Фрагмент для ознакомления
2
Общее направление биохимических сдвигов, случающихся в организме за обусловленный момент времени (необходимый для их возращения к норме) дозволяет отметить два типа восстановительных процессов: срочное и отставленное. Для срочного отличительным представляется восстановление организма в первые 0,5-1,5 часа отдыха после работы. Во время срочного восстановления устраняются накопившееся за время упражнения продукты анаэробного распада и осуществляется оплата образовавшегося долга.
Что касается отставленного восстановление, то оно разносится на значительные часы отдыха после работы. Во время отставленного восстановления углубляются процессы пластического размена и реставрации нарушенного во время упражнения ионного и эндокринного равновесия в организме.
Для этого периода восстановления также отличительным является возвращение к норме энергетических запасов организма, усиление синтеза разрушенных при работе структурных и ферментных белков. Для того дабы череда нагрузок была рациональной, нужно учитывать быстроту протекания восстановительных процессов в организме спортсменов после раздельных упражнений, их комплексов, занятий.
. Известным представляется тот факт, что после разных нагрузок восстановительные процессы проходят равномерно, при этом максимальная интенсивность восстановления отмечается незамедлительно после нагрузок . Согласно данным, представленным В. Зациорским, для нагрузок разной направленности, величины и длительности.
1. Течение первой трети восстановительного периода проходит около 60%,
2. Во второй -30%
3. В третьей - 10% восстановительных реакций.
Имеется ряд особенностей, какие характеризуют восстановление функций после работы. Эти особенности устанавливают не только ход восстановления, но вдобавок и преемственную взаимозависимость с предшествующей и последующей работой, ступень готовности к повторной работе. В качестве необходимого фактора, отвечающего за установку восстановительных процессов, обозначивает возраст. Многие исследователи полагают, что для детского организма отличительным является более стремительное восстановление организма после некоторых мышечных нагрузок, чем для организма взрослых [29 c-247].
Вместе с тем, ряд исследователей наполовину отрицают предоставленную точку зрения, доказывая это результатами, какие были получены при проведении многофункциональных проб, которые не дозволили определить надежных отличий в продолжительности восстановления у спортсменов разного возраста.
Наибольшую напряженность восстановительных процессов возможно замечать сразу по истечении работы, впоследствии случается постепенное снижение. На основании вышесказанного отдельные эксперты полагают, использование средств, которые содействуют ускорению восстановительных процессов, уместно исполнять в тот момент, когда поспешность их естественного протекания замедляется.
Упражнения умеренной интенсивности с ритмическим чередованием напряжения и расслабления мышц (медленный бег по мягкому грунту, непродолжительное плавание в теплой воде, упражнения малой интенсивности игрового характера) позитивно воздействуют на течение восстановительных процессов.
Персональные особенности организма порождают быстроту восстановительных процессов, точность к некоторым средствам восстановления. Эти индивидуальные специфики восстановления отмечаются при одинаковой степени тренированности. У многих спортсменов даже в состоянии неплохой тренированности восстановление случается сравнительно медленно.
Таким образом, подводя небольшой вывод всему вышесказанному, стоит отметить, что восстановление после тренировочных нагрузок сопряжено с особенностью мышечной деятельности. Вместе с тем, в разнообразных видах спорта можно замечать разное установление энергообмена, а также разнообразную активность двигательного аппарата, характер регуляции взаимодействия функций. Собственно поэтому оценка последствия тренировочных занятий подразумевает селективного подхода к разбору следовых изменений в зависимости от вида спорта, характера тренировочного занятия и так далее.
2. Характеристика процессов восстановления в спорте
2.1 Использование средств восстановления в системе спортивной тренировки
Присутствует множество разнообразных факторов, представляющих воздействие на спортивную работоспособность. При этом особый вес отводится увеличению размера и напряженности тренировочных нагрузок. Вместе с тем, немаловажным является то, что повышение размера и интенсивности тренировочных нагрузок располагает некоторыми ограничениями, имеющими физиологический характер.
Эксперты уверены в том, что на сегодняшний день во многих видах спорта спортсменами уже достигнуты близкие к предельным параметрам тренировочные нагрузки. То есть они уже на протяжении длительного времени упражняются на пределе своих функциональных возможностей, стремясь уравновесить между стремлением достигнуть высшей спортивной формы, с одной стороны, и опасностью, которая грозит перегрузкой систем организма, влекущей за собой формирование патологических явлений, с другой стороны [2 с-203].
