционные трансформации борьбы
/ В.В. Нелюбин; учебник, Новосибирск: изд-во «Пасман и Шувалов»; 2017.
159 с.
26. Новиков, А.А., Акопян, А.О. Анализ соревнований
и совершенствование технологии тренировочного процесса борьбы
по всероссийскому научно-исследовательскому институту физической культуры и спорта / А.А. Новиков, А.О. Акопян - 60 лет. 2018; 2:300-314 с.
27. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийских видах спорта. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов; Пособие [для тренеров]: в 2-х кн., М.: Олимпийская литература; 2019. 680 с.
28. Теория спорта. Курс лекций. / В.П. Якушев.- Витебск: Витебский университет им. П.М. Машерова, 2023. – 126 с.
29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academa, 2016.- 480 с.
30. Элипханов, С.Б. Э 46 Педагогическая технология управления многолетней силовой подготовкой в женском дзюдо: монография / С.Б. Элипханов. – Грозный: изд-во ЧГПУ, 2020. – 343 с.