Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой – именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека. Если же учесть то обстоятельство, что двигательная деятельность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной разработки вопросов совершенствования двигательной деятельности у детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописаны основные моменты, регламентирующие деятельность в области образования. Существует ФГОС, которым руководствуются при составлении программ для школьного учреждения, в том числе по физическому воспитанию. В результате анализа ФГОС установили, что в школьном возрасте крайне важно развивать все физические качества в комплексе. В этом возрасте развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются той базой, на которую накладываются более сложные движения.
Под физическими качествами и способностями мы подразумеваем набор основных качеств и способностей ребенка, с помощью которых можно определить уровень физического развития ребенка. В первую очередь физические качества ребенка определяются морфофункциональным развитием организма, особенностями биохимического обмена в организме. К числу основных характеристик относят: конституция организма, функциональное состояние органов и систем органов и организма в целом. Конституцию организма характеризует ряд признаков: телосложение, рост, вес, окружность тела и другие показатели. Двигательная функция определяет уровень развития и сформированности двигательных качеств организма. Одним из эффективнейших средств развития основных физических качеств и двигательных навыков, является тхэквондо.
Проблематика исследования. За последние десятилетия значительно возрос интерес к различным видам восточных и западных спортивных единоборств. Тхэквондо из-за своей динамичности, зрелищности и доступности является одним из наиболее популярных видов восточных боевых искусств. Включение тхэквондо в программу Олимпийских игр ставит перед специалистами задачу подготовить систему спортивной подготовки российских тхэквондистов высшей квалификации к успешным выступлениям не только на первенстве России, но и на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх .
Объект исследования – методика подготовки тхэквондистов в возрасте 10-12 лет.
Предмет исследования – методика обучения нападению в тхэквондо юношей 10-12 лет.
Цель работы: разработать педагогическую систему освоения юношами 10-12 лет техники нападения в тхэквондо.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме.
2. Систематизировать существующие способы, средства комплексного развития физических качеств и двигательных навыков у юношей 10-12 лет.
3. Осуществить подбор методик освоения техник нападения в тхэквондо.
4. Апробировать предложенную методику в ходе педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что в основе качественной подготовки тхэквондистов лежит правильно разработанная методика преподавания, направленная на специальную физическую подготовку и технико-тактическую подготовку обучающихся.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, ФГОСа); эмпирические (наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической обработки результатов).
Научная новизна. На основе учебной программы подготовки волейболистов разработали методику обучения тхэквондистов 10-12 лет технике нападения.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий по тхэквондо.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки практических занятий по тхэквондо. Могут быть использованы преподавателями физической культуры для подготовки тхэквондистов, при работе в секции, а также для организации самостоятельной подготовки. Результаты могут быть полезны родителям занимающихся тхэквондо.
Глава 1. Теоретические аспекты организации физической подготовки в различных видах спорта
1.1. Характеристика психического развития юношей 10-12 лет
При работе с юношами 10-12 лет большое внимание уделяется развитию физических качеств и основных двигательных навыков. Именно этот возраст является оптимальным периодом для развития основных видов движения и различных физических качеств у ребенка. Это связано в первую очередь с тем, что на этот период приходится интенсивное развитие личности, как на физическом, так и на психическом уровне. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления .
В этот период происходит прогрессивное развитие всех органов и систем. Развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются той базой, на которую накладываются более сложные движения, ребенок может быстро приспосабливаться и выполнять освоенные движения в любой видоизмененной форме и в различных условиях двигательной деятельности.
Под физическими качествами и способностями мы подразумеваем набор основных качеств и способностей ребенка, с помощью которых можно определить уровень физического развития ребенка. В первую очередь физические качества ребенка определяются морфофункциональным развитием организма, особенностями биохимического обмена в организме. К числу основных характеристик относят: конституция организма, функциональное состояние органов и систем органов и организма в целом. Конституцию организма характеризует ряд признаков: телосложение, рост, вес, окружность тела и другие показатели. Двигательная функция занимает особое положение среди множества других функций, она определяет способность человека к передвижению, а также способствует выполнению определенного объема движений. Двигательная функция определяет уровень развития и сформированности двигательных качеств организма .
Для ребенка в процессе формирования физических и психических качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности. Именно п
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бокс: Учеб. для интов физ. культуры / Под общ. ред. И.П. Дегтярева.- М.: Физкультура и спорт, 1979. — 287 с.
2. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.- М.: Физкультура и спорт, 1980.
3. Джероян Г.О. Тактическая подготовка боксеров. - М.: Физкультура и спорт, 1970. — 110 с.
4. Захаров Е.Н., Карасер А.В., Софонов А.А. Ударная техника рукопашного боя. - М.: Культура и традиция, 2003. - 351 с.
5. Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. - Киев: Здоровья, 1977. - 184 с.
6. Морозов Г.М. Уроки профессионального бокса. - М.: Гонг,1992. — 80 с.
7. Родионов А.В. Влияние психических факторов на спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 1983. — 112 с.
8. Родионов А.В. Психология спортивного поединка. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 128 с.
9. Романов В.М. Бой на дальней, средней и ближней дистанциях. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 189 с.
10. Спортивное фехтование: учеб. для вузов физ. культуры / Под общ. ред. Д.А. Тышлера. - М.: ФОН, 1997. - 385 с.
11. Тактика ведения спарринга в тхэквондо ИТФ: сб.науч.ст./ Рос.гос. акад. физ. культуры. - М., 2000. - 107 с.
12. Тактикотехнические характеристики поединка в спортивных единоборствах / Под ред. А.Ф. Шарипова и О.Б. Малкова. - М.: Физкультура
и Спорт, 2007. - 220 с.
13. Теоретические основы тактики в спортивных единоборствах:Учеб. для слушателей образоват. учр. и подраздел. дополнит. профобразования. - М.: Физкультура и Спорт, 2008. - 232 с.
14. Теория спорта / Под ред. проф.В.Н. Платонова. - Киев: Вища школа. Головное издво, 1987. - 424 с.
15. Тышлер Д.А. Тренировка фехтовальщика на саблях. - М.: Физкультура и спорт, 1961. - 214 с.
16. Тхэквондо. Правила соревнований. - М.: Физкультура и Спорт, 2005.
17. Фехтование: Учеб. для интов физ. культуры / Под общ. ред. К.Т. Булочко. - М.: Физкультура и спорт, 1967. — 431 с.
18. Хаберзетцер Р. Каратэ-до. Кумитэ, самозащита. - Терасполь: Модус, 1997. - 264 с.
19. Хусяйнов З.М. Тренировка нокаутирующего удара боксеров высокой квалификации. - М.: ALVAXXI, 1994. - 72 с.
20. Цой Хонг Хи. Энциклопедия тхэквондо. - М.: Международные отношения, 1991. - 765 с.