Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стабильность брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где подготовка к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально позитивное отношение к семейному образу жизни.
Подготовка к вступлению в брак приобретает особое значение на современном этапе развития общества, когда количество гражданских браков увеличивается по сравнению с количеством заключенных браков.
Здесь мы наблюдаем особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под влиянием меняющихся социальных условий и норм.
Однако многочисленные факты и научные данные показывают, что ценность семьи как на институциональном, так и на личном уровне неуклонно снижается.
Семья как социальный институт перестает выполнять свои неспецифические функции, которые все чаще перехватываются другими социальными институтами, в первую очередь государством. В результате его специфические функции отмирают и существенно изменяются, в том числе и главная из них – репродуктивная, что приводит к все большему снижению рождаемости ниже уровня простого воспроизводства во многих странах мира.
Эти неблагоприятные явления, наряду с другими негативными тенденциями, наблюдаемыми в современном обществе, приобрели устойчивый характер.
Переход к массовому детству, увеличение числа разводов, добровольный холостяцкий образ жизни, увеличение числа временных сожителей, одиноких, неполных семей, ухудшение связей между поколениями и родственных связей из-за отсутствия братьев и сестер, изоляция в семье и другие проблемы.
Объект исследования – традиционная патриархальная семья
Предмет исследования – отношение молодежи к ценностям традиционной патриархальной семьи
Цель исследования – изучить отношение молодежи к ценностям традиционной патриархальной семьи
Задачи исследования:
- провести анализ традиционной (патриархальной) семьи
- раскрыть патриархальные идеалы семейных отношений
- рассмотреть отношение молодых граждан к построению семьи традиционного типа и традиционным семейным ценностям
- раскрыть роль семьи в формировании ценностных ориентаций молодёжи
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ СЕМЬИ
1.1.Традиционная (патриархальная) семья
Патриархальная семья состоит из нескольких поколений близких родственников, живущих под одной крышей и ведущих общее хозяйство. Муж является ее бесспорным лидером, выражена зависимость жены от мужа и детей от родителей. За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца».
Мужской авторитет признается без вопросов или под давлением. Господство отцовской власти безгранично. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: пожилые люди пользуются наибольшим уважением, мужчины имеют больше прав, чем женщины. Интересы клана перевешивают индивидуальные интересы. Поэтому такая семья называется авторитарно-патриархальной.
Мужчина вносит существенный вклад в материальное обеспечение семьи, управляет ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим вопросам. Он анализирует внутрисемейные споры и представляет семью за ее пределами.
Супруг (а) освобождается от выполнения домашних обязанностей. Женщина - домохозяйка, она обязана вести образцовое хозяйство, создавать в доме комфортную и комфортную обстановку. Она также отвечает за уход за детьми и их воспитание.
В своем классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим образом: муж - единственный глава и покровитель семьи, женское подчинение - естественная обязанность жены. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, в котором мужчина и женщина живут вместе, во взаимопонимании, рожая потомство и, таким образом, избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобрел черты постоянства и долговечности.
Известный патриархальный образ-добродетельная женщина. Социальная деятельность женщины ограничивалась выполнением домашних обязанностей и повседневными заботами о духовных и физических потребностях детей. Воспитание детей было необходимо в послушании и благочестии.
Смысл женской сексуальности просматривался в деторождении. Лучшими качествами женщины были признание зависимости и служение в браке своему мужу.
В патриархальных обществах жена считалась "собственностью" своего мужа. Поскольку жена была собственностью мужа, а дочь - собственностью отца, в России сам брак представлял собой «покупку "невесты женихом ее отца с уплатой стоимости жены-так называемый" выкуп за невеста» (калым). Жениться на женщине можно было только один раз в жизни, но это правило не распространялось на мужчин. После смерти ее мужа вдовы остались бесполезными для общества, поскольку больше не могли вступать в брак.
Супруг - представитель высшего пола, обладающий природной физической и интеллектуальной силой. Этот культурный стереотип был усилен религиозными и законными формулами мужского доминирования, которые локализовали социальное пространство женщины.
Отличительными чертами патриархальной семьи являются патрилокальность и патрилинейность. Патрулирование заключается в том, что женщина следует за своим мужем, то есть переезжает в дом своего отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в доме своих родителей; дочери покидают его только после замужества.
Это свидетельствует об уважении к семье по отцовской линии. Отцовство означает расчет родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам по мужской линии, и отец вправе решать, награждать сыновей или нет. Отцы семейств всегда заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии", по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых русских мужчин подвержена неосознанному» давлению " многовековых традиций.
Для сыновей глубокая идентификация с отцом служит основой для эмоциональной идентификации с любой формой власти. В авторитарной семье существует не только конкуренция взрослых и детей, но и конкуренция между детьми в их отношениях с родителями, что может иметь более серьезные последствия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абалакина М. А. Патриархальность семьи. М., 2020.
2. Абашина Т.Г. Типология семей: исторический опыт. - М., 2019
3. Антонов А. И. Кризис или возрождение?// Семья и школа. 2019. №11.
4. Антонюк Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия14 «Психология».
5. Афанасьева Т. М. Семейные портреты. М., 2020.
6. Безруких М. М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М., 2019.
7. Васильева Э. К. Образ жизни городской семьи. М., 2021.
8. Зацепин В. И. О жизни супружеской. М., 2018.
9. Кочетов А. И. Начало семейной жизни. Минск, 2017.
10. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. М., 2017.