Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время экономическая безопасность может быть достигнута, если в организации налажена система внутреннего контроля и система контроля качества предоставленных услуг. Сама по себе экономическая безопасность раскрывается как область научных знаний, которая изучает экономические условия для обеспечения достаточно высокого и стабильного экономического роста.
Степень научной разработанности заключается в глубоком исследовании ряда экспертов данной проблематики. К примеру, академик Л.И. Абалкин определил экономическую безопасность организации как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость организационной экономики, ее устойчивость и незыблемость, а также ее способность к постоянному обновлению и совершенствованию.
Экономическая безопасность предприятия (ЭБП) заключается в защите жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз путем реализации системы правовых, экономических, технико-внедренческих и социально-психологических мер, организуемых администрацией и коллективом организации предприятия. При этом, во-первых, состояние безопасности динамично; во-вторых, угрозы изнутри предприятия не менее опасны, чем угрозы извне, и, в-третьих, система экономической безопасности предприятия должна юридически взаимодействовать с национальной системой для обеспечения экономической безопасности.
Стоит отметить, что, обеспечивая экономическую безопасность, компании не подвергаются угрозам или защищены от внутренних или внешних угроз, и, несмотря на воздействие деструктивных факторов, они имеют возможность стабильно работать на рынке и достигать бизнес-целей. Следовательно, эти объяснения имеют право на существование, поскольку все они полностью раскрывают основную основу концепции ЭБП.
Объект исследования: АО «Почта России».
Предмет исследования: место и роль системы внутреннего контроля в обеспечении экономической безопасности организации.
Цель исследования: провести анализ места и роль системы внутреннего контроля в обеспечении экономической безопасности организации на примере деятельности АО «Почта России».
Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные понятия и цель создания внутреннего контроля;
2. Изучить направления развития системы внутреннего контроля;
3. Раскрыть принципы эффективности и требования к созданию службы внутреннего контроля для обеспечения экономической безопасности;
4. Дать организационно-экономическую характеристику АО «Почта России»;
5. Изучить организацию системы внутреннего контроля в обеспечении экономической безопасности АО «Почта России»;
6. Раскрыть внутренний контроль как инструмент в обеспечении экономической безопасности АО «Почта России»;
7. Изучить направления развития системы внутреннего контроля АО «Почта России»;
8. Осуществить разработка мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля АО «Почта России» для обеспечения экономической безопасности организации;
9. Проанализировать прогноз эффективности направлений и мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля АО «Почта России» для обеспечения экономической безопасности организации.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данное исследование может быть применено в научных, диссертационных и курсовых работах по схожей проблематике.
Практическая значимость заключается в том, что исследование применимо на семинарах в учебных заведениях по предметам «Экономическая безопасность».
Информационная база исследования включает в себя ряд правовых актов. Также информационная база исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: М.И. Кротов, В.И. Мунтиян, О. Н. Кухарев, А. С. Ганкин, В.К. Сенчагов, Л. П. Силаева, И. Г. Ушачев, А. Ф. Серков и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты системы внутреннего контроля в обеспечении экономической безопасности организации.
Во второй главе дана оценка системы внутреннего контроля АО «Почта России» и его роли в обеспечении экономической безопасности организации.
В третьей главе даны перспективы совершенствования системы внутреннего контроля АО «Почта России» в целях обеспечения экономической безопасности организации.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Основные понятия и цель создания внутреннего контроля
Организация и построение системы внутреннего контроля с каждым годом становится все более актуальной. Это объясняется содержанием статьи 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», которая предусматривает обязанность по организации и осуществлению внутреннего контроля за фактами хозяйственной деятельности всех субъектов, подпадающих под действие вышеуказанных законов .
Кроме того, для хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательной проверке, объектом контроля должно быть не только составление бухгалтерского учета и финансовой отчетности, но и факты хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Исключением являются случаи, когда ответственное лицо организации берет на себя функции бухгалтерского учета.
Тем не менее, внедрение систем внутреннего контроля хозяйствующими субъектами в большинстве случаев игнорируется или осуществляется формально. Таким образом, исследование практики организаций внутреннего контроля в настоящее время может быть проведено только на основе опыта зарубежных компаний.
Система внутреннего контроля - это сложный процесс, и одной из составляющих, безусловно, являются все структурные подразделения организации по направлению ее деятельности, а также каждый сотрудник организации .
Внутренний контроль - это процесс, который в основном направлен на достижение главной цели защиты активов организации. Это результат планового менеджмента организации, который контролирует всю деятельность всей компании и ее структурных подразделений. Контроль определяет законность хозяйственной деятельности и ее экономическую целесообразность.
На законодательном уровне не указано, как должны осуществляться эти меры контроля. В соответствии с установившейся практикой контроля было определено, что система внутреннего контроля может состоять из трех компонентов: службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита и службы аудита и контроля.
Международный стандарт аудита 315 «Выявление и оценка риска существенных искажений посредством исследования организации и ее окружения» описывает следующие компоненты системы внутреннего контроля (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Элементы системы внутреннего контроля
Работа отдела внутреннего аудита должна основываться на: правилах и подзаконных актах отдела внутреннего аудита; политике работы отдела внутреннего аудита; стандартах внутреннего аудита; и должностной инструкции .
