Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что с 1 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее - ФЗ N 382).
Так же тема работы актуальна так как идет реформирование судебной системы РФ. И много появляется нерешенных вопросов (например, расширение круга участников правоотношений за счет таких квазиправосубъектных образований, как собрания и органы юридического лица). С развитием общественных отношений и совершенствованием их правового регулирования будут возникать и оформляться новые участники отношений, снова на качественно новом уровне будет ставиться вопрос о правосубъектности. Но это не должно входить в противоречие с основными положениями права и нарушать принцип внутреннего единства, увеличивать число дефектов права. Рассмотрим правовой статус субъектов, которые осуществляют арбитраж (третейское разбирательство) и обеспечивают арбитраж.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правовым статусом арбитража.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие правовой статус арбитража.
Целью работы ставится изучение правового статуса арбитража.
Задачами работы ставится:
- рассмотреть общее понятие правового статуса;
- исследовать правовой статус постоянно действующего арбитражного учреждения и отличие от правового статуса третейского суда;
- проанализировать актуальные вопросы правового статуса арбитража .
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка.
1. Понятие правового статуса. Характеристика правового статуса арбитража
1.1. Общее понятие правового статуса
Термин «статус» происходит от латинского слова status - состояние, положение. Юридическая энциклопедия под редакцией М.Ю. Тихомирова определяет «статус» как правовое положение (совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей). Аналогичное определение данному термину дается и в Большом энциклопедическом словаре.
Понятие «правовой статус» рассматривается учеными, проводящими исследования в различных областях права. В теории государства и права данный термин рассматривается как одно из ключевых общетеоретических понятий. Стандартно в рамках данной дисциплины рассматриваются понятие и элементы правового статуса физических лиц (личности) и государственных органов. В конституционном праве традиционно рассматривается правовой статус личности, Российской Федерации и субъектов, входящих в ее состав. В административном праве анализу подвергается административно-правовой статус личности и исполнительных органов государственной власти. В гражданском праве делается упор на правовой статус юридических лиц.
Прежде чем делать выводы о том, какие компоненты входят в содержание понятия «правовой статус государственного органа», необходимо проанализировать, как рассматривали понятие «правовой статус» другие ученые.
В.С. Четвериков под правовым статусом понимает компетенцию и полномочия органа государственного управления. Д.Н. Бахрах пишет: «...правовой статус - это правовое положение личности или цели, задачи, функции, организационно-правовая структура и компетенция государственных коллективных субъектов». Основные элементы правового статуса он делит на три блока: целевой (назначение), структурно-организационный (процедуры образования и ликвидации субъекта права), компетенционный (совокупность властных полномочий субъекта). Н.Г. Салищева в статусе органов исполнительной власти выделяет такие компоненты, как целевой блок, организационный блок, компетенционный блок, ответственность. «Целевой блок определяет цели, задачи и функции органа исполнительной власти, организационный блок - порядок формирования (учреждения) данного органа, его структуру и штат государственных служащих; компетенционный блок содержит перечень полномочий (прав и обязанностей) органа исполнительной власти в целях обеспечения выполнения возложенных на него функций». Н.М. Конин правовой статус понимает как совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина, компетенцию организации (юридического лица). Ю.Н. Старилов и Б.Н. Россинский в содержание термина «правовой статус» включают права, свободы, юридические гарантии, обязанности, правоограничения и объем ответственности. А.А. Акмалова и В.М. Капицин дают такое определение термину «правовой статус»: это юридически зафиксированное положение субъекта (личности, организации, государства, государственного органа) в государстве, обществе, мировом сообществе. Он закрепляет фактический (социальный) статус субъекта, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная государством совокупность полномочий государственного органа или должностного лица, с помощью которых они выполняют свои социальные функции. Б.Н. Габричидзе построил следующую конструкцию конституционного статуса государственных органов, выделив в ней такие элементы: 1) политическую и государственно-правовую характеристики органов государства; 2) место различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциацию систем, подсистем и видов органов, их соотношение; 3) основы взаимоотношений органов между собой; 4) важнейшие принципы организации и деятельности государственных органов; 5) основы компетенции; 6) виды правовых актов государственных органов. В.В. Долинская по данному поводу считает обоснованным и рациональным подход, в соответствии с которым под правовым статусом понимаются как общий правовой статус (установленный Конституцией ), так и существующие на основе и реализуемые в конкретных правоотношениях отраслевой правовой статус (определяемый нормами конкретной отрасли права), межотраслевой (определяемый комплексными правовыми институтами) и специальный правовой статус (связанный с реализацией норм ответственности). В состав правового статуса она включает такие элементы, как: 1) правовые основы деятельности лица; 2) условия, при которых лицо становится субъектом права (вопросы организации данного лица); 3) правосубъектность лица; 4) условия прекращения его деятельности.
