Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Личность формируется в социуме, с рождения, индивид попадает в определенную культуру. В данном ракурсе, становление и развитие личности, ее взаимодействие, проходит в ситуации постоянного взаимодействия с социумом с помощью коммуникации. На любом историческом этапе, в любой культуре, личность осуществляет взаимодействие с другими в процессе общения. Каждое общество, в свою очередь, обладает и универсальными и уникальными, присущими только ей, культурными и лингво-культурными особенностями. Чтобы общение было эффективным, люди используют разные способы его гармонизации, принятые в том или ином речевом жанре, в той или иной сфере общения и в определенной культуре и общности. При определении внутренней модели благополучия личности, в ее связи с социально-психологическими аспектами может рассматриваться основная задача самой сущности реализации человека как личность. Процесс осуществления человека как субъекта социально-психологического взаимодействия помогает реализации его полноценной жизни в мире, через достижение того психологическое состояния, при котором человек может ощущать весь собственный потенциал и свое душевное содержание.
В современных условиях успешность личных, деловых профессиональных межнациональных контактов невозможна без владения их участниками умениями межкультурного взаимодействия. Общество сегодня движется в сторону космополитичности, многие культурные границы между странами стираются.
В современной науке (языкознании, культурологии, социологии и др.) не теряет актуальности изучение проблем коммуникации как явления одновременно и социального, и языкового, речевого статуса. В целом, понятие коммуникации охватывает различные области применения поведенческих, социальных, речевых и др. норм, принятых в конкретном обществе. Так, в обобщённом ракурсе межкультурная коммуникация требует соблюдения определенного этикета – норм и правил поведения, формализующих процесс взаимодействия членов общества.
В данном исследовании рассматривается особенности современной межкультурной коммуникации на основе принципов современного этикета. Язык каждого официального дискурса индивидуален, так как обусловлен многообразием официальных ситуаций и особенностями конкретного адресанта. Пренебрежение этой стороной культуры может непосредственно сказаться на успехе или провале выстраиваемых отношений.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы данного исследования: «Межкультурная коммуникация на современном этапе».
Объект исследования: языковой материал межкультурной коммуникации.
Предмет исследования: особенности современного языка межкультурной коммуникации.
Цель исследования: изучение межкультурной коммуникации на современном этапе.
Задачи исследования:
- определение категории «коммуникация»;
- описать речевое содержание коммуникативного взаимодействия;
- рассмотреть национальные особенности межкультурной коммуникации;
-представить роль речевого воздействия в межкультурной коммуникации.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе осуществляется углубление понимания значимости межкультурной коммуникации на современном этапе.
Практическая значимость подтверждается наличием результатов аналитического исследования межкультурной коммуникации на современном этапе.
Рекомендации к применению: материалы исследования могут быть использованы в научной и преподавательской работе, в профессиональной деятельности специалистов языковых, туристических, социологических, географических факультетов, и др.
Структура работы: исследование включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1Определение категории «коммуникация»
Двумя основными составляющими социального существования каждого человека и способом его жизни, являются деятельность и общение (коммуникация). Применяя субъективный подход, оценка личности должна происходить на базе анализа того, что и как индивид делает, и, обязательным образом, того, с кем и как он общается. Применение субъективного подхода требует обязательного учета сферы, форм и способов общения. Важность и востребованность общения определяются тем, что человек живет в обществе, совместно с другими. Каждый индивид растет и развивается, личность формируется именно в социуме и корни общения находятся непосредственно в жизнедеятельности, в материальных и духовных компонентах жизни.
С точки зрения материальной, люди общаются и даже вынуждены это делать, и только в общении и через него может проявиться индивидуальная сущность каждого. В отечественной школе психологии (А.М.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Т.М.Андреева и др.), определено, что формирование личности в рамках социума начинается с общения с близкими ему людьми. В первую очередь, это непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью, когда общение с ней является первым и основным видом его деятельности [Андреева 2015: 136].
Формирование личности невозможно вне социума и вне общения. На его основе происходит принятие общечеловеческого опыта, накопление знаний, овладение умениями и навыками, благодаря общению реализуется формирование сознания и самосознания, определяются идеалы, установки, ценности и др. Лишь в процессе общения формируются духовные потребности, нравственность, моральные чувства, формируется его субъективность и его уникальный характер.
Реализация общественных функций обучения и воспитания подрастающего поколения осуществляется также в общении, и это общение называется педагогическим. Его субъектами являются учителя, школьники и родители, то есть взрослые и дети. Говоря о специальных способностях педагога, большинство исследователей (А.В.Андриенко, Л.Н.Лаврова и др.) включают, как один из компонентов, наличие коммуникативных способностей, способности к общению [Мудрик 2013: 91].
Общение весьма значимо не только для развития отдельного индивида и личности, но и общества в целом. Вне общения не видится его существование, ибо данный процесс является базовым условием, основой связи индивидов, а также способом их развития. Связь и единство общения и деятельности, предполагает, что общение является уникальной и специфической формой совместной деятельности людей, так как в социуме индивиды не только общаются, но общаются в процессе выполнения различных общественных функций и даже вне конкретной деятельности. В то же время, получается, что общающийся человек всё равно является деятельным, потому что его деятельность пересекается с деятельностью других людей. Это сочетание и формирует отношение этой деятельной личности и к предмету своей деятельности и к другим людям, которые в неё включены [Андреева 2015: 138].
