Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения морального воспитания в общеобразовательной организации
1.1 Моральное воспитание в постиндустриальном обществе
1.2 Курс «Основы религиозной и светской этики» как один из источников морального воспитания в общеобразовательной школе
Глава 2. Эмпирическое изучение подходов к преподаванию курса
2.1. Результаты анкетирования
2.2. Рекомендации на основе интервью о подходах к преподаванию
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Анкета для учащихся 8-х классов
Приложение 2. Анкета для родителей учащихся 8-х классов
Фрагмент для ознакомления
2
Общество и государство стремятся приобщить молодое поколение к духовным ценностям в условиях быстро меняющегося мира. В этой ситуации вопросы ценностного содержания воспитания и обучения становятся особенно актуальными.
Одним из возможных подходов к решению этой задачи является создание условий для развития у молодежи интереса к культурным и духовным традициям своей страны. Важно развивать у молодежи навыки критического мышления и умения анализировать информацию. Для этого необходимо создавать условия для свободного выражения своих мыслей и идей, а также для обсуждения различных точек зрения.
Кроме того, необходимо уделять внимание развитию у молодежи навыков самообразования и саморазвития. Для этого можно создавать образовательные программы и курсы, которые помогут молодежи получить необходимые знания и навыки для успешной карьеры и жизни в обществе.
В своей речи 19 сентября 2013 года, Путин описал Россию как государство-цивилизацию "цветущей сложности". Это государство скреплено русским народом, русским языком и культурой, Русской православной церковью и другими религиями, которые традиционно присутствуют в России .
В 2011 году Патриарх Кирилл высказал свою озабоченность наследием времени, в которое нелегко налаживать национальную жизнь даже по мелочам. Для преодоления разногласий и восстановления доверия необходимы общие усилия, чтобы общество стало более сплоченным и было готовым к будущему .
Еще в XIX веке великий русский писатель А.П. Чехов писал: «Чем выше человек по уму и нравственности, тем полнее его жизнь и тем он свободнее».
Огромную роль нравственного воспитания в становлении личности отмечал В.Г. Белинский. По его мнению, польза от образования и знаний человека зависит от того, какую нравственность он усвоит.
Идею о преобразующей силе нравственного воспитания наиболее полно выразил К.Д. Ушинский. История включения предмета духовно-нравственного воспитания в школы давняя. С 1990-х годов в России изучались предметы, связанные с религиозными культурами («Православная культура», «Исламская культура», «Духовно-нравственное воспитание»). Их выбор был добровольным из-за идейного вакуума после падения коммунизма. С 2000-х годов в российских школах духовно-нравственное воспитание стало более организованным и масштабным.
В культурологии есть два основных метода. Один разрабатывался в СССР. Из-за цензуры христианские ученые не могли открыто заявлять свою позицию. Поэтому, например, Лосев, Аверинцев, Лихачев или Бахтин рассматривали христианство со стороны. Этот метод — отчуждение, рассмотрение родного как чужого.
На Западе развивался другой метод — эмпатии, вживания в чужое как в свое. Он позволяет понять логику чужого мифа, почувствовать себя древним египтянином или греком. Православный педагог должен использовать метод отчуждения, ведя курс «Основы православной культуры». Ведя курс исламской, буддийской или иудейской культуры, он должен применять метод эмпатии. Неверующий педагог, ведущий курс «Основы православной культуры», должен использовать метод эмпатии. Он должен побуждать себя и учеников понять внутреннюю логику и красоту православного мифа или символа.
Объект – моральное воспитание в курсе «Основы религиозной и светской этики в общеобразовательной школе.
Предмет – преподавание курса «Основы религиозной и Светской Этики» в школе.
Проблема – как преподать курс «Основы религиозной и Светской Этики» в школе.
Цель данной работы – выявить проблемы преподавания курса «Основы религиозной и Светской Этики» в школе и предложить пути решения.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы изучения морального воспитания в общеобразовательной организации;
2. Описать моральное воспитание в постиндустриальном обществе. Выяснить ключевые достижения и вклад в историю мысли;
3. Предложить эмпирическое изучение подходов к преподаванию курса;
4. Дать рекомендации на основе интервью о подходах к преподаванию.
При подготовке работы использованы: сравнительно-сопоставительный, историко-логический, логико-сравнительный методы, метод исторических параллелей.
В настоящее время стоит важная задача обеспечения равных возможностей для изучения традиционной религии и нравственного воспитания молодого поколения на основе религиозных ценностей в светских школах (средней и высшей) для учащихся всех конфессий .
В целом, общество и государство должны работать вместе, чтобы создать условия для развития духовных ценностей у молодого поколения. Это позволит укрепить единство и солидарность в обществе, а также повысить качество жизни каждого человека.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Башелханов А.Ю. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в российских школах / Общая Педагогика // Раздел «Педагогические науки» № 1, 2016. URL: file:///C:/Users/%D0%9D%D0%B5%D0%BB%D1%8F/Downloads/predmet-osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoy-etiki-v-rossiyskih-shkolah-2.pdf Дата обращения: (22.04.2023).
