Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Китай представляет собой достаточно древнее государство мира, отличающееся долговечностью. В Китае крайне важна идеология политической власти и руководства.
В прошлом веке в рассматриваемой сфере реализовывались кардинальные трансформации, но до начала этого века был важен приоритет представлений, заложенных еще в раннее время существования древнекитайского государства. Также важно сказать и о том, что, несмотря на кардинальные трансформации форм государственности, что было реализовано в прошлом веке (ликвидация монархии, установление режима коммунизма), уровень традиционной идеологии до сих пор влиятелен в сфере политической сфере современной китайской цивилизации. Кроме того, не последнюю роль в названном играет военное право и военная политика Китая, создававшаяся столетиями, эпохами, сохраняющая традиции и актуальная по сей день .
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1.1 Государственное устройство и место Древнекитайской цивилизации на политической карте мира
Китай управлялся первыми династиями правителей в 3-м и 2-м тысячелетии до н. (Начало династии Ся датируется 22 веком до нашей эры, а династии Шан - 18 веком до нашей эры). Вся последующая история Китая также была связана с правлением династий императора.
Можно говорить об особой «династической цикличности» в истории Китая. Среди династий, правление которых оставило наибольший след в истории, необходимо выделить Чжоу, Цинь, Тан и Сун, Цин.
Эпоха Чжоу (около XI - III веков до н. э.). Именно в эпоху Чжоу конфуцианство стало основным этическим и политическим учением Китая.
Начиная с VIII века до нашей эры авторитет и влияние династии Чжоу стали резко снижаться. Небольшие королевства боролись за власть. Царство Цинь было победителем над всеми. Цинь Ван принял новый титул «хуанди» (императора) и стал первым императором Цинь Шихуанди, завершив объединение Китая. Ввёл единую денежную систему, начал строительство Великой Китайской стены, которая должна была защитить страну от набегов кочевников. Миллионы мобилизованных крестьян в трудных условиях построили это великое здание Древнего мира, построили его прочно, надёжно, тысячи лет. И эта стройка стоила много сотен тысяч жизней. Империя Цинь просуществовала недолго (с 221 по 207 год до н. э.) и распалась сразу после смерти своего основателя Цинь Шихуана. Восставшие китайские крестьяне во главе со своим лидером Лю Бангом смогли разгромить и захватить всю страну. В 202 году до н. э. Лю Бан провозгласил себя императором новой династии Хань. Эта династия просуществовала гораздо дольше, до 220 года нашей эры.
Страна поочередно переживала времена гражданского мира и жестоких крестьянских восстаний, единства и раздробленности, процветания и бедствий. Китайские историки заметили, что в чередовании этих периодов есть определенная закономерность. Каждая новая династия действовала сначала успешно, но затем, спустя более или менее длительное время, крестьянство постепенно обанкротилось, и среди чиновников росла коррупция. Центральный регион ослаб, и началось восстание, участники которого требовали смены правящей династии. Реформы обычно сводились к гигантской переделке земли, когда каждый трудоспособный крестьянин получал свой участок. Сумма собираемых налогов возросла, и империя вновь вступила в период стабильности. .
Ещё в древности в Китае сформировалась особая форма отношений с другими народами, ключевой идеей которой является данническое подчинение «варваров», как их называли представители коренного населения Китая. Данная внешнеполитическая концепция просуществовала вплоть до начала XX в. и порой значительным образом влияла на ход исторического развития Китая, поэтому значимость данного аспекта при проведении исследований политики имперского Китая весьма высока.
1.2 Особенности внешней политики Древнекитайской цивилизации
История Древнего Китая – это век бесконечных сражений, сражений, восстаний и междоусобных войн.
Неудивительно, что военная подготовка получила значительное развитие уже в I веке до нашей эры, в период раздробленности китайских царств. За 241 год «весенне-осеннего» периода эпохи Чун-цю (722–481 гг. до н. э.) историки насчитали более 400 войн. За 232 года периода Чжан-го "Воюющих царств" (453-221 гг. до н.э.) их было более 220. По представлениям, господствовавшим в Древнем Китае, «главными делами в государстве являются войны и жертвоприношения (главным образом из тех же военнопленных)». И то, и другое достаточно подробно отражено в текстах надписей на гадальных костях и других документах истории той эпохи. Естественно, что боевая подготовка в этот период являлась одной из важнейших задач воюющих государств и достигла высокого уровня. Специально отобранные лучшие воины обучались навыкам вооруженного боя мечом, копьем, щитом и другим оружием, сражались индивидуально и в боевом строю. Однако в этот период подготовка воинов была сильно ритуализирована. Ритуально-мистический характер ранних приемов боя позволял им опираться на религиозно-философские воззрения Древнего Китая: даосизм, буддизм, конфуцианство, сочетая тем самым прикладное значение технических действий с сакральным внутренним содержанием. И на этой основе развиваться в стройную многокомпонентную систему у-шу (боевых искусств), которая, развиваясь, расширяясь и совершенствуясь, в настоящее время представляет собой комплекс многофункциональных, многоцелевых структур, объединенных на основе общих философских биомедицинские, психологические и этнические постулаты.