В отечественной психологической теории деятельности, общение рассматривается как один из её видов и имеет определенную структуру [Рубинштейн 2003: 412]:
1)возникновение потребности, которая побуждается отвечающим потребности мотивам общения;
2)реализация деятельности, которая направлена на смысловое значение, на мотив;
3)цель деятельности.
Особое значение имеют мотив и цель деятельности.
В каждом возрастном периоде, общение имеет свою специфику, которая обосновывается развитием потребностно-мотивационной сферы.
Выделяют три взаимосвязанных компонента общения: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Эти структуры определяются как функции, реализующиеся в совместном взаимодействие людей. Так, коммуникативный компонент общение или коммуникация представляет собой обмен информацией между взаимодействующими индивидами; интерактивный компонент включает в себя организацию взаимодействия между общающимися индивидами (обмен знаниями, идеями, действиями и др.); перцептивный компонент отражает особенности восприятия партнеров по общению и построение на основе этого восприятия, общего взаимопонимания. Эти компоненты существуют в сочетании друг с другом, и выделить их можно лишь при непосредственном анализе процесса общения [Андреева 2015: 140].
В качестве определения общения, Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. приводят описательное определение Б.Д.Парыгина, в котором обозначены основные стороны или функции общения. Оно определяется как сложный, многоаспектный процесс, который может представлять собой одновременно процесс взаимодействия индивидов, информационный процесс, отношение индивидов друг другу и процесс взаимовлияния друг на друга а также процессы переживания и взаимопонимания друг друга [Слободчиков, Исаев 1995: 110].
Итак, важно определить, какие социально-психологические особенности проявляются в общении. Как было представлено выше, общение выступает, как обмен информацией, как взаимодействие и взаимопонимание. Рассмотрим более узко различные компоненты этого процесса.
Общение как обмен информацией или коммуникация – это общение, реализующееся в совместной деятельности индивидов, которые обмениваются между собой всевозможными мыслями, идеями, чувствами характеристиками и др. В то же время, общение не равно передаче сообщений или даже не является равным обмену информации, ибо информация в общении не только передаётся, но и уточняется, развивается, выстраивается, оформляется и др. В связи с этим, коммуникативное сообщение это, в любом случае, процесс построения новой информации, общий для общающихся людей и формирующий их общность. Базовой предпосылкой общения представляется сам факт наличия индивидов, способных выстроить определенный контакт между собой, поэтому и самой элементарной формой межличностного общения является взаимодействие двух индивидов, формирующих взаимосвязанный диалог [Формановская 2007: 104].
Передача любой информации становится возможна через знаковые системы. В науке выделяются вербальная коммуникация, когда знаковой системой является речь и невербальная коммуникация, в которой используются различные неречевые знаковые системы (см.Приложение 1).
Нужно сказать, что самым уникальным и универсальным средством коммуникации всё же является речь, процесс взаимодействия человека с
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аитова Х. Р. Речевые этикетные формулы обращения к собеседнику (на материале русского и английского языков): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тюмень, 2003. – 42 с.
2. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика / Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт. –Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 432 с.
3. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь 2015. – 436с.
4. Вежбицкая А. Англоязычные сценарии против «давления» на других людей и их лингвистические манифестации// Жанры речи. Вып.5. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. – С. 131 – 158.
5. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. С. 217 - 237.
6. Гольдин B.E. Этикет и речь. – М.: Едиториал УРСС, 2009. – 120 с.
7. Колтунова М.В. Конвенции как прагматический фактор делового диалогического общения. М.: Акад. гуманитар. исслед., 2005. - 228 с.
8. Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации: Сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. М: Языки славянских культур, 2009. - 512 с.
9. Лежнева И.И. Социолингвистическое развитие английского и русского речевого этикета: на материале форм обращения, формул приветствия и прощания: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Воронеж, 2001.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 240с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинтейн. – СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
12. Рисинзон С.А. Использование этикетных средств в русском и английском институциональном дискурсах // Психолингвистические аспекты языкового анализа текстов: Сборник научных трудов. – Саратов: Издательский Центр «Наука», 2009. С. 153 – 156.
13. Рисинзон С.А.Общее и этнокультурное в русском и английском речевом этикете: Монография. – Саратов: Издательский Центр «Наука», 2010. – 419 с.
14. Рисинзон С.А. Этикетно-риторические средства, улучшающие коммуникативные условия восприятия интервью русских и английских политиков // Материалы XIII Международной научно-методической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве». – М., 2009. С. 376 – 380.
15. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Икар, 2007. – 480 с.
16. Фенина В.В. Речевые жанры small talk и светская беседа в англо-американской и русской культурах: Дис. … канд. филол. наук. – Саратов, 2005.
17. Шапочкин Д.В. Когнитивные аспекты политического дискурса: На материале британских, американских и немецких публичных политических речей: Дис. ... канд. филол. наук. – Тюмень, 2005. – 244 с.
18. Leech G. N. Principles of Pragmatics. London: Longman,1983. – 250р.
19. Blum-Kulka Sh. The Metapragmatics of Politeness in Israeli Society// Politeness in Language: studies in its History, Theory and Practice. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2005
20. Held G. Politeness in linguistic research // Politeness in Language: Studies in Its History, Theory and Practice. Eterlin, New York: Mouton de Gruyter, 2005. – P. 131 – 154.
21. Leech G. N. Principles of Pragmatics. London: Longman, 1983. – 250 p.
22. Fraser D. Perspectives on politeness // Journal of Pragmatics 14. 1990. P. 219-236.