Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности в каждой организации возникает необходимость приобретения товаров, работ, услуг сторонних предприятий для осуществления производства собственных товаров, работ услуг, а также необходимость реализации собственных товаров, работ и услуг конечным потребителям. Приобретение и реализация товаров, работ, услуг происходит только в результате достигнутого соглашения между поставщиками и организацией, либо между организацией и его покупателями.
В последнее время в отечественной доктрине вопросам туризма, в том числе его правовой регламентации, уделяется все больше внимания. Такой интерес объясняется тем, что международный туризм выполняет важные общественно-политические, экономические и культурные функции. Индустрия туризма, располагая огромной материальной базой, развивается стремительными темпами, обеспечивает занятостью миллионы людей и взаимодействует почти со всеми отраслями народного хозяйства. Вместе с тем в российской правовой науке вопросы частноправового регулирования международных туристских обменов, и прежде всего института ответственности туроператора, обеспечивающего надлежащее оказание международных туристских услуг потребителю, который занимает центральное место в сфере обязательственных правоотношений между туристом и туристской организацией, изучаются не слишком активно.
Целью настоящей курсовой работы является анализ особенностей взаимоотношений туроператоров с поставщиками услуг. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть организацию деятельности туроператоров на современном этапе;
2. Изучить взаимодействие туроператоров и транспортных компаний на региональном уровне;
3. Охарактеризовать деятельность туроператора Tez Tour;
4. Рассмотреть организацию и развитие совместного сотрудничества туроператора Tez Tour и ОАО «РЖД».
Объектом данного исследования является деятельность туроператорских компаний.
Предметом данного исследования являются особенности взаимоотношений туроператорских компаний с поставщиками услуг.
При написании исследования автором использовались общенаучный диалектический метод познания, методы логического исследования и историко-ретроспективного анализа, а также специальные юридические методы: формально-юридического анализа, сравнительного правоведения и правового моделирования.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты взаимоотношения туроператоров с поставщиками основных туристских услуг
1.1. Организация деятельности туроператоров на современном этапе
В структуре современной индустрии туризма особое место принадлежит туроператорам - фирмам, которые занимаются производством (комплектацией) и реализацией туристского продукта, состоящего, в основном, из перевозки, размещения, питания и организации экскурсионного обслуживания туристов. Возникновение бизнеса туроператоров явилось следствием развития массового туризма на дальние расстояния, включая зарубежные территории. Туроператор является собственником турпродукта и несет особую ответственность за его качество, что официально закреплено в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» .
Все субъекты туристского рынка, в том числе и туроператоры, осуществляют свою деятельность в условиях риска, который является неотъемлемой частью общественного производства. Именно риск является мощным локомотивом развития предпринимательской деятельности в туристской индустрии. Российская экономика, в целом, до сих пор находится в условиях трансформации, т.е. развивающейся и видоизменяющейся. Но, как известно, именно в экономиках такого типа уровень неопределенности и риска гораздо выше, чем в развитых в экономиках передовых стран мира. Деятельность туроператора при производстве турпродукта связана с различного рода рисками (валютными, кредитными, инфляционными, финансовыми и др.), но главное - многим рискам подвержен и потребитель туристского продукта - человек. Как отмечает Г.Б. Бессонова, «приобретая туристские услуги в составе турпродукта, соответственно, рискует и потребитель - турист, который может остаться без авиабилетов и номера в гостинице.
Особенно ситуация обостряется, когда турист оказывается в чужой стране и вне российской юрисдикции .
Как показывает опыт зарубежных стран с развитой инфраструктурой, именно государство в мире отраслевых (туристских) законов может создать условия для развития туризма в цивилизованной форме, где основные риски сводятся к минимуму.
В последние годы ситуация на отечественном рынке весьма усложнилась из-за ухудшения международной обстановки, введения санкций и повышения валютного курса. Результатом стало массовое банкротство российских туроператоров, начавшееся еще в 2008 г., когда разразился глобальный финансовый кризис. В этом же году потерпели крах крупнейшие туроператоры, которые проработали на российском рынке более 20 лет - «Капитал-тур», «Вокруг света», «Глобалтревел», «Эль-вояж», «Миллениум» и др. Банкротства продолжались и все последующие годы, например, в 2012 г. от разорения туроператоров, по информации от Ростуризма, пострадало более 8 тыс. туристов. Именно в этом году разорился крупнейший российский оператор «Ланта-тур вояж».
Стало очевидным, что индустрия финансовых гарантий, введенная в 2007 г. взамен лицензирования для туроператоров (и турагентов), не работает таким образом, как это прогнозировали законодатели. Однако законодательство стало продвигаться по тому же самому пути - в сторону увеличения финансовых гарантий для выездных туроператоров до 100 млн руб. Кроме того, по предложению Ростуризма в мае 2013 г. создана специальная организация «Ростурпомощь», которая должна была выполнять роль «спасателя» туристов, пострадавших от разорения туроператора. Каждый туроператор должен был внести в эту организацию сумму денег, равную 0,1 % годового оборота, но не менее 100 тыс. руб. Это условие явилось одним из главных для внесения туроператора в Единый федеральный реестр. Именно «Турпомощь» в 2014 г. помогла вернуться в Россию более 70 тыс. туристам, на что потратили 300 млн руб., что составило примерно 40% от ее фонда.
