Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В настоящее время в образовательном процессе активно создаются возможности для использования современных технологий, основанных на результатах научно-технического прогресса. Использование современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества, особенно ролью каждого ученика в школе.
В связи с этим использование современных технологий на уроках физической культуры, несомненно, является залогом здорового образа жизни учащихся школы.
В то же время, особенно важной профессией в школах является учитель физкультуры, который несет ответственность за здоровье, физическое и нравственное развитие детей. Поэтому современные технологии обучения должны играть важную роль в работе учителей. Их цель - предоставить ученикам возможности для укрепления здоровья в школьной жизни, вооружить их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для ведения здорового образа жизни, и научить применять эти знания в повседневной жизни. Современные мировые технологии имеют огромное значение с точки зрения их влияния на здоровье учеников, поскольку они основаны на сочетании соответствующей возрасту познавательной деятельности учащихся, оптимальном сочетании физических упражнений и теоретических занятий, а также различных форм предоставления информации.
Оценивая развитие законодательства в области образования, нельзя упускать из виду один момент. В связи с развитием науки и техники на повестке дня постоянно стоит необходимость решения все новых и новых проблем, возникающих в образовательном процессе в школе в области создания и использования новых современных технологий обучения или качественного изменения уже хорошо известных и освоенных технологий. Поэтому неудивительно, что учебный процесс в школах находится в процессе совершенствования. В ближайшем будущем в Российской Федерации предполагается сосредоточить внимание на вопросе правового обеспечения здорового образа жизни на современном этапе развития человечества в целом и каждого школьника в частности.
Цель-применение современных образовательных технологий на уроках физической культуры у обучающихся старшего школьного возраста.
Задачи:
1. Выявить теоретические основы современных технологий.
2. Рассмотреть классификацию современных технологий обучения и воспитания.
3. Выявить эффективные современные технологии и проблему их применение на уроках физической культуры.
1. Глава. Теоретико-методологические основы современных технологий в образовательном процессе
1.1 Сущность и особенности педагогической технологии
Признание образовательной инженерии как важного элемента образовательного процесса не прекратило попыток уточнить ее природу и особенности. С одной стороны, это связано с углублением научного и практического интереса к технологии образовательной инженерии как средству повышения эффективности образовательного процесса, с другой - с разработкой конкретных образовательных технологий и выявлением в них новых универсальных сущностных данных. Подходы исследователей к определению понятия "образовательные инженерные технологии" разнообразны.
Например, российский ученый Борис Лихачев (1929-1998) рассматривает образовательную технологию как совокупность психолого-педагогических условий, определяющих особый набор и сочетание форм, методов, приемов, педагогических средств и организационно-методического инструментария образовательного процесса. Игорь Волков, российский педагог и новатор, трактует ее как описание системы поведения учителя и ученика, которую необходимо реализовать для оптимального осуществления учебного процесса. Владимир Беспалько определяет образовательную технологию как конкретный проект образовательной системы, который реализуется на практике как осмысленная технология осуществления образовательного и педагогического процессов.
Технологический подход в производственной сфере, т.е. представление производственных процессов как технологий, является неотъемлемой чертой современного материального производства. Он служит интенсивным выражением достигнутого уровня развития, внедрения научных результатов в практику и важнейшим показателем высокого профессионализма деятельности.
Технический подход и применение термина "технология" к социальным процессам и духовной сфере производства - образованию и культуре - явление новое для социальной действительности нашей страны.
Понятия "образовательный процесс" и "образовательная технология" (технология в сфере образования) несколько шире понятия "образовательная технология" ("образовательный процесс"), поскольку образование включает в себя помимо педагогики различные социальные, социально-политические, управленческие, культурные, психологические, педагогические, медицинские, педагогические, экономические и другие сопутствующие аспекты. Получается, что. Педагогика традиционно включает в себя обучение и воспитание, а образование - развитие ребенка. Однозначного толкования этих терминов не существует; например, образовательная технология иногда понимается узко - как технология образовательного процесса. С другой стороны, понятие "педагогическая техника" однозначно относится ко всем разделам педагогики (детский сад, школа, вуз, андрогогика, индивидуальная, групповая, семейная, досуговая, внешкольная, экологическая, производственная, социальная, профилактическая, специальная, коррекционная, лечебная и оздоровительная педагогика).