Правовой статус государственных органов рассматривается современными учеными в узком (классическом) и широком смыслах. В узком он представляет собой совокупность прав и обязанностей государственного органа, его компетенцию. В широком смысле в понятие правового статуса помимо компетенции включаются также такие элементы, как: 1) правосубъектность государственного органа; 2) ответственность государственного органа; 3) цели деятельности государственного органа; 4) организационно-правовая структура; 5) политическая и государственно-правовая характеристики органов государства; 6) место различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциация систем, подсистем и видов органов, их соотношение; 7) основы взаимоотношений органов между собой; 8) важнейшие принципы организации и деятельности государственных органов; 9) виды правовых актов государственных органов.
1.2. Правовой статус постоянно действующего арбитражного учреждения
В отличие от третейского суда (далее - ТС) у постоянно действующего арбитражного учреждения (далее – ПДАУ) закреплена обширная правовая основа его деятельности: ФЗ N 382, Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (п. 1 ч. 4 ст. 45 ФЗ N 382), Правила арбитража (ч. 1 ст. 45 ФЗ N 382) или Правила ПДАУ (ч. ч. 3, 4 ст. 45 ФЗ N 382), иные источники. В п. 9 ст. 2 ФЗ N 382 содержится намек на правовой статус ПДАУ («подразделение некоммерческой организации») и характер его деятельности («выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража»).
Однако подразделениями ЮЛ являются и его филиалы, представительства (ст. 55 ГК РФ ), и его органы, в том числе органы управления (ст. 53 ГК). При этом первые характеризуются обособленностью, наделяются имуществом, реализуют ряд прав и обязанностей ЮЛ, вторые являются субъектами права корпораций и процессуального права, обладая отдельными элементами правосубъектности. ФЗ N 382, как правило, говорит не о ЮЛ, в рамках которого создано это подразделение, а о ЮЛ, при котором оно создано, т.е. как о квазиправосубъектном образовании.
Порядок создания (образования) ПДАУ приближен к созданию ЮЛ, а не их подразделений (и по множественности стадий, и по участию в этом процессе внешних по отношению к юридическому лицу субъектов).
ПДАУ создаются не при любом ЮЛ, а только при некоммерческих организациях (далее - НКО) (ч. 1 ст. 44 ФЗ N 382) с ограничениями по их виду и организационно-правовой форме.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
6. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 898.
7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.
8. Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть I), ст. 2.
9. Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» // Российская газета, N 156, 14.08.1993.
10. Приказ Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2016 г. N 312 «Об утверждении Порядка размещения постоянно действующим арбитражным учреждением на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, предусмотренной Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru
11. Приказ Министерства юстиции РФ от 14 октября 2016 г. N 236 «Об утверждении перечня научных специальностей, ученые степени по которым должны иметь не менее одной трети арбитров, включенных в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru
12. Правила предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2016 г. N 577 // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. III). Ст. 4478.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2014 N 30-П // Собрание законодательства РФ, 24.11.2014, N 47, ст. 6634.
14. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» // Вестник ВАС РФ, N 5, май, 2012.
15. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.12.2010 по делу N А56-40000/2010 // СПС «КонсультантПлюс.
16. Информационное письмо Арбитражного третейского суда г. Москвы от 18 ноября 2016 г. N 614 «О возможности привлечения в качестве арбитров лиц, имеющих высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств» // СПС «КонсультантПлюс».
17. Акмалова А.А., Капицын В.М. Понятие правового статуса субъекта // Теория государства и права: вопросы и ответы: Учеб. пособ. М.: Юриспруденция, 2006. С. 164.
18. Альхименко В.В., Выручаев А.А., Гишковец А.А. и др. Административное право России: Учебник / Отв. ред. Н.Ю. Хаманеева. М.: Проспект, 2011. С. 50.
19. Барсукова Л.И. Гражданско-правовая характеристика учредительных документов: Монография / Отв. ред. В.В. Долинская. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2014
20. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2008. С. 177.
21. Долинская В.В. Изменения понятия «органы юридического лица» в современном частном праве // Экономика и право: XXI век. 2015. N 4. С. 76.
22. Долинская В.В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России. 2012. N 2. С. 9.
23. Долинская В.В. Проблемы правового статуса третейского суда и постоянно действующих арбитражных учреждений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 4. С. 7 .
24. Долинская В.В., Долинская Л.М. Медиация: понятие, социальные, материально- и процессуально-правовые основания // Новейшие юридические технологии: гражданский процесс, арбитражный процесс, альтернативные способы разрешения споров: Материалы круглого стола (Волгоград, 18 мая 2012 г.) / ВолГУ; под науч. ред. А.О. Иншаковой, С.Ю. Казаченок. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012.
25. Комментарий к Федеральному закону «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (постатейный, научно-практический) / В.Н. Ануров, К.В. Егоров, А.В. Замазий и др.; под ред. О.Ю. Скворцова, М.Ю. Савранского. М.: Статут, 2016. С. 87.
26. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособ. М.: Проспект, 2010. С. 23.
27. Курочкин С.А. Третейское разбирательство и международный коммерческий арбитраж. М.: Статут, 2017. С. 32.
28. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М.: Норма, 2009. С. 207.
29. Скворцов О.Ю. О консервативной модели арбитража // Закон. 2017. N 9.