Фрагмент для ознакомления
2
Распространение. В настоящее время журнал выходит в печатной версии тиражом 2 000 экз., распространяется по подписке и доставляется во все регионы России и за рубежом. Электронная версия журнала доступна только по подписке, статьи не размещаются в открытом доступе, что затрудняет возможность их индексирования обычными поисковыми системами браузеров.
Таким образом, на основании анализа редакционной политики тематической направленности и справочно-сопроводительного аппарата можно сделать вывод о том, что перед нами академическое издание, представляющее научное сообщество авторов и экспертов по теории и практике социально-экономического развития, адресованное узкому кругу специалистов по экономическим дисциплинам.
2.1.2. Анализ журнала «Деловой мир»
Журнал «Деловой мир» представляет современную электронную прессу первых десятилетий XXI века.
Тематика журнала состоит из информации из самых разных областей знания, что принципиально отличает его от специализированных журналов, посвященных какой-либо одной тематике, ограниченной поставленными задачами, как, например, «Вопросы экономики».
«Деловой мир» относится к изданиям деловой прессы и позиционирует себя как журнал для предпринимателей. Целевая аудитория: представители малого и среднего бизнеса, менеджеры и широкий круг читателей, интересующихся вопросами предпринимательства.
В социальных сетях «Деловой мир» представлен страничками во «ВКонтакте», «Телеграм», «Яндекс-Дзен» и др.
Редакционная политика основана на публикации практических знаний об открытии стартапа, ведении бизнеса, корпоративной культуре. Теоретические материалы и аналитика практически отсутствуют.
Стиль издания – публицистический.
Рубрикация журнала представлена следующими разделами: новости, менеджмент, маркетинг, финансы, стартапы, реклама.
Периодичность выхода ориентируется на появление новых материалов.
Большинство материалов размещены в открытом доступе. В жанровом отношении журнал состоит из небольших статей научно-популярного или публицистического содержания, а также заметок и интервью.
Названия публикаций максимально приближены к практическим целям, которые стоят перед предпринимателями и менеджерами, и повседневными задами бизнеса: «Водители в дефиците: как привлечь молодых специалистов в профессию», «Что было с российским рынком страхования в 2022 году и какое будущее его ждет», «Каким должен быть офис мечты в 2023 году», «Как оптимизировать бизнес-процессы в новых условиях». В тексте каждой статьи содержатся конкретные факты или сведения, понятия, термины, предметы, правила и т.п.
Рассмотрим для примера одну из наиболее типичных публикаций. В более поздних изданиях тексты статей были исправлены и дополнены новыми сведениями в соответствии с требованиями времени.
Статья начинается с заглавия «Как селлеру выбрать склад на Вайдберриз» В самом заголовке уже содержится вопрос, призванный заинтересовать читателей и одновременно указать на актуальность информации.
Вступление занимает два абзаца, где также содержится вопрос, обращенный к потенциальному читателю: «У Вайлдберриз несколько десятков складов по всей России, начинающим селлерам не понятно, как не ошибиться с выбором: отправить товар в одно место или распределить его по всей стране?»
В основной части статьи дается описание ситуации и прогноз на ближайшее время. Для удобства восприятия текст разделен на несколько подразделов: «Почему важно правильно выбрать склад», «Как выбрать склад на Вайлдберриз», «Как правильно сдать товар на склад», «Что делать, если в регионе нет склада». В конце материала подводятся итоги, делаются выводы.
Как видно из данного примера, статьи в журнале написаны максимально простым языком, без использования специальных терминов, аналитики и статистики. Каждый подзаголовок содержит в себе вопросительное слово: почему, как, что, предназначенное для привлечения внимания читателя и указания на практическую значимость публикации.
При написании данной статьи авторы старались добиться максимальной информативности и полноты, придерживаясь принципа лаконичности изложения.
При текстологическом анализе видно, что авторы удаляли лишние сведения, ограничиваясь только самым необходимым объемом фактического материала, что является одним из главных условий подготовки статьи, особенно если речь идет о таком виде электронного издания, ориентированного на широких круг читателей.
