Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Государственные и муниципальные финансы являются основой финансовой системы любого государства.
Государственные и муниципальные финансы определяются как совокупность денежных отношений, возникающих в реальном денежном обороте между государственными и муниципальными органами управления и другими хозяйствующими субъектами, в результате которых формируются централизованные денежные фонды и используются для финансирования расходных обязательств государства и муниципалитета.
Эффективность функционирования государственных финансов обеспечивает поступательное развитие всех отраслей и сфер экономической деятельности, а также стабильность и достаточность системы социальной защиты и соцобеспечения населения, стабильность денежного обращения и платежеспособность государства как суверенного заемщика.
Государственные и муниципальные финансы имеют огромное разнообразие видов бюджетно-финансовых отношений со всеми звеньями финансов, которые постоянно усложняются под влиянием процессов реформирования сектора государственных услуг, глобализации финансовых рынков и усиления стабилизирующей роли государства в экономике.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть роль государственных и муниципальных финансов.
Объект исследования – государственные и муниципальные финансы.
Предмет исследования – роль и значение государственных и муниципальных финансов.
Для достижения поставленной цели необходимо следующие решение:
изучить сущность и функции государственных и муниципальных финансов;
определить состав государственных и муниципальных финансов;
исследовать государственные и муниципальные финансы в Российской Федерации ;
раскрыть основные проблемы развития государственных и муниципальных финансов и пути их решения..
Теоретико-методологической базой исследования стали монографии, научные и учебные издания по вопросам международной экономики, экономической теории, макроэкономики, политологии, социологии и пр., материалы периодических изданий, посвященные вопросам социально-экономического развития стран, а так же необходимая для понимания настоящей темы специальная литература и источники, прежде всего связанные с оценкой социально-экономического развития России.
Для решения поставленных задач в работе применялись такие общенаучные методы как измерение, описание, сравнение, анализ, синтез, наблюдение, аналогия и некоторые другие, а так же методы статистики и эконометрики, социологии и политологии.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные, результаты анализа и индикаторов различных международных организаций, национальных и международных статистических организаций.
Структура исследования предполагает наличие введения, двух глав, в которых решают поставленные исследовательские задачи, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
1.1 Сущность государственных и муниципальных финансов
Финансы – историческая категория, возникшая одновременно с появлением государства и развитием товарно-денежных отношений. Именно для выполнения государством своих функций (оборона, содержание государственного аппарата и армии, поддержка социально незащищенных слоев населения, развитие экономики, международное сотрудничество и т. д.) и нужны были средства [4].
Взаимосвязь финансов и государства характеризуется двумя встречными процессами. С одной стороны, через финансовые рычаги государство влияет на процесс воспроизводства, может использовать стимулирующие или дестимулирующие факторы по ускорению или торможению процессов в существовании финансовой системы. С другой стороны, размер и формы финансов определяются как задачами, так и возможностями государства, выражают глубинную экономическую природу явлений. Их правовое оформление должно чётко отразить экономическую сущность того или другого финансового явления. При этом подавляющее большинство финансовых конструкций в экономическом смысле не может существовать вообще без соответствующего правового оформления. Например, налогом может быть не любой платеж, а исключительно тот, который признан государством в соответствующем законодательном акте.
Таким образом, объект финансовой деятельности государства – это то, на что она направлена, в частности финансы, но не все, а только публичные: государственные и местные (рисунок 1).
Рисунок 1 – Государственные и муниципальные финансы
Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ. Финансовую систему можно разделить на централизованные и децентрализованные финансы [1].
К централизованным фондам денежных средств относятся денежные средства, которые поступают в распоряжение государства как властного субъекта. К ним относятся, прежде всего:
публичные централизованные государственные и муниципальные фонды – государственный и местные бюджеты;
централизованные государственные целевые внебюджетные фонды (например, Пенсионный фонд России);
государственный и муниципальный кредит;
государственное обязательное личное и имущественное страхование;
фонды государственных кредитных учреждений.
Финансовая деятельность проявляется в исполнении государственными органами власти и местного самоуправления соответствующих функций [7]. Также важно отметить, что ряд исследователей отмечают, что финансовая деятельность направлена не только на накопление и постоянное поступление или существование централизованных и децентрализованных публичных средств. Говоря о поведении участников финансовых правоотношений, учёные делают акцент на его активном характере, что выражает природу этого явления. Очевидно, что задачей государства как субъекта, который управляет финансами, является не примитивный сбор денег и формирование бюджета, а чёткое и своевременное прохождение всех стадий в динамическом механизме обращения таких денег.
Большинство учёных выделяют правовую и неправовую формы финансовой деятельности. Первая осуществляется через принятие и реализацию финансово-правовых актов, а вторая не связана с правовым выражением, чаще всего является производной, связанной с правовыми формами, иногда – с пробелами в праве [8].
Обычно самыми распространёнными неправовыми формами финансовой деятельности государства называют разъяснение налогового законодательства населению, проведение заседаний комитетов или комиссий представительных органов власти по бюджетным вопросам, различных совещаний в аппарате финансовых органов и т. д.
Что касается правовой формы финансовой деятельности, то традиционно в литературе речь идёт преимущественно о принятии финансово-правовых или финансово-плановых актов. Иногда указываются нормативно-правовые финансовые, финансово-плановые и индивидуальные акты.
В процессе осуществления финансовой деятельности государства имеют место и правотворчество, и правоприменение, и финансовый контроль и надзор, и толкование налогового законодательства. То есть финансовая деятельность государства практически сочетает в себе все направления функционирования органов государственной власти [6].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 383 с. – (Высшее образование).
2. Васильев, В. П. Экономика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 316 с.
3. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 324 с.
4. Гребенников, П. И. Экономика: учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 310 с.
5. Деньгов, В. В. Микроэкономика в 2 т. Т. 2. Рынки факторов производства. Равновесие. Экономика риска: учебник для вузов / В. В. Деньгов. – 4-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 384 с.
6. Дерен, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 617 с.
7. Заздравных, А. В. Экономика отраслевых рынков: учебник и практикум для вузов / А. В. Заздравных, Е. Ю. Бойцова. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 359 с.
8. Корнейчук, Б. В. Институциональная экономика: учебник для вузов / Б. В. Корнейчук. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 241 с.
9. Назин, К. Н. Экономика России. Инфраструктура: учебник для вузов / К. Н. Назин, Д. И. Кокурин. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 277 с.
10. Национальная экономика: учебник и практикум для вузов / А. В. Сидорович [и др.]; под редакцией А. В. Сидоровича. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 564 с.
11. Розанова, Н. М. Монетарная экономика. Практикум: учебное пособие для вузов / Н. М. Розанова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 454 с.
12. Роик, В. Д. Экономика развития: неравенство, бедность и развитие: учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 474 с.
13. Роик, В. Д. Экономика возможностей: потребности, интересы, шансы: монография / В. Д. Роик. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 498 с.
14. Экономика России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Сидорович [и др.]; под редакцией А. В. Сидоровича. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 576 с.
15. http://minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов.