Фрагмент для ознакомления
2
От ритуала неотделимо понятие «сакральность». Так, в ритуале этнокультурной традиции обозначаются две грани «священного»: выявление божественного начала, к которому обращаются участники обряда, и табуирование непосредственного общения с этим божественным началом для обеспечения наибольшей сокровенности.
Ритуал является одной из архаических форм культурной традиции. Прообраз ритуала есть осуществление божественных тайн, сакральный культ, символизм.
Истоки ритуалов в генетическом подходе находили в культуре тотемизма, причинами чего стали следующие аспекты:
1. Предмет религиозного поклонения тотемизма заключается в олицетворении социальных сил, которые господствуют над человечеством.
2. Конкретное выражение определенной общественной группы.
3. Переплетение социальных связей с обрядами и религиозными представлениями.
Исследователи отмечают глубокое психологическое воздействие ритуала на психику его участников, поскольку в этот момент самые полярные эмоции сливаются воедино и преобладают над человеческим разумом.
Таким образом, можно заключить, что ритуал является стереотипной поведенческой формой, которая предназначена для гармонии и единения с природой, божественными силами, космосом и прочими сакральными аспектами.
Исходя из рассмотренных положений, мы можем выделить следующие функции обряда:
1. Космологическая функция.
2. Религиозно-правовая функция.
3. Социальная функция.
4. Производственно-экономическая функция.
В конечном итоге обряд представляет собой путь к Творцу, взаимодействие с миром Творца (со Светлым Ирием — тонким миром).
Ритуал по своему смыслу схож с обрядом, однако имеет и существенное различие. Необходимо подробнее рассмотреть данную категорию.
Существует поверье, что однажды в Светлом Ирие появился антимир — область агрессивных энергий, отвергаемых Творцом. Эти энергии не живут по законам Прави и не имеют собственного источника существования, кроме паразитирования в явном мире с душами человеческими. Именно такой энергией обладает ритуал: при исполнении проводящий его жрец, маг, окультист, псевдосвященник, псевдоволх, псевдостарец своими действиями формировал особый канал с антимиром и вызывал к себе одного или нескольких хищных существ антимира.
Кроме того, в ритуале обязательно предполагается и наличие жертвы. Такая жертва должна ассоциироваться с человеческим телом, человеческой кровью, иметь отношение к вещам того, на кого направлен ритуал.
Каждый народ обладает своими уникальными традициями, обычаями, обрядами и ритуалами, а также национальной одеждой и кухней, устным народным творчеством, культурой танцев и музыки, характерными особенностями быта. Ритуалы и обряды в контексте культуры и традиции народа позволяют идентифицировать культуру, поймать характерные особенности и отличия от прочих культур, при этом сохраняя идентичность нации. Глубокое понимание особенностей специфики культуры у разных народов способствует выстраиванию гармоничных отношений в процессе межкультурного общения. Исследование подходов к ритуально-обрядовой деятельности, глубоко укоренившихся в жизни народов, предполагает влияние на современные отношения внутри социума в контексте межкультурной коммуникации.
Проблема традиции во все времена волновала исследователей. Так, еще в Древнем Китае существовали трактовки традиции и отношения к ним. В Европе возросший интерес к традиции отмечался во времена Ренессанса, чему послужили критика церкви и отжившие отношения.
Головлева Е. Л. понимает обрядовую культуру как совокупность знаний об обрядах и их значении в практиках обрядовых действий. По мнению автора, понятие обрядовой культуры имеет как вербальное, так и невербальное значение, которое, в свою очередь, выражается в обрядовом поведении, жестах и фольклоре.
Уровень обрядовой культуры определяется знанием и вовлеченностью конкретного индивида в знание обрядов и традиций.
Историко-культурологический подход к пониманию обрядовой деятельности и традиций был разработан С. Н. Иконниковой, М. С. Каганом, Э. С. Маркаряном. Такой подход позволяет анализировать обряд в качестве феномена культуры. Специфика данного метода заключается в следующем: здесь традиционная обрядовая культура рассматривается как ценностно-нормативные и регулятивно-коммуникативные механизмы социальной организации в контексте исторического ракурса. В сравнении с историко-культурологическим подходом к рассмотрению обрядов, прочие подходы являются более «частными».
В 1909 году в историю вошел такой термин, как «обряды перехода». Он был введен Арнольдом ван Геннепом, французским антропологом.
Такие обряды связывались автором с кризисами индивидуального жизненного цикла и календарным циклом. Ученый пришел к выводу, что обряды перехода являются звеном той же модели, что и обряды инициации, служа при этом средством перемещения из одного статуса в другой. Таким образом, основная особенность ритуалов заключается в переходе индивида от одной сферы к другой.
Обряды перехода — это поэтапное прохождение человеком всех стадий жизненного пути от самого рождения и до смерти. Несомненно, что в архаических этапах истории они главенствовали, поскольку зачастую символизируют полную потерю бывшей сущности и приобретение нового статуса. Это связано с изменениями социальных статусов и даже появлением нового имени. В ритуалах перехода одно из ключевых мест отведено обрядам инициации, то есть переходу в статус взрослого полноправного члена племени. Эти ритуалы у различных народов могут сильно отличаться друг от друга. Зачастую обряды инициации связаны с необходимостью терпеть боль и испытывать голод. Обряды инициации для мужского населения являются наиболее сложными и важными из всех ритуалов перехода.