Однако наряду с краткими статьями могут присутствовать и полные развернутые описания, занимающие несколько страниц текста и обладающие более сложной структурой, содержащей собственное введение, несколько частей, и ряд иллюстраций. Как правило, это связано с необходимостью описания обширного понятия или проблемы, охватывающей большой объем сведений, относящихся к одному объекту.
В рассматриваемой здесь статье применен принцип градации информации на подразделы. После основной части идет подзаголовок с иллюстрацией, где дается пояснение значения. В целом вся статья занимает две страницы.
Данную статью можно с уверенностью назвать достаточно полной (с учетом целевой аудитории и функциональной принадлежности издания), информативной и достоверной.
К недостаткам данной статьи можно отнести отсутствие оригинальности. Размещенные в ней сведения явно были скомпилированы из других аналогичных публикации со схожей тематикой, что легко сканируется через поисковую систему браузера.
Как правило, статьи на разные темы пишут разные журналисты, которые не являются специалистами в освещаемой области знания, поэтому в тексты статей часто интегрируются мнения авторитетных экспертов, оформленные в виде цитат или косвенной речи.
В таких случаях, достаточно сложно добиться единообразия и фактической точности. Иногда отдельные статьи противоречат друг другу в изложении некоторых спорных фактов, а иногда и в информационной части, в отношении некоторых событий, что является категорически недопустимым для экономического журнала. При возникновении сомнений в достоверности той или иной информации необходимо сверять ее с другими источниками, и вносить корректировали по мере необходимости.
Такой слаженности довольно сложно добиться в тех случаях, когда авторами отдельных статей являются разные журналисты и эксперты с разными, порой противоречивыми мнениями, что довольно часто встречается при подготовке сетевых изданий, не имеющих строгой классификации и расплывчатыми требованиями к оригинальности и достоверности материалов. Редакции приходится прибегать к услугам узких специалистов в отдельных областях знания, а их мнения могут существенно отличаться друг от друга и даже противоречить в отдельных аспектах.
В целом, можно констатировать, что большинство текстового материала в «Деловом мире» отвечает требованиям достоверности и точности. В процессе редакционной обработки, тексты исправляются и дополняются новыми сведениями. В результате проверок, удаления фактических ошибок и противоречий, в большинстве случаев, редакции журнала удается добиться универсальности и точности в передаче информации. Другим важным достоинством является системность публикуемой информации.
Таким образом, на основании редакторского анализа структуры и содержания издания «Деловой мир» можно сделать вывод о том, что перед нами деловой журнал, относящийся к категории массовых электронных интернет-изданий, ориентированных на целевую аудиторию, состоящую из предпринимателей, начинающих бизнесменов, менеджеров среднего и младшего звена, и тех, кто только планирует открыть свой бизнес. Язык издания является максимально простым, приближенным к разговорному, но не выходящим за пределы публицистического стиля.
2. Анализ художественно-технического оформления и иллюстративного материала
2.2.1. Художественно-техническое оформление журнала «Деловой мир»
Большинство современных изданий деловой прессы отличаются большим количеством иллюстраций. Современные возможности полиграфической промышленности позволяют печатать полноцветные изображения с высокой разрешающей способностью на мелованной бумаге. Это же относится и к оформлению обложек, выполненных в отличном качестве с ламинацией.
Как правило, деловые журналы выходят в формате А5 или А4, что позволяет грамотно расположить элементы иллюстраций на странице без ущерба для текстовой части.
Фрагмент для ознакомления
3
Книги
1. Абрамова Г. А., Хлопунова О. В. Типология издательской продукции. – Краснодар: КубГУ, 2018.
2. Антипов. Основы рекламы. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2020. – 326 с.
3. Антонова С. Г., Ямчук К. Т., Соловьев В. И. Редактирование. Общий курс. – М.: Университетская книга, 2013. – 314 с.
4. Баканов Р.П. Журналистика для начинающих: учеб. пособие для студентов вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. / Р.П. Баканов, М.В. Симкачева, Д.В. Туманов. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. – 256 с.
5. Вырковский А. В. Деловые журналы США и России: прошлое и настоящее / Отв. ред. и сост. Е. Л. Вартанова; науч. ред. Н. В. Ткачева. – М. : МедиаМир, 2009. – С. 10 . – 160 с.
6. Докучаев И. И. Основы теории коммуникации. – Комсомольск-на-Амуре, 2013. – С. 13.