Слово технология происходит от греческих слов techne (искусство, техника) и logos (учить).
Поэтому термин "технология педагогического проектирования" можно буквально перевести как обучение педагогическому искусству и мастерству.
Вариаций в научном понимании и использовании термина "образовательная технология" настолько много, что можно выделить четыре позиции.
1. Педагогические технологии как средство. Педагогическая технология как средство обучения, т.е. производство и использование методических средств, инструментов, учебных приборов и оборудования для процесса обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бальсевич, В.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. - 1997 С.15-25
2. Коджаспиров, Ю.Г.. Секреты успеха уроков физкультуры: учебно-методическое пособие : Учебно-методическое пособие / Ю.Г. Коджаспиров — Москва : Спорт, 2018. — 196 с. — ISBN 978-5-9500178-2-7. — URL: https://book.ru/book/928960 (дата обращения: 13.04.2023). — Текст : электронный.
3. Дичковская И. Инновационные педагогические технологии Учебное пособие [Текст] К.: Академвидав, 2004.
4. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 С. 110.
5. Сковородкина, И. З., Общая и профессиональная педагогика : учебник / И. З. Сковородкина, С. А. Герасимов. — Москва : КноРус, 2023. — 653 с. — ISBN 978-5-406-11009-6. — URL: https://book.ru/book/947271 (дата обращения: 13.04.2023). — Текст : электронный.
6. Неверкович С.Д., Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. и др. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. С 185-187.
7. Бордовская, Н. В., Педагогика. Практикум : учебное пособие / Н. В. Бордовская, Е. А. Кошкина. — Москва : КноРус, 2023. — 230 с. — ISBN 978-5-406-09598-0. — URL: https://book.ru/book/945903 (дата обращения: 13.04.2023). — Текст : электронный.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Учебное пособие. [Текст] - М.: Народное образование, 2005. С. 34, 35-37, 53-59.
9. 1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
10. Дополнительная общеразвивающая программа для одаренных детей и талантливой молодежи «Программа деятельности школьного физкультурно – спортивного клуба «Тридцаточка». /авт.-сост: Е.В.Моргунова — Курган, 2016;
11. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников / И.В. Еркомайшвили - Екатеринбург: - 2004. - 118с.
12. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск,2007 г.
13. .Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004г.
14. Дадалко, В. А., Современные инновационные технологии и модели обучения в образовании : учебное пособие / В. А. Дадалко. — Москва : Русайнс, 2023. — 321 с. — ISBN 978-5-466-01670-3. — URL: https://book.ru/book/946368 (дата обращения: 20.04.2023). — Текст : электронный.
15. Современное педагогическое образование № 1-2023 : Периодическое издание / под ред. И.П. Гладилина — Москва : Русайнс, 2023. — 506 с. — ISBN 2587-8328. — URL: https://book.ru/book/949233 (дата обращения: 20.04.2023). — Текст : электронный.
16. Психология профессионального образования. Педагогика профессионального образования : учебно-методическое пособие / Н. И. Ешкина, М. А. Кувырталова, Н. А. Пронина [и др.]. — Москва : Русайнс, 2023. — 174 с. — ISBN 978-5-466-02869-0. — URL: https://book.ru/book/949753 (дата обращения: 20.04.2023). — Текст : электронный.
17. Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,2010.
18. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход. - Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998г.
20. Лукьяненко В.П. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.
21. Чайцев В.Г., Пронина Ч.В. Новые технологии ФВ школьников. Практическое пособие. - М., 2007 г. [Учебное пособие]