2.Белл Д. - Грядущее постиндустриальное общество URL: https://djvu.online/file/f0HirQXPavgcl (дата обращения: 20.04.2023);
3. Булгакова О.Н. - Постиндустриальная теория Даниэла Белла / URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/28130/1/philosophy_2012_19.pdf (дата обращения: 20.04.2023);
4. Доклад епископа Зарайского Меркурия на Архиерейском совещании
16 июля 2010 года «Перспективы развития опыта преподавания Основ православной культуры» URL: // http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=707. (дата обращения 20.04.2023)
5.Дюркгейм Э. – «Моральное воспитание» URL: https://www.litmir.club/br/?b=743922&p=7 (дата обращения: 20.04.2023);
6. Ермакова С.Д. Информация по вопросу изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе общего образования // Внедрение комплексного учебного курса «основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях в 2014 - 2015 году проблемы, решения и перспективы. Материалы научно-практической конференции 6-8 июня 2015 г. М., 2015. с. 5-12;
7. Зубанова С.Г. Теологическое образование в России: опыт и перспектива. Каф.
теологии РГСУ. Москва, 2008. - 161 с.
8. Иларион (Алфеев), митр. Присутствие теологии в образовании и науке – признак взросления общества. - 1 июня 2016. - http://www.interfax- religion.ru/print.php?act=interview&id=440 (дата обращения: 20.05.2023).
9. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). URL: https://urok.1sept.ru/articles/693840?ysclid=lh93kkw2jz491866394
10. Клишина. О.С. / Технологии виртуальной реальности для преподавания ОРКСЕ в школе // Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» No4 (62) 2020
URL: file:///C:/Users/%D0%9D%D0%B5%D0%BB%D1%8F/Downloads/tehnologii-virtualnoy-realnosti-dlya-prepodavaniya-orkse-v-shkole.pdf (Дата обращения: 22.04.2023)
11. Кураев А. Школьное богословие // http://azbyka.ru/tserkov/ lyubov_i_semya/vera_i_deti/kuraev_shkolnoe_bogoclovie
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 23 с.; 21 см. - (Стандарты второго поколения) (ФГОС).; ISBN 978-5-09-033553-9). URL: https://www.studmed.ru/view/danilyuk-aya-kondakov-am-tishkov-va-koncepciya-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii_88a8cf18689.html?ysclid=lh92fi1gf6698504442 (дата обращения: 20.04.2023).
13. Макларен П. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику/ Перевод с англ. О. Фадиной // Вопросы образования. – 2006. – No2.
14. Мацыяка. Е.В / Основы мировых религиозных культур. Методическое пособие.4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ - М.: Просвещение, 2014. URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/321a647e-c685-11e5-9b98-0050569c7d18.pdf (дата обращения: 21.04.2023).
15. Метлик И.В. Изучение религий и воспитание учащихся в современной российской школе. – М., 2011
16. Мораль не выбирают. Интервью с директором ИФ РАН А. Гусейновым А. Черняева/НГ Религии от 20.06.2012// http://www.ng.ru/ng_religii/2012-06-20/1_moral.html
17. Ожиганова А.А. Учебные пособия «Основы религиозной культуры» с
точки зрения поликультурной концепции образования // Проблемы совре-
менного образования. – 2012. – No5. – С.108-125.
18. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
религиозных культур и светской этики: Книга для учителя. 4-5 классы /Под
ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. 2-е изд. М.: Просвещение. 2013.
19. Основы религиозных культур и светской этики: Учебное пособие для
учреждений системы повышения квалификации. М.: АПКиППРО, 2012.
http://www.imcol.ru/doc/2013/orkise_posobie.pdf.
20. Патриарх Кирилл «Теология в вузах – культурный императив для общества» на совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества» - 28-29 ноября 2012 г. - Православный информационный сайт: http://www.teolog.info.
21. Путин. В.В. Выступление на итоговой пленарной сессии клуба «Валдай».19.10.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html
22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года».
23. Сайт Академии повышения квалификации и профессиональной пе-
реподготовки работников образования. Интервью РИА Новости. http://
www.apkpro.ru/content/view/3261/624/
24. Проблемы преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР // Православное образование. URL –https://pravobraz.ru/problemy-prepodavaniya-orkse-i-odnknr-obsudili-v-rgpu-imeni-gercena/?ysclid=ldrgvw1fc4231613003 (дата обращения 28.04.2023);
25. Тоффлер Э. - Шок будущего (2004) / Футурология // URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/toffler-future_shock-ru-l.pdf(дата обращения: 20.04.2023);
26. Усыкин Л. Основы религиозных культур и светской этики. Первый год обучения // http://www.polit.ru/article/2013/02/16/orkse/.
27. ФЗ от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015)
28. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
29.Чернега Ксения, инокиня, Зайчикова Е. Новое в законодательстве о религиозном образовании. Журнал Московской Патриархии, No4 от 15 апреля 2013 г.
30. Шахов О.М. Государство и Церковь: врозь или вместе? – 2015, декабрь. -http://www.pravoslavie.ru/82864.html.