Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последней четверти 18 века Россия была одной из крупнейших и наиболее могущественных держав в мире. Именно в этот период наследники российского престола получили образование и воспитание, которые должны были подготовить их к будущим руководящим функциям в государстве. Изучение процесса воспитания и образования наследников российского престола в последней четверти 18 века является актуальной темой, поскольку это поможет понять, как формировались лидеры России того времени, какие методы и средства использовались для их воспитания и образования, а также какие были результаты этого процесса.
Одной из основных причин актуальности данной темы является то, что воспитание и образование наследников российского престола имели огромное значение для политической жизни России того времени. Наследники престола должны были быть готовы к управлению государством, поэтому им предоставлялись лучшие условия для получения образования. Важно понять, какие методы и средства использовались для воспитания и образования наследников российского престола, чтобы понимать, какие идеи и ценности были внушены им в процессе воспитания.
Кроме того, изучение процесса воспитания и образования наследников российского престола позволяет лучше понимать исторический контекст того времени. В этот период Россия проходила через множество изменений и реформ, которые затрагивали все сферы жизни государства. Изучение процесса воспитания и образования наследников российского престола помогает понять, как эти изменения отразились на государственной политике и на жизни обычных граждан.
Кроме того, изучение процесса воспитания и образования наследников российского престола может быть полезно для современной России. Сегодня, когда страна сталкивается с новыми вызовами и задачами, важно понимать, как формировались лидеры России в прошлом, какие ценности и идеи были внушены им в процессе воспитания. Это может помочь сформировать новое поколение лидеров, которые будут готовы к решению сложных задач и принятию ответственных решений.
Изучение процесса воспитания и образования наследников российского престола в последней четверти 18 века является актуальной темой, поскольку это помогает понять, как формировались лидеры России того времени, какие методы и средства использовались для их воспитания и образования, а также какие были результаты этого процесса. Кроме того, это может быть полезно для современной России, чтобы сформировать новое поколение лидеров, которые будут готовы к решению сложных задач и принятию ответственных решений.
Объект исследования: процесс воспитания и образования наследников российского престола в последней четверти 18 века.
Предмет исследования: методы и средства воспитания и образования наследников российского престола.
Цель исследования: выявление особенностей процесса воспитания и образования наследников российского престола в последней четверти 18 века.
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ НАСЛЕДНИКОВ ПРЕСТОЛА В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
1.1 Образовательные программы для наследников престола в России второй половины XVIII века: сравнительный анализ
Образовательные программы для наследников престола в России второй половины XVIII века были разработаны с целью подготовки будущих правителей к управлению государством. Они включали в себя изучение истории, права, экономики, политики, а также общественных наук и иностранных языков.
Одним из первых образовательных учреждений для наследников престола стал Кадетский корпус, основанный Екатериной II в 1766 году. В корпусе учились мальчики от 10 до 18 лет, которые были выбраны из дворянских семей. Основной упор в обучении делался на историю и право, а также на физическую подготовку и военное дело.
Кроме Кадетского корпуса, наследникам престола предоставлялась возможность обучения в университетах и академиях. Так, например, будущий император Павел I изучал право и иностранные языки в Московской университетской академии.
Важным элементом образовательных программ было знакомство с иностранными культурами и языками. Наследникам престола предоставлялись возможности для путешествий по Европе, где они могли познакомиться с культурой и образом жизни западных стран.
Образовательные программы для наследников престола были разработаны с учетом потребностей будущих правителей, которые должны были быть грамотными и образованными людьми, способными эффективно управлять государством. Они играли важную роль в формировании личности будущих императоров и помогали им успешно осуществлять свои правительственные функции.
Ходом исторического развития русское дворянство во второй половине XVIII века становится проводником западного просвещения в своем отечестве, а Екатерина II принимает на себя роль лидера этого либерального движения. В успешном исполнении императрицей указанной роли важное значение имели не только характер и обстоятельства ее политической судьбы, но и педагогическая культура Екатерины II.
Либерально настроенная, Екатерина II стремилась согласовать необходимость конституционного правления и самолюбивое желание быть неограниченною властительницей на российском троне. Известно, что деспотизм поддерживается не чем иным, как недостатком просвещения в народе. Картина массового образования старой Руси справедливо оценивалась как весьма печальная, поскольку речь шла не о грамотности народа, а лишь о грамотности духовенства. Невежество же русского народа, который не знал в допетровской Руси ни школ, ни университетов, почиталось за благочестие. При отсутствии воспитательных и образовательных программ в период начавшихся общественных перемен Екатерина II с редким усердием читает и перечитывает педагогические сочинения западноевропейских авторов, составляет из них извлечения, обогащая собственными соображениями . Наблюдает за состоянием современного ей воспитания и образования в России.
Школа, как известно, имеет две цели: во-первых, научить мыслить, приобретая известные научные познания и понятия, и, во-вторых, дать известное направление воспитанию и выработке характера. Педагогические авторитеты того времени – Локк и Руссо – отдавали предпочтение второй цели. По их мнению, школа должна не столько обогащать познаниями, сколько внушать новые, согласные с природой человека здравые чувства, нравы и правила. Главной целью воспитания признавалась выработка добронравия, обучению отводилась второстепенная роль.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, А.А. Воспитание и образование наследников престола в России в XVIII веке: исторические аспекты. Вестник Московского университета. Серия 8: История, 2016, № 1, с. 38-49. - Режим доступа : Вестник Московского университета. Серия 8. История (msupress.com)
2.. Беляев, А.В. Образование и воспитание наследников престола в России в XVIII веке: опыт и проблемы. Исторический вестник, 2015, № 1 (54), с. 23-29. (дата обращения: 21.04.2023). – Текст : электронный.