Главной ударной силой армии древнего Китая были боевые колесницы, легкие, запряженные парой лошадей, они не знали препятствий в бассейне Хуанхэ и ее притоков. На такой колеснице обычно находились три воина: возница, управляющий лошадьми; лучник, поражающий врага стрелами; копейщик, вооруженный копьем или алебардой — оружием ближнего и среднего боя. До изобретения арбалетов колесницы были самым мощным средством ведения войны. Это время ознаменовалось невиданным подъемом военной мысли. Военная теория в феодальном Китае имела классических основоположников Сунь-цзы и У-цзы. В «Каноне военного дела», сложившемся в последующие столетия, «Семи книгах» (У Цзин), вся философия и теория военных действий, практика стратегии и тактики группового и индивидуального боя были построены на их трактаты.
Труды великого стратега и мыслителя древности Сунь-Цзы (U1-U вв. до н.э.) занимают первое место по времени возникновения, исторической значимости и содержанию. Его боевые навыки, опыт, который он обобщил в трактате «Сунь-Цзы Бин Фа», являются основополагающими в каноне «У Цзин», где собраны величайшие труды в военной области той эпохи. Фундаментальные трактаты Сунь-цзы, составленные для ведения крупномасштабных военных действий, просуществовали почти до конца XIX века. Они были основным каноном стратегии и тактики не только в Средней империи, но и в Японии, Корее, Вьетнаме и ряде стран этого региона, подробно освещая методологию победы: знание собственных сил; изучение сил противника; методы защиты и нападения; использование недостатков и просчетов противника; приемы обманных маневров и тактика маскировки; психологическая подготовка и др. Эти и подобные им подробные положения впоследствии легли в основу многих основных направлений, стилей и школ ушу, а также боевых искусств других национальных школ Дальнего Востока.
В конце III века до н.э., после многочисленных междоусобных войн, на территории раннего Китая возникло единое государство - империя Цинь (221-207 гг. до н.э.). Радикальные реформы Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э.), первого императора династии, устранили политическую и экономическую раздробленность страны и позволили, среди прочих нововведений, сформировать упорядоченную систему военной подготовки. Каждый воин был обязан овладеть фехтованием на мечах, копьях, алебардах; стрельба из лука, арбалет; быть обученным бою в пешем строю и на воде, а также уметь противостоять противнику без оружия. Поэтому цзюэ-ди (противостояние, древний синоним у-шу) было обязательным в обучении и закалке воинов.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВА ВОЙНЫ В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
2.1 Ограничение средств и методов ведения войны
«Право войны» как историко-правовое определение характеризует уровень формирования и развития принципов и норм, регулирующих отношения древних государств и другие международные отношения в период военных действий. Являясь современным предшественником военных, она выделяет запрещенные средства и ограничивает средства исследования войн и гуманизации их методов. Это очевидно, несмотря на его негативный характер в расширении содействия развитию права как института. Именно в годы войны было разработано множество правовых концепций и принципов .
В древнем Китае война была средством для одного региона получить господство над другим, для государства расширить и защитить свои границы, а для узурпаторов изменить существующую династию правителей. С армиями, насчитывающими десятки тысяч солдат в первом тысячелетии до нашей эры, а затем сотни тысяч в первом тысячелетии нашей эры, война стала более технологичной и все более разрушительной. Колесницы уступили место кавалерии, луки — арбалетам, а артиллерийские камни — пороховым бомбам. Китайская интеллигенция, возможно, не одобряла войну и тех, кто в ней участвовал, и были заметные периоды относительного мира, но, как и в большинстве других древних обществ, обычным людям было трудно избежать ненасытных требований войны: сражаться или умереть, быть призван в армию или порабощаться, завоевывать чужое имущество или терять все свое.
Существовало сильное военное соперничество между правителями городов, стремившимися захватить богатства своих соседей, и нет сомнения, что успех в этом стремлении узаконил правление и увеличил богатство победителей и их народа. У тех, кто не сражался, отбирали имущество, разрушали дома и обычно либо порабощали, либо убивали. Это правда, что большая часть последующей истории Китая была связана с войнами между теми или иными государствами, но также верно и то, что в древнем Китае войнам, возможно, уделялось немного меньше внимания, чем в других древних обществах .
Отсутствие прославления войны в Китае во многом было связано с конфуцианской философией и сопутствующей ей литературой, в которой подчеркивалась важность других вопросов общественной жизни. Были написаны военные трактаты, но в остальном убедительные истории о храбрости в битвах и военные темы, как правило, менее распространены в китайской мифологии, литературе и искусстве, чем, например, в современных западных культурах. Даже такие известные работы, как Сунь-Цзы, «Искусство войны» (5 век до н.э.), предупреждали, что «ни одна страна никогда не получала выгоды от затяжной войны».
2.2 Правовой статус военнопленных и захваченных городов
В Древнем Китае военнопленных чаще всего использовали для работ на благо государства — строительства храмов и укреплений. А затем их массово приносили в жертву богам путем обезглавливания — так называемый обряд «чжэншэн» .