7. Труды Императорского Вольного Экономического Общества // Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 43. – М.: БСЭ, 1956. – С. 334. Русская периодическая печать (1702 – 1894): Справочник. – М.: Гос. изд-во Полит. лит., 1959. – С. 14. – 835 с.
8. Мурзин Д. А. Феномен корпоративной прессы. – М.: Компания РАСТР, 2005. – С. 36. – 188 с. Мордовская Е.И. Деловое издание в системе периодической печати. Типообразующие факторы, характер становления и развития. – М.: МГУ, 1998. – 27 с.
9. Бочаров А.М, Шостак М.И, Калашникова Л.С. Журнальная периодика России. – М.: МГУ, 1996. – С. 36 Зимина Л.В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий. – М.: Наука, 2004. – С. 73.
10. Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И. Н. Экономика и организация издательского дела. – М.,
11. Джиго А. А. Библиотечное дело: государственные и национальные стандарты. – М.: Пашков дом, 2014.
12. Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И. Н. Экономика и организация издательского дела. – М., 2002.
13. Зимина Л.В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий. – М., 2004.
14. Кауфман И.М. Русские биографические и биобиблиографические словари. – М.: Рипол Классик, 2013.
15. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Колесниченко. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. – 400 с.
16. Ленский Б.В. Россия в мировом книгоиздании. – М., 1996.
17. Ленский Б.В. Место книги в информационных потоках // Науч. книга. № 1. – М., 1999.
18. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Редакционно-издательское оформление издания // Справочник издателя и автора 2-е изд., испр. и доп. – М.: ОЛМА-Пресс, 2003. – 276 с.
19. Медиасистема России: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. – 384 с.
20. Распопова С. С. Основы журналистской деятельности. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. – 270 с.
21. Сикорский Н.М., Толстяков А.П. Теория и практика редактирования. Хрестоматия. 2-е изд., перераб. / Под ред. Сикорского Н.М. – М., 1990. – 375 с.
22. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования / 4-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУП, 2011. – 326 с.
23. Чуковская Л. К. В лаборатории редактора. – СПб.: Азбука, 2017. – 182 с.
24. Ямчук К. Т. Редактирование в издательском деле России в XX веке. – М.: Издательство МГУП, 1998. – 327 с.
Нормативные правовые акты
1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - № 7. - Ст. 300.
2. Письмо ФАА от 5.02.2014 № 4/242-Н О разработке и применении Единого порядка заполнения полей программных комплексов…»
Стандарты
1. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения. – М., 1990.
2. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. – М., 2001.
3. ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин (с поправками). – М., 2002.
4. ГОСТ 7.11-2004. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. – М., 2004.
5. ГОСТ Р 7.0.14-2011 СИБИД. Справочные издания. Основные виды, структура и издательско-полиграфическое оформление. – М., 2011.
6. ГОСТ Р 7.0.12-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования. – М., 2011.
Электронные ресурсы
1. Беловицкая Алиса Александровна // Центр дистанционного образования МГУП. – Режим доступ: http://hi-edu.ru/e-books/xbook991/01/part-008.html
2. Болховитинова С. М. Композиция изданий : Особенности проектирования различных типов изданий / Болховитинова С. М., Адамов Е. Б., Кричевский В. Г., Черневич Е. В., Гончарова Н. А., Лепятский А. В., Розанова Н. Н., Рывчин В. И. // Центр дистанционного образования МГУП. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook095/01/topicsw.html
3. Мильчин А. Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://libcats.org/book/367068
4. Соловьева Т.И. «Acta diurna populi Romani»: первая публичная газета» // History-illustrated. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.history-illustrated.
5. Известия Высшего Совета народного хозяйства / Российская государственная библиотека. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://search.rsl.ru/ru/record/01008564314
6. Экономика и жизнь. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.eg-online.ru/
7. Газеты периода Первой мировой и Гражданской войн (1914 – 1922) [Электронный ресурс] /ИНИОН РАН ; Фонд «История Отечества». – Режим доступа https://nlr.ru/res/inv/ukazat55
8. Вопросы экономики. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.vopreco.ru/jour
9. Профиль. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://profile.ru
10. Деловой мир. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://delovoymir.biz/