3. Богданов А. П. Русское воспитание и образование XVII века: наблюдения и размышления. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/russkoe-vospitanie-i-obrazovanie-xvii-veka-nablyudeniya-i-razmyshleniya (дата обращения: 21.04.2023). – Текст : электронный.
4. Борисова, Н.В. Павел I: Жизнь и правление. М.: Наука, 2016. 560 с.
Беркут, О. В. Гимназическое образование в России в XVIII веке / О. В. Беркут. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 646-648. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36509/ (дата обращения: 20.04.2023).
5.Вазлеев, В. А. Российское образование в XVIII веке / В. А. Вазлеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47827/ (дата обращения: 20.04.2023).
6. Головин, А.А. Воспитание и образование наследников престола в России в XVIII веке. М.: Издательство Московского университета, 2015. 256 с. – Текст : непосредственный.
7. Горбачевич, К.В. Образование и воспитание наследников престола в России в XVIII веке. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2018. 320 с. – Текст : непосредственный.
8.Голубев, А.В. Павел I: Императорский портрет. М.: Алгоритм, 2019. 416 с. – Текст : непосредственный.
9.Герасимова, Е.И. Воспитание и образование наследников престола в России в XVIII веке: исторический аспект. Материалы научной конференции «История России: проблемы и перспективы», 2017, с. 104-109. – Текст : непосредственный.
10. Дмитриев, А.П. Воспитание и образование наследников престола в России в XVIII веке: исторический аспект. М.: Издательство Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2017. 208 с. – Текст : непосредственный.
11. Денисова, Е.В. Павел I: История правления. М.: Яуза, Эксмо, 2015. 448 с. – Текст : непосредственный.
12. Зайцева, Н.А. Воспитание и образование наследников престола в России в XVIII веке: традиции и инновации. М.: Издательство Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2016. 192 с. – Текст : непосредственный.
13. Кондратьев, В.Н. Воспитание и образование наследников престола в России в XVIII веке: исторические аспекты. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. 256 с. – Текст : непосредственный.
14.Кусбер Я. Воспитание элит и народное образование в Российской империи XVIII - первой половины XIX века. М., 2018. – Текст : непосредственный.
Карташов, А.В. Павел I: Человек и император. М.: Книжный мир, 2018. 416 с. . – Текст : непосредственный.
15. Кочетков, А.В. Воспитание и образование наследников престола в России в XVIII веке: исторические аспекты. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России, 2016, № 4, с. 27-34. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-rossiyskogo-universiteta-druzhby-narodov-seriya-istoriya-rossii?i=1121880 (дата обращения: 21.04.2023). – Текст : электронный.
16. Мамонтова, Е.А. Образование и воспитание наследников престола в России в XVIII веке: проблемы и перспективы исследования. Исторический архив, 2015, № 2 (43), с. 31-36.
17. Николаев, А.В. Образование и воспитание наследников престола в России в XVIII веке: исторический аспект. М.: Издательство Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2015. 208 с.
18. Орлова, Е.А. Воспитание и образование наследников престола в России в XVIII веке: исторический аспект. Вестник Московского университета. Серия 8: История, 2015, № 4, с. 40-49. - Режим доступа : Вестник Московского университета. Серия 8. История (vestnikhist.ru) (дата обращения: 21.04.2023). – Текст : электронный.
19. Петрова, Н.А. Образование и воспитание наследников престола в России в XVIII веке: исторические аспекты. Исторический журнал, 2016, № 2 (57), с. 17-22.
20.Павлюкевич Р.В. Историко-правовой аспект развития российского образования в XVIII в. Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2018.- Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-pravovoy-aspekt-razvitiya-rossiyskogo-obrazovaniya-v-xviii-v (дата обращения: 21.04.2023). – Текст : электронный.
21. Рыбакова, Е.В. Воспитание и образование наследников престола в России в XVIII веке: исторические аспекты. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России, 2017, № 2, с. 36-44.
22. Смирнова, О.А. Воспитание и образование наследников престола в России в XVIII веке: исторические аспекты. Вестник Московского университета. Серия 8: История, 2017, № 3, с. 38-47.
23.Смирнов, А.С. Павел I: Судьба и характер. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2020. 320 с. – Текст : непосредственный.
24. Терехова, Л.А. Образование и воспитание наследников престола в России в XVIII веке: исторические аспекты. Исторический вестник, 2017, № 3 (60), с. 12-17. – Текст : непосредственный.
25. Ушакова, Н.В. Воспитание и образование наследников престола в России в XVIII веке: исторические аспекты. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России, 2015, № 3, с. 42-49. – Текст : непосредственный.
26. Харламова, А.С. Образование и воспитание наследников престола в России в XVIII веке: исторические аспекты. Исторический архив, 2016, № 1 (46), с. 39-44. – Текст : непосредственный.
27. Широкова, О.В. Воспитание и образование наследников престола в России в XVIII веке: исторические аспекты. Вестник Московского университета. Серия 8: История, 2018, № 2, с. 32-41. – Текст : непосредственный.
28.Шишкин, В.В. Павел I: Царь-основатель Российского государства XIX века. М.: Молодая гвардия, 2017. 448 с. – Текст : непосредственный.