В связи с вышесказанным, первостепенным является плодотворное действие на процессы восстановления после физических нагрузок средством непринужденного их стимулирования. То, что восстановление представляется нужной частью тренировочного процесса, не менее важной самой тренировки, не вызывает сомнения. Собственно поэтому основным запасом для дальнейшего увеличения действенности тренировки, а также для получения высокого уровня подготовленности представляется практическое применение различных восстановительных средств в системе подготовки спортсменов. Создавать соответственные условия для протекания восстановительных и специальных адаптационных процессов возможно в двух направлениях, а именно [2 с-128]:
1. Путем оптимизации планирования учебно-тренировочного процесса.
2. За счет направленно-целевого применения средств восстановления работоспособности.
Спортивной практикой учтено два предпочтительно важных направления, в которых по-различному используются восстановительные средства. В рамках первого направления восстановительные средства используются во время периода соревнований с целью показать сориентированное действие на процессы восстановления не только после выступления спортсмена, но также и в процессе их проведения, перед началом последующего круга соревнований.
Вторым течением предусматривается прием средств восстановления в повседневный учебно-тренировочный процесс. При этом необходимо обращать вниманье на то, что восстановительные средства нередко выступают в качестве вспомогательной физической нагрузки и тем самым усиливают влияние на организм.
Теперь можно говорить о том, что спортивная наука и передовая практика располагает способностью к скоплению состоятельного материала по проблеме использования средств восстановления, а именно, была дана классификация восстановительных средств, аргументированы первостепенные взгляды их использования, апробированы множественные средства восстановления и их комплексы в раздельных видах спорта [5 с-65].
Из всех упомянутых средств очень результативными считаются педагогические средства, что разъясняется второстепенным значением, отводимым медико-биологическим и психологическим средствам, которые, плотнее всего, применяются как вспомогательные, помогающие ускорению восстановления и повышению спортивных итогов лишь при условии, что тренировка будет выстроена рационально. Для того чтобы достигнуть соответствующего по отношению к способностям организма тренировочного эффекта, необходимо:
1. Сознательно распределять тренировки, то есть нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям организма.
2. Рационально сочетать всеобщие и специальные средства.
3. Сносно организовывать тренировочные и соревновательные микро макро- и мезоциклы.
4. Потреблять проход деятельности спортсмена.
5. Включать восстановительные микроциклы.
6. Использовать тренировки в среднегорье и высокогорье.
7. Пропорцианально организовывать общий режим жизни.
8. Правильно создавать раздельное тренировочное занятие, а собственно следить за созданием чувственного фона тренировки.
9. Индивидуально выбирать разминку и конечную часть занятий.
10. Пользоваться активным отдыхом и расслаблением.
Несмотря на то, что педагогическая группа средств восстановления, как отмечалось ранее, является основной, вместе с тем, в спортивной практике изрядно распространенным представляется обращение к медико-биологическим средствам восстановления, которые предполагают:
1. Организацию рационального питания, физио- и гидропроцедур.
2. Использование разнообразных видов массажа.
3. Применение белковых препаратов, спортивных напитков.
Бальнеотерапия, локальное отрицательное давление (ЛОД, баровоздействие), бани-сауны, оксигенотерапия, кислородные коктейли.
Адаптогены и препараты, которые воздействуют на энергетические процессы, электростимуляция, аэронизация и так далее.
Все эти средства используются с целью восполнить затраченные при нагрузке энергетические и пластические ресурсы организма, настроить витаминный баланс, микроэлементы, терморегуляцию и кровоснабжение, увеличить ферментную и иммунную активности, что в совокупности будет способствовать не только облегчению естественного течения процессов восстановления, но также и позволит повысить предохранительные силы организма, его твердость по отношению к усилию многообразных неблагоприятных и стрессовых факторов.
Методико-биологические средства восстановления смотрятся в двух аспектах:
1. Восстановить спортсменов в ходе учебно-тренировочного процесса.
