Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проза - один из древнейших жанров русской литературы. Ее зачатки можно увидеть уже в «народных сказках», в легендах об облике и основании Киева, в описаниях обычаев и обрядов древних славянских народов. Взлеты и падения в развитии прозаического жанра тесно связаны с особенностями общественно-политической жизни. Проза, приближавшаяся к публицистике, получившая название от латинского «publicus» (общественный), расцвела в то время, когда общество уже не могло молчать. Сегодня нельзя сказать, что проза является малоизученным жанром в изучении русской литературы. Основы эстетики русской прозы были заложены еще В.Г. Белинским .
Этот великий литературовед не написал работы, посвященной теоретическим проблемам прозаического жанра, но в эссе, описывающем творчество прозаиков, он высказал много интересных мыслей о жанре и утвердил термин «проза» в русском литературоведении.
Среди эссе, обогативших понятие жанра, можно назвать работы Н. Чернышевского, А. Скабичевского и В. Короленко. Однако эти работы еще не привели к созданию полностью сформулированной теории прозы. Только в конце XX века и в 1930-е годы советские литературоведы сделали первый важный шаг в решении вопроса о жанре прозы.
Наиболее важными теоретическими работами о прозе, написанными в этот период, были работы М. Горького, И. Зиге и М. Кришвина; его взгляды на прозу можно найти во многих статьях и письмах М. Горького, а также В.Г. Белинского. Вопрос о литературе он рассматривал как неотделимый от задачи культурной революции и выступал за «живую прозу, полную фактов, убедительную и доходчивую».
В книге «О литературе» (1930) Горький резко осуждал писателей и критиков, считавших прозу «неполноценной литературной формой». Он упоминает Г. Мопассана, И. Тургенева, Н. Слепцова, М. Салчикова-Шедрина, Н. Лескова, Н. Помяловского, Успенского. Он опроверг их нигилистический подход к интеллектуальному и художественному потенциалу прозаической литературы (август 1929 года). После публикации его письма к И. Гигеру от 15 августа русские литературные критики начали принимать взгляды Горького на фактологичность («проза всегда фактологична»), «насыщенность новостями» и место прозы в литературе - «где-то между расследованием и рассказом».
Замечания Горького о фактографичности и журналистской насыщенности прозы привели к созданию двух последовательных концепций документального и журналистского аспектов прозаизма: эссе И.Ф. Жиги «За высокое искусство прозы» (1938) стало первой попыткой обобщить опыт русской литературы в жанровом отношении в полноценную теорию жанра. Полный текст этого эссе был опубликован только в 1958 году. Важным этапом развития прозоведения в 1950-1970-е годы стали публикации «Искусства прозы» (1956), «Теории и практики литературно-общественных жанров» Е. Журбиной, двух изданий «Заметок о современной прозе» В. Канторовича, «Формирование реализма в русской литературе» А. Цейтлина и многих других . В этот период появилось множество статей и публикаций, авторы которых поднимали сложнейшие проблемы жанра, а одним из самых ярких представителей писателей-реалистов 1960-1960-х годов был Н.Г. Помяловский.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аношкина В.Н. История русской литературы Х1Х века. 40-60-е годы: Учебное пособие/под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. - 2-е изд. - М., 2001.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики - М., 1975
3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в Х111 томах. - М.,1953-1956.
4. Бушмин А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.-Л.,1959.
5. Галин Б. Время далекое – товарищи близкие. – М. 1970. С. 236.
6. Глушков Н.И. Очерк в русской литературе. - Ростов-на-Дону; Издательство Ростовского университета, 1966.
7. Дергачев И.А. Русский очерк и роман. К вопросу о взаимоотношениях жанров в литературном процессе 1860-1890 годов. //Проблемы литературных жанров. Материалы второй межвузовской конференции. Томск, 1975.
8. Жига И.Ф. Очерки, статьи, воспоминания. - М, 1958.
9. Зорич А. Я за «краски». Журналист. 1926. № 11. С. 8.
10. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. 70-80-е годы. - М., 2004. - 236 с.
11. Кольцов М. Писатель в газете. – М., 1961. С. 13.
12. Манн Ю.В.Об эволюции повествовательных форм // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 1982. - №1. История русской литературы в 4 т. Т. 3-4. - Л., 1982. - 213 с.
13. Погодин Н.Ф. Школа «Правды». Ленинской «Правде» – 50 лет. – М., 1962. С. 104.
14. Поспелов Г.Н. История русской литературы. Эпоха расцвета критического реализма (40-60 годы Х1Х в.). - М.: МГУ, 1958
15. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. (Русский физиологический очерк). - М.: Наука, 1965.
16. Ямпольский И. Помяловский Н. Личность и творчество. - М.-Л.: Советский писатель, 1968.
17. Яновская Л.М. Почему вы пишете смешно? Об И. Ильфе и Е. Петрове. Их жизни и их юморе. – М., 1969. С. 162.