Фрагмент для ознакомления
2
Специфика маркетинга во внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность - это вид активности, обеспечивающий совокупность внешнеэкономических связей национальной экономики с мировой хозяйственной суперсистемой. Это деятельность, представляющая собой сложную, динамичную, многоаспектную систему производственно-хозяйственных, организационно-экономических, финансовых, коммерческих, логистических, маркетинговых функций предприятий, а также систему мер для стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала в страну. Она является важным фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития национальной и региональной экономики, формирует ее структуру и определяет эффективность функционирования. Чем более интенсивна внешнеэкономическая активность, тем больший импульс, как правило, получает внутреннее экономическое развитие региона и государства .
В настоящее время во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) России, как и в экономике регионов и страны, происходят структурные, качественные изменения. В 1987 г. была снята монополия государства на осуществлении ВЭД. В процессе осуществляемых в России социально-экономических и структурных преобразований существенную роль призвана играть внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов различных форм собственности, охватывающая широкий спектр направлений, интересов и механизмов для реализации стоящих перед обществом задач.
Особую роль в достижении эффективности внешнеэкономической деятельности играет маркетинговая деятельность. Эффективность внешнеэкономической деятельности во многом зависит от знаний сложного инструментария международного маркетинга, и определяется умением применять эти инструменты на практике, делать обоснованный оптимальный выбор из имеющегося многообразия альтернатив. В период структурных региональных преобразований роль маркетинга приобретает особую актуальность.
Сущностные особенности маркетинга во внешнеэкономической деятельности представлены достаточно широко и разнообразно. Ввнешнеэкономический маркетинг - это возможность расширения форм сотрудничества во внешнеэкономической сфере. Наряду с экспортом он включает создание совместных предприятий, дочерних фирм, инвестиционное и инновационное сотрудничество, инженерно-консультационные услуги, биржевую и аукционную торговлю, лизинг, международные встречные операции, торговлю комплектным оборудованием, услугами и результатами интеллектуальной деятельности и др. Выделим ряд концептуальных разработок международного маркетинга.
На укрепление позиций на внутреннем рынке ориентирована концепция традиционного экспорта. В числе механизмов реализации концепции заключение выгодных сделок с иностранными партнерами, привлечение внимания внутренних клиентов, за счет приобретение надежной репутации, создание соответствующего имиджа в определенных кругах стейкхолдеров . Основная идея транснационального маркетинга - выработка единой стратегической линии деятельности компании на внешнем рынке, обязательный учет структурных и конъюнктурных особенностей пространственного развития. Многонациональный маркетинг ориентирован на рынки сразу нескольких стран. Стратегические маркетинговые мероприятия дифференцированы и зависят от специфики выбранной страны. Основной формой внешнеэкономического сотрудничества, как правило, являются создание совместных предприятий, реализация совместных проектов, преимущественно долгосрочного характера, производственная кооперация. Концепция глобального маркетинга в качестве миссии ставит повышение конкурентоспособности на международном рынке. Деятельность предприятия характеризуется достаточно высокой степенью специализации и стандартизации, массовыми объемами производственно - хозяйственных операций. В каждой концепции международного маркетинга уделяется внимание особенностям функционирования внешних рынков и условиям работы на них.
К ключевым условиям применения маркетинга на международном рынке относятся следующие. Во-первых, глубокое насыщение рынка товарами, превышение предложения над спросом Во-вторых, усиление борьбы за покупателя (чем сильнее конкуренция, тем острее борьба). В-третьих, свободные рыночные отношения - от выбора рынка до определения цены. В-четвертых, свободная деятельность на предприятии по решению всех управленческих, организационных, финансовых, мотивационных вопросов и др. Однако, если в стране не решены первые два условия, то внедрение маркетинга нецелесообразно, так как расходы на рынковедение чрезвычайно велики. Хозяйствующему субъекту, планирующему заняться международным маркетингом и выйти на мировой рынок, предстоит принять комплекс обоснованных решений и пройти ряд этапов (табл. 1).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бегметов Т. Стратегии выхода предприятий на зарубежные рынки//ЭКОНОМИКА, БИЗНЕС, ФИНАНСЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 123-125
2) Боженко Е. С., Сылко Д. А., Дорохин Ю. Н. Маркетинговые стратегии транснациональных корпораций в глобальном рынке//ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 32. С. 959-964
3) Еремичева Т.В. Международные экономические отношения в условиях международной экономической интеграции. Наука и искусство управления. 2021;(4):97-113
4) Ерохина Е.В. Возможности маркетинга в развитии внешнеэкономической деятельности//КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ. Материалы научно-практической конференции. 2017. С. 77-84
5) Каримов Ф. П., Эволюция и перспективы маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. — 2019. — № 4. — С. 13-25.
6) Карпова С. В., Международный маркетинг. — Москва : Дашков и К, 2021. — 298 с.
7) Кербер Л.С., Шарипов Р.Н., Сидоров А.А. Новые вызовы для международной торговли. Современные экономические процессы. 2021;1(3):4-27.
8) Коваль А. Г., Трофименко О. Ю. Влияние цифровизации на международную торговлю: теоретические и практические аспекты//УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. Сборник тезисов выступлений Четвертой международной конференции. Под общей редакцией И.А. Аренкова, М.К. Ценжарик. Санкт-Петербург, 2021. С. 403-410
9) Лашко С.И., Международный бизнес: PR и рекламное дело: Учебное пособие. — Москва : Издательский Центр РИОР, 2020. — 171 с.
10) Моисеева Н.К., Международный маркетинг и бизнес: Учебное пособие. — Москва : ООО "КУРС", 2019. — 272 с.
11) Моргунов В. И., Международный маркетинг. — Москва : Дашков и К, 2020. — 184 с.
12) Смирнов Е. Н., Международная торговля услугами в условиях цифровизации: поиск оптимального подхода к регулированию // Российский внешнеэкономический вестник. — 2020. — № 3. — С. 35-51.
13) Смирнов Е.Н. Международная торговля: сигналы устойчивого восстановления и парадоксы регулирования. Международная торговля и торговая политика. 2022;8(1):9-26
14) Тарасов А. А., Маркетинг сделок по слияниям и поглощениям // Маркетинг в России и за рубежом. — 2020. — № 3. — С. 65-69.
15) Тамбиев А. Х., Инновационно-маркетинговый подход к формированию цифрового торгового пространства реализации органических продуктов // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2019. — № 3. — С. 73-76.
16) Чанхиева Ф.Ю., Сафронова Н.Б. Исследование особенностей международного интернет-маркетинга и эффективность его использования // Экономические системы. 2022. Том 15, No 3 (58). С. 129–137.
17) Шевченко Д. А. Основы современного маркетинга. М.: Дашков и К. – 2019. 604 с
18) Яковлева Д. О., Прогностические модели и основные принципы оценки параметров цифровых потоков данных в логистике международной торговли // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2021. — № 4. — С. 17-24