Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В христианстве указывается, что аскетизм не есть удел немногих избранных, а непременное и необходимое условие подлинной христианской жизни, поскольку каждый христианин призван быть подвижником (аскетом). В христианской литературе имеется большое количество определений аскетизма, суть которых сводится к тому, что аскетизм – это устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм есть напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного [1]. 39 Аскетический идеал для христиан – Иисус Христос. Он прошел путь полнейшего безусловного самоотречения, исполнил волю Божию по отношению к человеку, Своим подвигом (подвигом совершеннейшего послушания) поставил человечество в нормальное отношение с Богом. Послушание Сына Отцу выразилось в Воплощении (уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2. 7-8)).
Современный мир фактически не имеет моральных установок, искусственно вытесняется из поля зрения человека понятие нравственности, ценности жизни, христианского брака. Проблема личности является одной из самых значимых сегодня не только в России, но и в мире [1]. Вследствие ускорения жизни из-за внедрения во все сферы деятельности человека технических изобретений, искажается понятие об обязательствах человека перед обществом и самим собой. Естество наше, сделавшись страстным, встретилось с последствиями страстной жизни [2, с. 120].
Современный мир фактически не имеет моральных установок, искусственно вытесняется из поля зрения человека понятие нравственности, ценности жизни, христианского брака. Проблема личности является одной из самых значимых сегодня не только в России, но и в мире [1].
Вследствие ускорения жизни из-за внедрения во все сферы деятельности человека технических изобретений, искажается понятие об обязательствах человека перед обществом и самим собой. Естество наше, сделавшись страстным, встретилось с последствиями страстной жизни [2, с. 120].
Аскетизм как самоограничение и волевое сопротивление бессознательному влечению к удовлетворению инстинктов, дает человеку право именоваться личностью, образом Божиим. Аскетизм является неотъемлемым средством восстановления гармонии личности и природы человека, независимо от его вероисповедания.
Во всех крупнейших религиях мира присутствуют рациональные нравственные ограничения, как путь к совершенству и залог спасения. Без аскетизма религиозная жизнь человека невозможна. Актуальность данной темы состоит в необходимости для каждого человека осознать аскетизм как безусловную часть своей жизни, без которой не происходит адекватного развития личности.
Несмотря на техногенность окружающего мира, человеческая природа остается неизменяемой, то есть обладающей определенными качествами и способностями как возрастать в познании самого себя, так и деградировать в этом познании, извращая собственные потребности и перенося искаженное видение в свою деятельность. На пути к совершенствованию собственной души, а через нее и всего себя, у человека есть бесценное руководство Православной Церкви.
Это заповеди и установления, данные Самим Творцом для Своего творения, которые через их исполнение приводят к иной жизни, где реализуется
Гипотезы исследования:
• совершение аскетических подвигов всегда должно иметь основание в церковном уставе, Священном Писании и Предании Церкви;
• в религиозной жизни аскеза формируется готовностью человека к самоограничению ради духовного совершенствования;
• не имея непосредственного опыта богообщения, отношение человека к аскетической практике часто приобретает формальный и искаженный характер;
• возможное уподобление человека Богу зависит не только от аскетизма человека, но от взаимной синергии, при этом Бог, как Податель Божественной благодати, каждому дает проявление Духа на пользу (Кор. 12:7), при этом Дары различны.
Задачи исследования:
• описание аскетической практики в православной традиции;
• раскрытие нравственного значения аскетизма; • выявление взаимосвязи страсти и греха;
• краткий обзор противоположных греху добродетелей;
• анализ мистического опыта человека, эмпирически познающего аскетический путь.
База исследования: в качестве информационной базы исследования были использованы творения святых отцов, современных богословов и научные статьи.
Методы исследования. При изучении предмета исследований для описания явлений религиозного характера аскетической практики и ее систематизации были использованы следующие методы: описательный, обобщающий аналитический, систематизирующий, эмпирически-теоретический.
Практическая значимость. Практическая значимость моей работы заключается в актуализации аскетической практики в современном мире.
Новизна работы заключается:
• в использовании современных источников и их систематизации;
• в богословской оценке современной действительности и ее влиянии на аскетическое направление в духовной жизни человека;
• в выявлении ложной аскетики, происходящей от незнания церковных догматов или псевдоцерковности;
• в обозначении критериев истинности аскетизма в наше время.
Глава 1 аскетизм в христианстве
1.1 Аскетизм как культурная ориентация
Одной из центральных проблем современной русской культуры является утрата обществом духовных опор, которые могли бы придать устойчивость и прочность его существованию в быстро меняющемся мире. Для России это проблема выступает особенно остро, так как в исторически малый срок изменились границы страны, ее символика и идеология.
Перспектива построения общества требует выявления базов
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Азбука веры. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/asketizm-askeza (дата обращения 10.11.2016).
2. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Т. I: Книга Бытия 1–11. Тверь: Герменевтика, 2004. 304 с.
3. Гайденко П.И. Несколько штрихов к портрету древнерусского монашества, или что могут рассказать церковные пенитенциарные нормы древней Руси. // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах, выпуск 3: Материалы научной конференции «Равноапостольный князь Владимир и формирование русской цивилизации» СанктПетербург, 23-24 сентября 2015 г./ Под ред. к.и.н. прот. К.А. Костромина. – СПб., 2015.
4. Дорофеева Т.Г. К вопросу о мирном взаимоотношении представителей различных мировоззренческих ориентаций // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 29-36.
5. Дорофеева Т.Г., Пугачева Н.П. К вопросу о православной трудовой этике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4. С. 31-34.
6. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 2006.
7. Костромин К.А., протоиерей. Конфессиональная поликультурность Киевской Руси нач. ХI в. // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах, выпуск 3: Материалы научной конференции «Равноапостольный князь Владимир и формирование русской цивилизации» Санкт-Петербург, 23-24 сентября 2015 г. / Под ред. к.и.н. прот. К.А. Костромина. – СПб., 2015.
8. Ломоносов А.Г. Путь в Софию. Очерки феноменологии русского духа. – СПб.: Издательство РХГА, 2014.
9. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Верность «Золотому канону». // Литературная газета. 1-7 июня 2016 г. № 21.
10. Пугачев О.С. Значение и границы теономной этики // Регионология. 2012. № 4 (81). С. 201-208.
11. Пугачев О.С. Теономная этика как актуальный этап поиска смысла жизни // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2007. № 2. С. 64-76.
12. Самойлова И.В. Памятники средневековой литературы как исторический источник // В сборнике: Инновационные идеи молодых исследователей для АПК России Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2012. С. 17-18.
13. Святейший Патриарх Кирилл. Мы сможем преодолеть системный кризис личности только все вместе //Пресс-служба Московской Патриархии //URL: http: //www.patriarchia.ru/db/text/691007.html (дата обращения 15.09.17).
14. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение в пятую неделю Великого поста. Сочетание поста с милостию и молитвою. Т. 4. Аскетическая проповедь. URL: http://брянчанинов.рф/tom4/19.shtml (дата обращения 11.09.17).
15. Селезнева Е.Н., Каменец А.В. Культурология русского мира: духовные основы национального менталитета: Монография. – М.: Издательство «РИТМ», 2013.
16. Солманидина Н.В. В.О. Ключевский о роли природы как социального фона и потенциала формирования русского народа и его ментальности // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 989-993.
17. Чичин А. Аскетизм // harakter.at.ua/index/asketichnost/0-237 [Электронный ресурс] (дата обращения 15.10.2016).