Фрагмент для ознакомления
2
Дзюдо - это форма спортивной борьбы, культивируемая в большинстве стран мира. Занятия дзюдо предъявляют к ученикам особые требования и оказывают комплексное воздействие на их организм.
Занятия дзюдо оказывают особое влияние на формирование личности дзюдоистов детского и юношеского возраста. Занимаясь дзюдо, вы можете научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои способности.
Вопросы подготовки молодых борцов в настоящее время являются одними из наиболее актуальных в построении спортивной подготовки.
И от того, насколько рационально будут решаться вопросы тренировок в молодом возрасте, во многом зависит процесс первоначального формирования технических навыков, уровень развития специальных физических качеств, дальнейший рост спортивных и технических результатов.
Развитие высокого спортивного мастерства на занятиях по борьбе в дзюдо связано с уровнем развития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости) и эффективностью их взаимодействия. Высокий уровень работоспособности, спортивного мастерства дзюдоиста достигается на основе развития особой выносливости.
При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной подготовки юных борцов.
Специальная физическая подготовка борца направлена на развитие физических качеств, проявляющихся при выполнении специфических для борьбы действий. Он используется как неотъемлемая часть всего тренировочного процесса на всех этапах учебно-тренировочной работы, включая соревнования.
Объект исследования – выносливость детей 11-13 лет в дзюдо
Предмет исследования – развитие специальной выносливости в дзюдо у детей 11-13 лет
Цель исследования – раскрыть особенности развития специальной выносливости в дзюдо у детей 11-13 лет
Задачи исследования:
- раскрыть понятие выносливости и ее особенности
- рассмотреть средства развития выносливости
- изучить методику развития выносливости
-раскрыть особенности скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов
- рассмотреть средства и методы скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ 11-13 ЛЕТ
1.1.Понятие выносливости и ее особенности
Выносливость - это наиболее важное физическое качество, которое проявляется в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и в повседневной жизни.
Он отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физического воспитания выносливость понимается как способность человека выполнять работу без снижения мощности нагрузки, ее интенсивности или способности организма противостоять усталости.
Выносливость является многофункциональным свойством человеческого организма и объединяет в себе большое количество процессов, происходящих на разных уровнях: от клеточного организма до целостного организма.
Однако, как показывают результаты современных научных исследований, основная роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и обеспечивающим его вегетативным системам, а именно сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системам.
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы без усталости при заданном уровне мощности; в скорости снижения производительности при возникновении усталости. На практике существует несколько видов выносливости: общая и специальная.
Следует отметить, что большое количество изометрических упражнений в одной тренировке вызывает специфические приспособления организма к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую силу.
Дозировка упражнений для развития силы такова, чтобы при выполнении упражнений возникало чувство усталости, но не сильной усталости.
Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных возможностей организма, которые определяют его способность выполнять в долгосрочной перспективе с высокой эффективностью работу средней интенсивности.
С точки зрения теории спорта, общая выносливость-это способность спортсмена выполнять различные виды физических упражнений относительно низкой интенсивности в течение длительного периода времени с участием многих групп мышц.
Уровень развития и проявления общей выносливости определяется: аэробными возможностями организма - основой общей выносливости; степенью экономичности техники движений; уровнем развития волевых качеств. Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех аэробных упражнений. Вот почему выносливость носит общий характер и называется общей выносливости.
Общая выносливость - основа высокой физической работоспособности. В научно-методической литературе каждое из этих физических качеств рассматривается по-разному.
Б. А. Ашмарин рассматривает это качество несколько иначе; понимается единство проявления психофизиологических и биоэнергетических функций человеческого организма, позволяющих длительное время противостоять усталости при механической работе.
Ю. В. Верхошанский отмечает, что становится понятной ошибка деления выносливости на общую и специальную.
Существующая в практике спортивной деятельности методическая концепция развития выносливости посредством интенсивной работы подверглась критике в связи с тем, что последняя препятствует развитию адаптационных перестроек в организме, которые необходимы в данном случае.
Часто это связано с различными проявлениями особой выносливости - скоростью, мощностью, скоростно-силовой и т. д. Другая сторона проблемы заключается в том, что вопросы, касающиеся индивидуальных характеристик вовлеченных людей, все еще недостаточно изучены.
Успешно решить весь комплекс задач можно только на основе оптимизации тренировочного процесса, который в первую очередь заключается в использовании средств и методов тренировок, обеспечивающих эффективное воздействие на факторы, составляющие основу специальной выносливости и максимально соответствующие психофизиологическим характеристикам спортсмены.
Далее рассмотрим двигательное качество выносливости и его разновидности. Выносливость - это способность человека выполнять двигательную активность в течение длительного периода времени без снижения заданной интенсивности под воздействием усталости. Типы усталости бывают общими и местными.
Усталость может быть: физической, эмоциональной, умственной, сенсорной.
Фазы усталости: отсутствие усталости на начальных этапах двигательной активности; компенсированная усталость или состояние стабильной работоспособности (вследствие двигательных изменений, изменений техники движений, включения синергетических мышц, включения в деятельность других поставщиков энергии, мобилизации волевых усилий); декомпенсированная усталость и снижение заданной интенсивности двигательной активности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 2020 - 608 с.
2. Ашмарин Б. А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. «Физ. культура»-- М.: Просвещение, 2021, стр.202-204.
3. Бойко В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка борцов. - К.: Олимпийская литература, 2019. - 223 с.
4. Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневой дифференциации в учебно-воспитательном процессе в средней школе. Статья: МТШ ОРТ, 2019
5. Дзюдо : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Акопян А.О. [и др.]. - М. : Советский спорт, 2018. - 96 с.
6. Дзюдо. Система и борьба: Учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ спортивного резерва /Под общ. ред. Ю.А.Шулики и Я.К.Коблева. -Ростов-на-Дону: "Феникс", 2021. 800 с
7. ДЗЮДО: история, теория, практика. (Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов.) - Архангельск: Издательский Дом «СК», 2000. Авторы: Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкий А.Г.
8. Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / Авт. -- сост. С. В. Ерегина и др. -- М.: Советский спорт, 2020. -- 268 с.
9. Дзюдо: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Авт. -- сост. С. В. Ерегина и др. / Национальный союз дзюдо. -- М.: Советский спорт, 2016. -- 212 с.