2. Восстановить работоспособность после перенесенных заболеваний, травм, перенапряжений, то есть собственно-медицинская реабилитация.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дубровский В.И. «Массаж»: поддержание и восстановление спортивной работоспособности / Дубровский В.И. – М.: Физкультура и спорт – 2013.-257с.
2. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 528с.
3. Буровых, А. Н. Методика комплексного подхода к изучению и использованию физических средств восстановления работоспособности спортсменов [Текст]/ А. Н. Буровых // Материалы Всесоюзного научного симпозиума. – М., 2014. – С. 67-70
4. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст] / Л. В. Волов. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
5. Волков, В. М. Восстановительные процессы в спорте [Текст] / В. М. Волков. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 144 с.
6. Геселевич, В. А. Актуальные вопросы спортивной медицины [Текст] В. А. Геселевич. - М.: Советский спорт, 2004. - 205 с.
7. Граевская, Н. Д. Спортивная медицина [Текст] / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова. - М.: Советский спорт, 2004. - 249 с.
8. Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений [Текст] / Ю.И. Данько. - М.: Сов. Росиия, 2008. – 256 с.
9. Дубровский, В. И. Реабилитация в спорте [Текст] / В. И. Дубровский. - М: Физкультура и спорт, 2010. - 200 с.
10. Дубровский, В. И. Спортивная медицина [Текст] / В. И. Дубровский. - М.: Владос, 2011. - 374 с.
11 Дубровский, В. И. Спортивная физиология [Текст] / В. И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 155 с
12. Дубровский, В. И. Спортивный массаж [Текст] / В. И. Дубровский. - М.: 2007. - 226 с.
13. Зимкин Н.В. Физиологические основы физической культуры и спорта [Текст] / Н. В. Зимкин, А. В. Коробков, Я. Б. Лехтман ; ред. Н. В. Зимкин. - Москва : Физкультура и спорт, 2017. - 366 с
14. Коган, О. С. Недопинговые средства восстановления в спорте высших достижений [Текст] / О. С. Коган // Теория и практика физической культуры №1, 2005. - С. 55-57.
15. Коц Я.М. Спортивная физиология [Текст]/ Я. М. Коц. М.: Физкультура и спорт, 2019.-С. 145-165.
16. Кафаров К.А. «Бани и здоровье»/ Кафаров К.А., Бирюков А.А. Научно-популярная медицинская литература.- М., Медицина – 2011-353с.
17. Марков В.В. «Основы здорового образа жизни и профилактика болезней». / Марков В.В. Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-320с.
18. Мартинчик А.Н. «Физиология питания, санитария и гигиена:». Учебное пособие./ Мартинчик А.Н., Королев А.А.., Трофиминко Л.С. – 2-е изд.; стереотип.-М.: издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.-192с.
19. Макарова, Г. А. Спортивная медицина [Текст] / Г. А. Макарова. - М.: Советский спорт, 2002. - 273 с.
20. Медведев, А. С. Система многолетней тренировки [Текст] / А. С. Медведев. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 255 с
21. Нагорный В.Э. «Гимнастика для мозга»/ Нагорный В.Э. М., Сов. Россия, 2001 -128с
22. Начинская, С. В. Спортивная метрология [Текст] / С. В. Начинская. - М.: ACADEMA, 2005. - 227 с.
23. Погосян, В. Г. Лечебный массаж [Текст] / В. Г. Погосян. - М.: Советский спорт, 2002. - 343 с.
24. Поляков, Б. А. О необходимости восстановительных средств на ранних этапах спортивной специализации [Текст] / Б. А. Поляков, С. А. Парастаев, С. Е. Павлов // Сборник Всероссийской научно-практической конференции « Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортсменов резерва», М.: 1999. - 141с.
25. Сейфулла, Р. Д. Фармакология спорта [Текст] / Р. Д. Сейфула. - М.: Физкультура и спорт, 2020. -115 с
26. Теория и методика физической культуры: Учебник [Текст] // Под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
27. Фомин Н.А. «Физиологические основы двигательной активности». / Фомин Н.А. Вавилов Ю.Н. М.: Физкультура и спорт, 2013.-224с.
28. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 320 с.
29. Якименко, С. М. Дифференцированный подход к использованию средств восстановления [Текст] / С. М. Якименко // Теория и практика физической культуры №10, 2015. - С. 469.