В древнекитайском государстве Шан, существовавшем примерно с 16 по 9 век до н.э., активно практиковались человеческие жертвоприношения, об этом стало известно в 20-х годах 20 века после начала раскопок города Иньсу, который был столица государства на завершающем этапе своего формирования. существования (в 1300-1046 гг. до н.э.). Примерно за 200 лет они принесли в жертву более 13 тысяч человек, в основном мужчин в возрасте от 15 до 35 лет. Исследователи подсчитали, что для каждого ритуала требовалось не менее 50 жертв, а иногда число убитых во время церемонии превышало 300 человек.
Помимо свидетельств кровавых ритуалов, Инсу славится многочисленными находками гадательных надписей, сделанных на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота. Гадания проводились по инициативе правителей и касались самого широкого круга вопросов: от больного зуба царя до важнейших событий во внутренней и внешней политике, таких как повсеместная затяжная засуха или война. Гадание также использовалось в связи с ритуалами, включая жертвоприношения богам и предкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.
Древний Китай был центром мировой цивилизации, а китайский император был лидером цивилизованного мира. Этот взгляд рассматривал Китай как эквивалент всего поднебесного. Все другие государства считались данниками под сюзеренным правлением Китая.
Эта политическая теория была в значительной степени принята в Восточной Азии, часто даже в периоды слабости Китая, как при династии Сун, когда она не соответствовала реальному соотношению сил.
Неудивительно, что были периоды, когда китайские международные отношения иногда могли приобретать изоляционистские оттенки из-за мнения, что остальной мир был бедным и отсталым и мало что мог предложить.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М.: Междунар. отношения, 1990. С 22-25
2) Грачиков Е. Н. Международные отношения в современном Китае // Международные процессы. 2014. Т. 12, No 4. С. 49-50
3) Зотова А.Ф., Климова К.Д. Древний Китай: общественная жизнь, социальный строй, источники права//Актуальные вопросы деятельности овд на современном этапе. Материалы внутриведомственной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 165-170
4) История Китая; Учебник / Под редакцией А.В. МеликИ89 сетова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 736 с.
5) Кобжицкая О.Г. Ретроспективный взгляд на проблему китаецентризма – базового компонента китайского этнического самосознания // II Готлибовские чтения: фундаментальные и актуальные проблемы востоковедения и регионоведения стран АТР: материалы Международной научной конференции «Пространства коммуникации: язык, литература, медиа», посвящѐнной столетию Иркутского государственного университета (Иркутск, 18–21 сентября 2018 г.). –Иркутск: ИГУ, 2018. – С. 172–180.
6) Кожанов С. Т. Некоторые вопросы организации военного дела в Китае конца I тыс. до н. э. // Китай в эпоху древности / отв. ред. В. Е. Ларичев. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1990. С. 76–87
7) Конрад Н. И. Сунь-цзы: Трактат о военном искусстве: Перевод и исследование. М.: изд-во АН СССР, 1950. 404 с
8) Кошевой С. А. Особенности развития Древнего Китая в период Чжаньго // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. No 11–12. С. 34–40.
9) Кригалева В. Н. Этапы развития военно-управленческой мысли Древнего Китя//Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы IX международной научно-практической конференции. Том Выпуск 9 Часть 1. Ответственный редактор О.А. Шеломихин. 2019. С. 145-148
10) Куклин Р. И. Идеологические основы китайской государственности в древнейший период (XI-III вв. до н.э.): основные особенности// Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+. XXII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 16–20 апреля 2018 г.) : В 5 т. Т. IV: История. Философия. Культурология. Социальные науки. Ч. 1 / ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». – Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2018. С. 64-70
11) Мясников В. С. Квадратура китайского круга: [избранные статьи: в 2 кн.]. М.: Восточная литература РАН, 2006. Кн. 2. 621 с.
12) Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. Москва: Наука, 1981.
13) Попов И. М. Армии Древнего Китая III в. до н. э. – III в. н. э. М.: ООО «Издательство Астрель», 2001. 48 с.
14) Потехин А. И. Теоретико-методологические основы традиционной внешнеполитической концепции Китая// Азиатско-тихоокеанский регион: история и современность – XV. Материалы научно-практической (заочной) конференции молодых ученых, посвященной 90-летию Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова и 30-летию Восточного института. Науч. редактор С.Г. Ошоров. Улан-Удэ, 2022. С. 42-45
15) Терская Е. А. Влияние периода Чжаньго на военное дело Древнего Китая// Феномен войны в историческом процессе: междисциплинарный дискурс. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Науч. редактор В.Н. Асочакова, отв. редактор М.Г. Степанов. 2020. С. 215-219
16) Холмова О. Я., Широкова А. А. Вклад государства Чжоу в историю Китая//Научная реальность и образы будущего в контексте междисциплинарных исследований. Материалы XXXVIII Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. С. 82-85
17) Чуев Н. И. Военная мысль в Древнем Китае: История формирования военных теорий. М.: Любимая кн., 1999. 215 с.