Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена ролью игры как социокультурной практики. На протяжении тысячелетий люди предавались разного рода развлечениям, одним из которых стали карточные игры. Общеизвестно, что первые письменные упоминания о них зафиксированы в IX веке. Со временем подобный способ времяпровождения стали практиковать как состоятельные люди, так необеспеченные. В литературе мотив карточной игры занимает устойчивое место.
В произведениях отечественных и зарубежных классиков показано, как подобные увлечения меняют жизнь человека, на что указывают сюжеты произведений Э. Гофмана, О. Бальзака, П. Мериме, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского и других писателей. Мастера художественного слова пытались понять, почему карты отнимали целые состояния, приводя к нищете, толкая на совершение преступлений. В салонах знати игорное жульничество считалось распространенным явлением, что является результатом историко-культурной ситуации, характерной для конца XVIII – начала XIX века.
Значимый вклад в развитие искомой темы внес А.С. Пушкин. В повести «Пиковая дама» (1833) создан образ героя, который испытывал страстное желание обеспечить безбедное существование за счет карточных игр. Такой тип людей, как Германн, мог появиться под воздействием нарождающегося капитализма, обуславливающего формирование активного поведения личности. Отныне, чтобы обеспечить себе устойчивое финансовое состояние, молодежь должна была надеяться исключительно на себя, потому что дворянские поместья приходили в упадок.
На изучение повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» в школе отводится два урока. За это время необходимо проанализировать содержание произведения, обозначить особенности композиции, выявить конфликт, охарактеризовать персонажей. Понятно, что обстоятельно осмыслить повесть за такой короткий отрезок весьма сложно. Именно поэтому целесообразно вынести обсуждение некоторых вопросов на уроки внеклассного чтения.
Проблемы литературного образования школьников освещены в трудах Г.Л. Ачкасовой, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской, В.А. Никольского М.А. Рыбниковой, Е.И. Целиковой и др. Организация уроков внеклассного чтения описана Н.А. Бодровой, А.Н. Воробьевой, Л.Т. Пантелеевым, Н.К. Силкиным и др. Изучению творчества А.С. Пушкина в рамках школьного курса литературы посвящены исследования Д.Д. Благого, Ю.М. Лотмана, Б.М. Сарнова, С.А. Фомичевой и др. Осмысление мотивного анализа представлено в работах Б.М. Гаспарова, Е.К. Маранцман, И.В. Силантьева и др.
Объект исследования – организация изучения повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» на уроке внеклассного чтения. Предмет исследования – организация изучения повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» в контексте осмысления мотива карточной игры на уроке внеклассного чтения.
Цель исследования – разработать урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» в контексте осмысления мотива карточной игры. Обозначенная цель обусловила выдвижение следующих задач:
выявить сущностные черты мотивного анализа, описать его использование на уроках литературы;
осветить опыт организации изучения произведений А.С. Пушкина на уроках внеклассного чтения;
проанализировать мотив карточной игры в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»;
представить разработку урока внеклассного чтения, посвященного повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» в аспекте осмысления мотива карточной игры.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования), эмпирические (обобщение передового педагогического опыта).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОТИВНОГО АНАЛИЗА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
1.1 Мотивный анализ художественного произведения на уроках литературы
Аналитический разбор художественного произведения – одна из важных составляющих содержания обучения школьного курса литературы. Важнейшими принципами анализа литературного текста являются учет возрастных особенностей учащихся, педагогическая целесообразность, вариативность и избирательность, особая мера научности [5]. Выбор приемов анализа зависит от родовых (эпос, лирика, драма), жанровых (роман, повесть, рассказ) особенностей произведения, читательского и литературного развития школьников, актуальных педагогических задач [5].
Среди многообразия видов анализа текстов выделяют: жанровый, биографический, историко-культурный, контекстуальный, творческо-генетический, мифокритический, гендерный, историко-литературный, герменевтический, семиотический, сравнительно-типологический, целостный и др. [3]. В последнее время одним из распространенных видов анализа является мотивный. Применительно к литературоведению, под анализом понимают исследовательское прочтение текста, что необходимо для научной интерпретации произведения [5].