Принятие положения об отделе внутреннего аудита можно рассматривать как этап организации работы внутреннего аудита, который включает определение обязанностей отдела, общих целей и задач, полномочий его сотрудников и подотчетности. На данном этапе хозяйствующим субъектам со сложными и географически удаленными организационными структурами целесообразно выделить подсистемы внутреннего аудита. Что касается систем внутреннего аудита, то логично выделить следующие подсистемы внутреннего аудита:
- контролировать сбор информации;
- анализировать данные для целей управления;
- генерировать информацию о результатах;
- сохранять полученную информацию.
Некоторые эксперты считают, что пересмотренные стандарты внутреннего аудита могут быть использованы в качестве стандартов внутреннего аудита. Другие считают, что для внутренних аудиторов должны быть установлены конкретные стандарты.
Следует отметить, что специфика функции внутреннего аудита требует разработки некоторых стандартов, которые не являются аналогичными стандартам внешнего аудита. Один из документов должен стать стандартом для инструментов внутреннего аудита. Если обязательный внешний аудит предопределен для того, чтобы выразить мнение о достоверности отчета хозяйствующего субъекта, то каждая цель внутреннего аудита требует определения информационной базы, которая в данном случае является объектом аудита .
Система внутреннего контроля на практике имеет определенные ограничения:
- требования экономики - стоимость мер контроля должна быть меньше экономических выгод, предоставляемых контролем;
- большинство элементов управления предназначены для обнаружения нежелательных бизнес-транзакций; это означает, что процедуры внутреннего контроля разработаны для предотвращения нарушений, которые могут иметь место;
- способность человека совершать ошибки из-за небрежности, рассеянности или недопонимания инструкций;
- сотрудники коммерческих структур вступают в сговор друг с другом и третьими лицами с целью преднамеренного нарушения системы контроля;
- нарушение системы контроля из-за злоупотребления системой контроля представителями административного органа, ответственного за определенные процедуры контроля;
- изменения условий ведения бизнеса или правил бухгалтерского учета не сопровождаются изменениями в составе и содержании контрольных процедур.
Следовательно, если система внутреннего контроля не только демонстрирует способность обнаруживать ошибки и отклонения, но и может быть изменена для уменьшения возможности возникновения таких ошибок и отклонений в будущем, то она будет считаться эффективной .
Если система внутреннего контроля соответствует следующим условиям, она считается действительной :
- существуют положения по формализации системы внутреннего контроля организации, ее эффективности и возможностям пересмотра;
- структурная организация внутреннего контроля основана на принципах и практике создания риск-ориентированной системы;
- наличие инфраструктуры для обеспечения реальности и эффективности контроля;
- используемые процедуры контроля рисков являются адекватными и эффективными;
- обеспечение безопасного потока информации в канале ее передачи;
- наличие и функционирование системы мониторинга эффективности внутреннего контроля.
Достижение целей системы внутреннего контроля напрямую зависит от операций и действий, выполняемых персоналом, то есть рекомендуется осуществлять внутренний контроль через контрольные функции, выполняемые каждым должностным лицом в рамках его функциональных обязанностей. Для того чтобы система внутреннего контроля функционировала и совершенствовалась, необходимо установить взаимосвязь между эффективностью функции контроля и энтузиазмом персонала.
Деятельность компании по месту нахождения ее владельца всегда должна быть эффективной. Это утверждение является аксиомой и не нуждается в доказательстве. Результаты деятельности компании можно оценить с точки зрения стратегии и текущего управления.
В отличие от различных форм внешнего контроля, внешний контроль в основном кратковременен, а внутренний контроль осуществляется непрерывно на основе целей и задач руководства компании. «Международные стандарты аудита» 315 содержат следующие определения внутреннего контроля:
Внутренний контроль - это процесс, определяемый и находящийся под влиянием персонала, наделенного полномочиями руководства и высшего звена, а также другого персонала, который обеспечивает разумную уверенность в достижении целей компании :
- достоверность финансовой отчетности;
- производительность;
- соблюдение применимых законов и нормативных актов.
Таким образом, внутренний контроль определяется и внедряется для устранения определенных бизнес-рисков, которые угрожают достижению любых установленных целей. Определение целей внутреннего контроля раскрывает содержание процесса, который аудиторы должны исследовать и оценить.
Прежде всего. Внутренний контроль стремится обеспечить процесс формирования достоверных финансовых отчетов. Только на основе качественной и своевременной полученной информации о последствиях реализации управленческих решений пользователи (внутренние и внешние) могут делать правильные выводы и принимать соответствующие решения. В связи с этим аудитору следует рассмотреть следующие вопросы :
- Достоверность процесса подготовки информации, содержащейся в показателях финансовой отчетности. Главное место в этом процессе, безусловно, принадлежит системе бухгалтерского учета. В системе бухгалтерского учета информация о фактах хозяйственных операций накапливается и систематизируется в бухгалтерских записях и бухгалтерских счетах бухгалтерского учета.