На первый взгляд, можно сказать, что создание «Турпомощи» может стать выходом из сложившейся ситуации, но на самом деле - это заблуждение. Подобной организации нет ни в одной стране мира потому, что существует государственные правовые механизмы предотвращения ситуации, когда турист, заплатив деньги за тур, остается без услуги (билетов, проживания, питания) в чужой стране. Например, в Германии и Великобритании туроператорам запрещено законодательством использовать оплату туров на любые другие цели, кроме оплаты поставщикам услуг. Только после оплаты поставщикам услуг туроператор вправе использовать оставшуюся наценку на собственные нужды. В этом случае становится бессмысленным длительный демпинг (как это делала «Ланта-тур вояж») и невозможным построение финансовой пирамиды, как это делали другие разорившиеся туроператоры.
Что касается финансовых гарантий, которые имеют в нашем законе тенденцию к постоянному увеличению, то эта практика давно применяется в экономически развитых странах: Великобритании, США, Франции, Испании, Израиле и других странах. Но сумма этих гарантий для туристских фирм гораздо более значительна, чем в нашей стране и составляет от 200 тыс. до 500 и более тысяч евро или долларов. Следует также добавить, что такой инструмент предупреждения рисков, как страхование, является для европейских стран обязательным условием членства в Евросоюзе .
В условиях современной России увеличение финансовых гарантий и выплат в ассоциацию «Ростурпомощь» приводит к сокращению числа туроператоров и изменению характера их работы.
Кроме того, последние дополнения и изменения в законодательстве о взаимоотношениях туроператоров и турагентов вызывают в профессиональном сообществе много нареканий и вопросов, касающихся судьбы и перспективы работы агентских фирм. Туроператоры, например, едины во мнении о необходимости исключить из отраслевого закона норму о работе агентств «от имени и по поручению туроператора». Многие туроператоры также не видят необходимости в том, чтобы турагент вносил на счет туроператора некую залоговую сумму денег для подтверждения своей «благонадежности», а также не хотят снижать комиссионное вознаграждение для турагентов и т.д.
Таким образом, мы видим, что российское отраслевое туристское законодательство находится в процессе поиска оптимальных путей своего обновления и совершенствования, которому предстоит много сделать для придания этой сфере экономики максимальных законных оснований для полноценного функционирования.
1.2. Взаимодействие туроператоров и транспортных компаний на региональном уровне
Согласно Федеральному Закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», основой любого туристского продукта выступают услуги по перевозке и размещению . Следовательно, туризм как вид деятельности, связанный с перемещением туристов, не может рассматриваться вне его связи с транспортным обеспечением. Развитие туризма и транспорта - это взаимосвязанный процесс, обеспечивающий перемещение туристов к месту отдыха. С одной стороны, транспорт позволяет вовлечь в хозяйственный оборот дополнительные территории, что в значительной мере влияет на географию туристских направлений, а также разгружает и оптимизирует туристские потоки . С другой стороны, туризм участвует в повышении загрузки различных видов общественного транспорта, способствует разработке и открытию новых транспортных маршрутов. Безусловно, в туристской отрасли изменения, происходящие в транспортной сфере, проявляются в большей степени. Если происходит рост цен на топливо, приходит или уходит новый перевозчик, меняются тарифы, совершенствуются транспортная инфраструктура и коммуникации - реакция на туристском рынке следует незамедлительно. Таким образом, изучение этих отраслей представляет значительный интерес с точки зрения их взаимодействия и воздействия друг на друга.
На региональном уровне развитие туризма во многом обуславливается существующей транспортной инфраструктурой, поскольку именно транспорт обеспечивает нормальный доступ туристов к туристским ресурсам. От состояния и развития объектов инфраструктуры зависят объем туристских потоков и качество их обслуживания. К объектам транспортной инфраструктуры, непосредственно влияющим на организацию туризма, относятся: аэропорты и терминалы, железнодорожные вокзалы, морские и речные порты и вокзалы, железнодорожные и автомобильные магистрали, пограничные станции и пункты пропуска. Транспортная инфраструктура в России сложилась под влиянием исторических, социально-демографических и культурных факторов, определивших ее особенности и специфику туристских направлений. С этой точки зрения территория России может быть разделена на две части: европейскую и азиатскую. На европейскую приходится около 87% длины железных дорог, около 90% автомобильных дорог и свыше 30% речных путей сообщения . Основной объем реализации туристских услуг также сосредоточен в европейской части России - главными туристскими центрами выступают Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, регионы Новгородской, Ярославской, Владимирской, Псковской областей и некоторые другие субъекты центральной части страны.
Дальний Восток, и Хабаровский край, в частности, занимает выгодное транспортно-географическое положение региона, что создает благоприятные