В условиях школьного обучения анализ литературного произведения связывают с творческим процессом «читательского восприятия учеников, организацией сопереживания читателя, развитием читательских качеств, преодолением субъективных сторон читательского восприятия и приближением ученика к авторской мысли, стимулированием оценочного отношения к художественной концепции писателя» [5, с. 288]. По мнению В.Е. Хализева, мотив – это компонент произведений, который обладает семантической насыщенностью; сопряженный с идеей и темой произведения, мотив, тем не менее, им не тождественен [21].
Понятие «мотивный анализ» впервые употреблено в работе советского и американского литературоведа, лингвиста, музыковеда «Язык, память, образ» Б.М. Гаспарова. Определяя сущность мотивного анализа, уч
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Аллахверанова Т.Ф. Мотивный анализ // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2018. № 2(38). – с. 303-306.
2) Бальжинимаева Д.Э. Из опыта работы литературной гостиной «Лира» // Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства Дальнего Востока России: сб. материалов науч.-практ. конф. – Хабаровск, 2010. – с. 282-288.
3) Вьюшкова И.Г. К вопросу о применении мотивного анализа поэтического текста в курсе литературы в 10-м классе (на примере творчества Я.П. Полонского) // Письма в Эмиссия.оффлайн: электронный научный журнал. – 2009. №3. – с. 13 - 18.
4) Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://transyoga.ru/assets/files/books/okolo_psihologia/gasparov_lingvo.pdf. – Дата обращения: 02.05.2018.
5) Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): Опыт построения терминосистемы / Под ред. Е.Р. Ядровской, А.И. Дунева. – СПб.: Свое издательство, 2015. – 306 с.
6) Горбунова Е.В. Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» // Литература: журнал для учителей словесности. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200202611. – Дата обращения: 02.05.2018.
7) Дитькова С.Ю. Компаративный анализ основных мотивов повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» // Вестник Запорожского национального университета. – 2013. № 2. – с. 53-60.
8) Доманский В.А. Интерпретационная деятельность учителя-словесника в условиях развития современной филологической науки // Открытая методика: поиск – исследования – творчество: сборник научных докладов и статей по методике преподавания русского языка и литературы. – СПб.: «Свое издательство», 2015. – с. 143-152.
9) Корнеева Т.А. Урок внеклассного чтения по русскому языку в средней школе как особый тип урока // Филология и культура. – 2013. №4(34). – с. 286-291.
10) Кощиенко И.В. К толкованию эпиграфов повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» // Вестник Псковского государственного университета. – 2016. № 4. – с. 85-98.
11) Кузнецова И.В. Интерактивные игры-задания на пропедевтическом этапе формирования исследовательской компетентности старших подростков на уроках внеклассного чтения // Pedagogical Journal. – 2013. № 1-2. – с. 48-60.
12) Листов В.С. Мотив притязания на наследство в пушкинской повести «Пиковая дама» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. № 2(2). – с. 47-52.
13) Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/lotman/pikovaya-dama-i-tema-kart.htm. – Дата обращения: 02.05.2018.
14) Маранцман Е.К. Мотивный анализ литературного текста как методический приём // Литературное образование в современном мире: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции. – М.: Экон-информ, 2013. – с. 41-42.
15) Обысова Н.В. А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы (8 класс) // В помощь учителю и менеджеру школы: информационно-образовательный портал. – Режим доступа: http://pedsovet.pro. – Дата обращения: 03.05.2018.
16) Пушкин А.С. Избранное. Собр. соч. в 10 тт. Т. 2. – Стерлитамак: Фобос, 2016. –734 с.
17) Сарнов Б.М. Разгадка тайны трёх карт в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Расследование ведут Шерлок Холмс и доктор Уотсон // Литература в школе. – 2015. № 1. – с. 12-18.
18) Силантьев И.В. Мотив как единица художественного повествования // Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия / сост. Н.П. Хрящева. – 2-е изд. – М.: Флинта, Наука, 2016. – с. 367 - 377.
19) Силантьев И.В. Мотивный анализ как область предметно-методологической интеграции школьных дисциплин литературы и русского языка // Педагогические заметки. – 2011. № 3. – с. 24-57.
20) Старостина М.Е. Использование краеведческих материалов при изучении «Истории Пугачева» А.С. Пушкина в 8 классе на уроке внеклассного чтения // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2014. № 1(9). – с. 216-221.
21) Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студ. вузов. – 6-е изд. – М.: Академия, 2013. – 432 с.