Носителем этой информации являются основные документы (счета-фактуры, накладные, сертификаты, производственные отчеты, акты аннулирования и т.д.). Поэтому аудиторы изучают методы бухгалтерского учета, используемые компанией. Технология бухгалтерского учета каждой компании формируется на основе применяемой ею учетной политики, планов работы с учетными записями и форм бухгалтерского учета (компьютеризация, журнал-ордер, мемориально-ордерный).
- Насколько эффективен процесс передачи финансовой информации. Качество информации зависит от ее своевременности. По своей природе показатели финансовой отчетности относятся к исторической информации, то есть они раскрывают содержание и последствия произошедших операций.
Таким образом, возникает проблема временного ограничения актуальности (своевременности) финансовой информации. Вообще говоря, в каждой стране существуют установленные сроки подготовки финансовой отчетности для внешних пользователей, и могут быть определены сроки представления внутренней отчетности (например, в случае необходимости подготовки всеобъемлющего отчета).
Во-вторых, система внутреннего контроля должна обеспечивать эффективность работы компании. Деятельность компании основана на использовании финансовых и материальных трудовых ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (последняя редакция).
6. Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019 г.) «Выявление и оценка рисков существенного искажения» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 27.10.2021 № 163н)
7. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
Библиографический список
8. Климова, Н. В. Экономическая безопасность - основа обеспечения безопасности региона / Н. В. Климова // Фундаментальные исследования. Экономические науки. - 2019. - № 9. - С. 214-219.
9. Копеин, В.В. О влиянии кризиса экономической системы на региональную безопасность / В.В. Копеин // Кризис экономической системы как фактор нестабильности современного общества: материалы III Междунар. науч.-практ. конференции. - 2019. - С. 100-103.
10. Копеин, В.В. Импортозамещение как новый элемент в системе продовольственной и экономической безопасности / В.В. Копеин, Е.А. Филимонова // Российское предпринимательство. - 2019. - № 16(18). - С. 2947-2956.
11. Копеин, В.В. Мировой экономический кризис, экономическая и продовольственная безопасность России / В.В. Копеин, Е.А. Филимонова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 10(41). - С. 36-38.
12. Копеин, В.В. К вопросу мониторинга экономической безопасности региона / В.В. Копеин // Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире. - 2021. - С. 173-175.
13. Копеин, В.В. Современные проблемы мониторинга продовольственной безопасности / В.В. Копеин // Техника и технология пищевых производств. - 2022. - № 4. - С. 158-163.
14. Копеин, В.В. Методология оценки экономической безопасности в условиях мирового кризиса / В.В. Копеин // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - № 4-3(23). - С. 26-29.
15. Копеин, В.В. Теория и методология исследования структурных изменений объектов основных фондов в социально-экономических системах: эволюционный подход / В.В. Копеин, В.В. Михайлов // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 1. – С. 54-67.
16. Кошевой, О. С. Индексный метод как элемент диагностики производства молока / О. С. Кошевой, Е. В. Фудина // Нива Поволжья. - 2019. - № 1. - С. 113-117.
17. Кричевский, Н.А. Россия: сквозь санкции - к процветанию! / Н.А. Кричевский. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2023. - 216 с.
18. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2021. — 216 с.
19. Кухарев, О. Н. Почтовая деятельность как высокорентабельная отрасль / О. Н. Кухарев, А. С. Ганкин // Молочное и мясное скотоводство. - 2020. - № 4. - С. 7.
20. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: монография / под ред. акад. Э.Н. Крылатых, проф. В.З. Мазлоева. - М.: Инфра-М, 2019. - 239 с.
21. Сенчагов, В.К. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: монография / В.К. Сенчагов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 384 с.
22. Силаева, Л. П. Организационно-экономический механизм регулирования производства и сбыта продукции скотоводства / Л. П. Силаева // Состояние и перспективы развития АПК. – 2022. - С. 40-45.
23. Ушачев, И. Г. Состояние и проблемы обеспечения почтовой деятельности страны / И. Г. Ушачев, А. Ф. Серков. – М.: Наука, 2020. – 156 с.
24. Филимонова, Е.А. Проблема методологии экономической безопасности в условиях экономического кризиса / Е.А. Филимонова // Российское предпринимательство. - 2019. - № 16(13). - С. 1949-1964.
25. Фудина, Е. В. Социально-экономические основы почтовых связей / Е. В. Фудина // Научные и технологические подходы в развитии аграрной науки. - 2019. - С. 237-240.
26. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: монография / под науч. ред. Т.Р. Ореховой. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 105 с.
Электронные ресурсы
27. АБС. Сервис почта. Электронный ресурс: https://xn--80adin4afegem8c.xn--p1ai/uslugi/
28. Официальный сайт АО «Почта России». Электронный ресурс: http: // https://www.pochta.ru
29. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Электронный ресурс: http: //www.gks.ru
30. The Global Competitiveness Report 2022. Insight Report. Электронный ресурс: http://www3.weforum.org/docs/GCR2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2018.pdf