Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки развития гибкости 4
1.1 Факторы, влияющие на гибкость и ее развитие 4
1.2. Средства развития гибкости 8
1.3. Методы развития гибкости 11
Глава 2. Формы организации занятий, способствующие развитию гибкости 16
2.1 Формы упражнений, повышающие гибкость. 16
2.2 Оздоровительные виды гимнастики 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Фрагмент для ознакомления
2
Сам термин "гибкость" обычно используется для комплексной оценки подвижности частей тела. Если необходимо оценить амплитуду движения отдельного сустава, принято говорить о подвижности этого сустава.
В теории и методике физического воспитания гибкость рассматривается как многофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее пределы подвижности компонентов тела. Ее проявление может принимать две формы:
- Активная: характеризуется высокой амплитудой движений при выполнении упражнений с мышечным усилием;
- Пассивная, характеризующаяся максимальной амплитудой движения, достигаемой внешней силой (партнер или вес).
Пассивные упражнения на гибкость позволяют достичь большей амплитуды движения, чем активные упражнения. Разница между активной и пассивной гибкостью называется резервом гибкости.
Существует также различие между общей и специальной гибкостью. Общая гибкость характеризует подвижность всех суставов тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - это предельная подвижность конкретных суставов, которая важна для эффективного выполнения спортивных и специализированных прикладных действий.
Гибкость развивается с помощью упражнений, растягивающих мышцы и связки. В целом, растяжку можно классифицировать в зависимости от особенностей действия мышц, а также активного и пассивного направления. Различают динамическое растягивание, статическое растягивание и смешанное статическое растягивание.
Специальная гибкость достигается путем выполнения специфических упражнений на растягивание мышечно-связочного аппарата.
Гибкость зависит от многих факторов, в основном от строения суставов, эластических свойств связок и мышц и нейромодуляции мышечного тонуса. Она также зависит от пола, возраста и времени суток (утром гибкость снижается).
Рабочее" состояние гибкости (т.е. состояние, выраженное в степени ее реального проявления в данный момент), естественно, зависит от функционального состояния организма в целом в данный момент и внешних условий, воздействующих на него. В частности, это зависит от суточного характера функционирования. Утром (обычно до 11-12 часов утра) достичь максимальной гибкости труднее, чем днем (но это не исключает возможности максимального проявления сразу после пробуждения).
Наиболее значительный темп прироста гибкости в движениях с участием крупных частей тела (например, экстремальные сгибания и разгибания туловища) обычно наблюдается к 13-14 годам.
Немногие генетические исследования показали высокое или умеренное влияние генотипа на подвижность тазобедренного и плечевого суставов или гибкость позвоночника.
Гибкость наиболее интенсивно развивается к 15-17 годам. Чувствительным периодом для пассивной гибкости считается возраст 9-10 лет, а для активной гибкости - 10-14 лет. У девочек наибольший рост наблюдается в возрасте 14-15 и 16-17 лет, а у мальчиков - в 9-10, 13-14 и 15-16 лет.
Развитие гибкости следует начинать в возрасте шести-семи лет, поскольку дети и подростки в возрасте от девяти до 14 лет могут развивать это качество почти в два раза эффективнее, чем старшеклассники.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аптер М.Д. Наука о гибкости /М.Д. Аптер. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 422 с.
2. Физическая культура. Методические рекомендации. 8—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — М. : Просвещение, 2017 — 3-е изд. — 239 с. : ил. —ISBN 978-5-09-044622-8.
3. Брыкина А.Т. Гимнастика /А.Т. Брыкина. – М.: Физическая культура и спорт, 1991 –348с.
4. Гибкость - важный фактор здоровья : (Учеб. пособие) / Власенко С. Н.; Гос. ком. Респ. Беларусь по физ. культуре и спорту, Респ. метод. каб. по физ. культуре и спорту, Акад. физ. воспитания и спорта Респ. Беларусь. - Минск : Б. и., 1992. - 99 с. : ил.; 20 см.
5. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов/ Ю.А Ермолаев. – М: Высш.шк., 2001. – 377 с.
6. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки (Ме-3 38 тодические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева.— М.: Лептос, 1994.— 368 с. ISBN 5-8450-0024-6
7. Теория и методика физического воспитания и спорта /под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 480 с.
8. Коджаспиров, Ю.Г.. Секреты успеха уроков физкультуры: учебно-методическое пособие : Учебно-методическое пособие / Ю.Г. Коджаспиров — Москва : Спорт, 2018. — 196 с. — ISBN 978-5-9500178-2-7. — URL: https://book.ru/book/928960 (дата обращения: 08.04.2023). — Текст : электронный.
9. Егорова, С.А.. Лечебная физкультура и массаж : учебное пособие. Бакалавриат : Учебное пособие / С.А. Егорова, Л.В. Белова, В.Г. Петрякова — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. — 258 с. — URL: https://book.ru/book/928612 (дата обращения: 08.04.2023). — Текст : электронный.
10. Островский, Г.М.. Технические системы в условиях неопределенности: анализ гибкости и оптимизация : учебное пособие. — 4-е изд. : Учебное пособие / Г.М. Островский, Ю.М. Волин эл. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. — 320 с. — ISBN 978-5-00101-811-7. — URL: https://book.ru/book/948234 (дата обращения: 08.04.2023). — Текст : электронный.