Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1. Изучение феномена связной речи в психолого-педагогической литературе 6
Глава 2. Развитие связной речи у дошкольников среднего дошкольного возраста 10
2.1. Особенности развития связной речи в среднем дошкольном возрасте 10
2.2. Отклонения от речевых норм и развития связной речи у детей с ОНР 12
Глава 3. Возможности использования коммуникативных игр для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста 17
3.1. Игра и ее роль в речевом развитии дошкольника 17
3.2. Примеры игры для развития связной речи 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования связной речи у дошкольников обусловлена тем, что развитие речи является важнейшей задачей обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Проблема развития речи у детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна в современном обществе, поскольку требования к качеству дошкольного образования возрастают, и особенное внимание уделяется уровню речевого развития детей.
Межличностное общение является основой коммуникативной компетенции дошкольников, основополагающей характеристикой формирующейся личности, важнейшей предпосылкой благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Именно в этот период перед родителями и педагогами остро ставится задача по формированию качества личности через общение, основной формой которого является диалогическая речь. При отсутствии постоянного диалогического общения возникают различные проблемы, связанные с искажением личностного развития, взаимодействием с окружающими людьми и появлением сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется развитию связной диалогической речи детей дошкольного возраста.
ФГОС ДО поясняет, что речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и речевого творчества.
Исследованием связной речи занимались разные авторы в различных аспектах и проблемных контекстах: в психологическом (А.Г. Асмолов, О.О. Гонина); в психолингвистическом (Л.И. Аксенова, В.Н. Белкина); в логопедическом (Л.С. Волкова, В.П. Глухов).
Среди исследований отечественных ученых следует, прежде всего, выделить работы Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.
Еще Д. Б. Эльконин подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. По его мнению, игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. В ней происходит первичная, эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым.
Особое значение игра имеет для развития речи – от элементарных до самых сложных. Л. С. Выготский называл игру школой развития речи.
Главный парадокс игры в том, что она находится в этой деятельности, максимально свободна от всех ограничений, видимо, полностью во власти эмоций, ребенок сначала учится контролировать свое поведение и управлять им по общепринятым правилам.
Анализ практики свидетельствует о том, что воспитатели в ДОУ редко используют коммуникативные игры для развития связной речи у детей дошкольного возраста. Между тем правильно подобранный комплекс дидактических игр при работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию связной речи, пополнению лексики, формированию правильного произношения.
Цель данного исследования: изучение возможностей коммуникативной игры в развитии связной речи дошкольников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть феномен связной речи в психолого-педагогической литературе;
• Проанализировать игру и ее роль в речевом развитии дошкольника;
• Изучить состояние связной речи у дошкольников;
• Предложить коммуникативные игры как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития связной речи у дошкольников.
Предмет исследования: коммуникативные игры как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Изучение феномена связной речи в психолого-педагогической литературе
В современном мире все чаще возникает проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста. Несмотря на развитие информационных технологий, многообразие средств обучения, вчерашние дошкольники не готовы к эффективному обучению в школе, так как сформированная связная речь является одним из ключевых факторов успешного освоения школьной программы. Она предполагает умения школьников в формулировке связного логичного ответа на поставленный вопрос, составление описательного рассказа по картинке, рассказа из заданных слов, рассказа по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок.
К сожалению, многие родители не совсем корректно интерпретируют мнение ученых о том, что развитие каждого ребенка происходит в соответствии с его индивидуальными особенностями, и надеются, что к пяти годам речь дошкольника достигнет уровня возрастной нормы. При этом очень поздно осознают, что их ребенок остро нуждается в профессиональной коррекционной помощи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2019. - 400 с.
2. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов : учебное пособие / Л. И. Белякова. - Воронеж : МОДЭК, 2021. - 256 с.
3. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников : учебное пособие / О. А. Бизикова. - Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2019. - 235 с.
4. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 7. - С. 35-38.
5. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст] / С. Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. М.: Астрель, 2019. - 158 с.
7. Глотова И.В. Диагностика состояния связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями / И.В. Глотова // Психология. Педагогика : ученые записи. – 2020. - №2. – С. 57-61
8. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебно-методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2019.
9. Глухов В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / В.П. Глухов, А.В. Горбачева // Логопед в детском саду: науч.-метод. журн. – 2019. – № 3. – С. 32-40.
10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. М.: АРКТИ, 2019. -166 с.
11. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2020. – 613 с.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. М.: Национальный книжный центр, 2019. - 176 с.
13. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. – Москва: Соц. полит.журн., 2019.
14. Жулина Е.В. Особенности коммуникации детей с нарушениями речи // Вестник Минского университета. - 2021. - № 23 (28). - С. 42-57.
15. Калинина О.В. Дошкольная логопедия: общее недоразвитие речи: учеб. пособие для студентов оч. и заоч. форм обучения / О.В. Калинина, Т.В. Коротовских, Ю.С. Пяшкур; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: ШГПИ, 2019. – 344 с.
16. Козырева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь / О.А. Козырева. - М.: Владос, 2019.
17. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2016. – 102 с.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.Ф. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.Ф. Серебрякова. СПб.: СОЮЗ, 2019. -188 с.
19. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: учебно-методическое пособие / под ред. проф. Л.Б. Баряевой. – Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2019. - 175 с.
20. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. М.: Альянс, 2019. - 367 с.
21. Мелешко, А. В. Характеристика диалогической формы речи старших дошкольников в норме и при патологии / А. В. Мелешко, В. А. Дубовская, Е. В. Константиновна // Педагогика и психология: перспективы развития. - 2020. - № 2. - С. 79-82.
22. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. СПб.: Речь, 2019. - 144 с.
23. Нищева, Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет : методические рекомендации / Н. В. Нищева. - Москва : Детство Пресс, 2019. - 80 с.
24. Текучев А.В. Методика русского языка / А.В. Текучев. М.: Просвещение, 2020. 414 с.
25. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. М.: Феникс, 2021. - 64 с.
26. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4-6 лет / Т. А. Ткаченко. - Москва : Ювента, 2019. - 66 с.
27. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». – М.: Просвещение, 2019.