Интересно отметить, что обряды инициации сохранились в современном обществе, значительно претерпев изменения. К примеру, к таким обрядам можно отнести ритуал вступления в брачные отношения, выход на пенсию, ритуалы смерти и рождения, получение паспорта и прочие. Как видно из вышесказанного, главная цель обрядов инициации заключается в составлении и присвоении нового статуса.
Необходимо обратить внимание на то, что категории обряда, ритуала, обычая, традиции зачастую употребляются как взаимозаменяемые. Под традицией, как правило, понимается то, что принято людьми с незапамятных времен, устойчиво воспроизводится, повторяется.
Этнологический подход к пониманию и интерпретации обряда в качестве объекта исследования рассматривает традиционное общество в сравнении с современной культурой. Характерная черта такого подхода заключается в изучении культуры и человека в «естественном» состоянии, где ритуал имеет огромное значение для социокультурной адаптации.
Сформированная система ритуала призвана контролировать и регулировать способы социального взаимодействия индивидов, вырабатывая стереотипы их поведения.
Этнология рассматривает ритуалы как сложное символическое действие, которое используется в жизни человека для связи его с сакральными объектами. Так, ритуал представляет собой определенный набор действий, призванных повлиять на действительность. Такие действия всегда символичны и всенародны.
Примечательно, что вся ритуально-обрядовая деятельность свободно разделяется на две большие категории: положительные обряды и отрицательные ритуалы. Отрицательные ритуалы особым образом делят мир на сакральное, священное и обыденное. Положительные ритуалы противоположны в своем значении, поскольку идеология их заключается в единении двух вышеназванных миров. Иными словами, ключевой идеей положительных обрядов является обеспечение мирового единства и восстановление нарушенного порядка вещей в мире.
Кроме того, обряды и ритуалы рассматриваются с точки зрения религиозности и магии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апухтина Н. Г. Традиционная обрядовая культура в контексте культурологических исследований: обзор подходов / Н. Г. Апухтина, Н. А. Сафонова // Вестн. Челябинской гос. акад. культуры и искусств. — 2013. — № 3. — С. 57—63.
2. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А. К. Байбурин. — СПб. : Наука, 1993.
3. Белова О. В. Христианство народное / О. В. Белова // Славянские древности : этнолингвистический слов. : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Ин-т славяноведения РАН. — М. : Междунар. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 462—466.
4. Глазко С. В. Ритуал как ключевое явление мифопоэтической традиции / С. В. Глазко // В лабораторию ученого. — 2010.
5. Головлева Е. Л. Обрядовая культура как источник формирования странового имиджа / Е. Л. Головлева // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4.
6. Демьянов В. А. Рахманы, волхвы: борьба сквозь тысячелетия / В. А. Демьянов. — Исторический центр «Ровно Суренж», 2012. — URL: http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/122.
7. Демьянов В. А. Семь правил Прави / В. А. Демьянов. — Исторический центр «Ровно Суренж», 2013. — URL: http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/126.
8. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – М.: ПСТГУ, 2007
9. Костомаров Н.И. Быт и нравы русского народа в 16-17 столетиях. – Смоленск: «Русич», – 2011.
10. Лисина Е. А. Многообразие подходов к определению понятия «ритуал». Восприятие ритуала / Е. А. Лисина // SuperInf. — 2012. — URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1886.
11. Обряды и ритуалы. В чем разница // Славянская культура. — 2012. — URL: http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/obrjady-i-ritualy-v-chyom-raznica.html.
12. Обычаи, обряды, ритуалы в народной культуре // Автор 24. — 2015. — URL: https://author24.ru/spravochniki/kulturologiya/vzaimodeystvie_kultur_kak_dialog/obychai_obryady_ritualy_v_narodnoy_kulture.
13. Омельченко, Е.А. Русские народные традиции как условие для нравственного воспитания старших дошкольников / Е.А. Омельченко // Совершенствование педагогического процесса в современных ДОУ, школах, ВУЗах: материалы II Международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 14 октября 2012 г). – Новосибирск: АГЕНСТВО СИБПРИНТ, 2012. – С. 28-42
14. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М., – 1997. – с. 252
15. Русский свадебный обряд // У нас свадьба. — 2016. — URL: http://www.unassvadba.ru/academy/traditions-and-rituals/article/svadebnyy-obryad-na-rusi-us.
16. Садохин А. П. Этнология : учеб. / А. П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гардарики, 2004. — 287 с.
17. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. — М., 2014. — С. 291—292.
18. Социология : учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины (для студентов ФПО и заочного обучения). — Харьков : Харьковская национальная акад. городского хозяйства, 2007.
19. Теория и методология научного исследования / Рос. ун-т дружбы народов. — 2016. — URL: http://esystem.pfur.ru/mod/book/view.php?id=30759&chapterid=242.
20. Четвертакова Ж. В. Культурологические подходы к методологии изучения традиций / Ж. В. Четвертакова // Аналитика культурологии. — 2010