Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы капитальные расходы на основе социально-экономического развития
1.1 Цели и задачи политики социально-экономического развития региональных образований России
Политика автономии региональных образований России является основным фактором его социально-экономического развития; динамика развития и конкурентоспособность каждого региона зависят от уровня ее детализации и наличия механизмов реализации [5, с. 162-187].
Однако четкого видения содержания политики социально-экономического развития на уровне региональных образований России Российской Федерации сформулировано не было. Это происходит потому, что нет консенсуса по основным понятиям. Считается, что региональная национальная политика формируется на основе принципов федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов федерации и развития местного самоуправления. После многих лет рыночных преобразований эти принципы постоянно переосмысливались, что приводило к изменениям в содержании, формулировании и осуществлении социально-экономической политики.
В научной литературе еще в ХХ веке предпринималась первая попытка выделить этап развития региональной политики социально-экономического развития. Здесь есть несколько этапов. Первый этап был связан с распределением этапов президентства Ельцина и Путина. Второй этап заключается в изменении стратегии министров Российской Федерации. С третьей точки зрения, главным фактором является изменение структуры и управления страной на основе регионов.
Региональная экономическая политика является органичной частью общей социально-экономической политики страны, интегрирующей ее региональные аспекты. Ее цель состоит в том, чтобы в полной мере использовать благоприятные факторы и ограничить роль негативных
факторов в достижении общих стратегических целей и национальных региональных целей социально-экономического развития. В то же время это является частью общей региональной политики и закладывает экономическую основу целостности российского государства, что является всеми важными направлениями развития российского общества.
Современная программа экономического развития России четко определяет социально ориентированные приоритеты. В то же время достаточное внимание уделяется формулированию и реализации эффективной социально-экономической политики для страны в целом, особенно для ее отдельных территориальных образований.
Объективной предпосылкой региональной политики является структурная неоднородность национального пространства с точки зрения природы, географии, ресурсов, экономики, общества, этнической принадлежности и политики. Эта неоднородность делает необходимым, чтобы при проведении любого мероприятия учитывались интересы и особенности каждого образования.
Политика социально-экономического развития - это область, в которой страна управляет политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны на региональном и муниципальном уровне. Это отражает как отношения между странами, так и взаимоотношения между регионами [12, с. 142-164].
Региональная социальная и экономическая политика освещает все аспекты управления социальными процессами в регионе:
1. Политика, направленная на повышение денежных доходов и уровня жизни людей;
2. Экономическое развитие: оценка состояния промышленного и продовольственного рынков, экспортного потенциала;
3. Бюджетная и фискальная основа социальной политики;
4. Социально-демографический статус региона;
5. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы - мобилизация ресурсов для региональных бюджетов и планов.
Основной целью политики социально-экономического развития является повышение уровня жизни населения и повышение экономической эффективности при сохранении на территории развития социальной справедливости.
Основой регионального развития и целевой системой распределения можно считать создание наилучших условий для экономического функционирования территориальных образований. Следует отметить, что региональная социально-экономическая политика может формироваться и осуществляться в российских регионах только на основе социально-экономической политики [3, с. 44-67].
При рассмотрении основных аспектов экономической и социальной политики необходимо четко сформулировать их функции и содержание, поскольку это некоторые меры регулирования и стимулирования. Именно они определяют гуманистические характеристики страны, и государство намерено поддерживать граждан в ситуации, соответствующей их социальному статусу, с помощью методов государственных средств и прямого влияния, созданных политикой.
Нет сомнений в том, что качественная оценка региональных социально-экономических уровней должна способствовать снижению межрегионального неравенства и созданию более благоприятных условий для эффективного развития национальных рынков, координации социально-экономических преобразований и укрепления национального единства.
Регион как объект управления представляет собой сверхсложную, вероятностную, динамичную и открытую систему, и влияние страны может осуществляться в соответствии с направлением реализации экономической политики [10, с. 23-64].
Таким образом, современная социально-экономическая политика является отдельным элементом общей экономической политики страны. Соответственно, каждый объявленный элемент, будь то регион, или муниципалитет, прямо или косвенно влияет на социальную направленность экономических мер, осуществляемых государством.
Основные принципы национальной политики регионального развития [2, с. 32-41]:
1. Обеспечить территориальную целостность Российской Федерации, единство правового и экономического пространства;
2. Обеспечить равные возможности гражданам Российской Федерации для реализации своих конституционных прав и свобод на всей территории страны;
3. Соблюдать баланс между повышением экономического потенциала каждого региона и поддержанием комфортных условий для жизнедеятельности населения;
4. Осуществлять стимулирующие меры в регионах, поддерживаемых государством
5. Осуществлять национальные меры поддержки для различных регионов различными способами.
Целью национальной политики регионального развития является обеспечение равных возможностей для реализации предусмотренных законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технического развития во всех региональных образованиях.
Приоритетные направления [11, с. 98-112]:
1. Обеспечить инфраструктурную поддержку развития экономической и социальной сфер Российской Федерации;
2. Привлечь частные инвестиции в негосударственные секторы экономики на региональном и местном уровнях;
3. Усовершенствовать механизмы управления внутренней и внешней миграцией;
4.Усовершенствовать механизм стимулирования субъектов Российской Федерации и региональных образований к увеличению собственного экономического потенциала;
5. Уточнить полномочия Федерального органа государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, улучшить их финансовое обеспечение и организовать эффективное осуществление этих полномочий.
В качестве отдельного фактора реализации общей национальной политики необходимо формирование эффективной системы управления территориальными образованиями, в которой социально-экономическое развитие региона, несомненно, является приоритетной задачей. В этой области создание современных мер для реализации задач стратегического развития России требует формирования нового метода организации оценочной деятельности по оценке эффективности использования ресурсной базы.
Важным направлением социально-экономической политики является поддержание и использование высококачественного человеческого капитала для ускорения развития несырьевых отраслей. Реформа в области науки означает усиление инновационного направления прикладных научных исследований и разработок, увеличение их вклада в экономический рост при сохранении безусловной поддержки фундаментальной науки в стране и создании институтов, способствующих передаче инноваций в производственный сектор.
Одним из направлений деятельности страны является стимулирование развития венчурных фондов, которые позволят людям накапливать средства для развития науки с практическими приложениями, укреплять интеллектуальный потенциал страны и способствовать большей ориентации национальной науки в области конечного потребления [5, с. 162-187].
Точная работа правоохранительной системы в области экономического законодательства (главным образом, включая судебную систему и правоохранительные органы) еще не решена. В результате подрывается принцип рыночной конкуренции, снижается эффективность производственной инфраструктуры и создается неблагоприятная среда для инвестиций и предприятий. Высокие административные барьеры остаются препятствиями для развития частного сектора.
Реформа системы государственного управления проводится по следующим направлениям: приватизация государственного имущества, не связанного с национальной безопасностью и выполнением других государственных функций; повышение эффективности управления государственным имуществом; сокращение административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов; реформа военной и судебной системы (связанная с реформа правоохранительных органов).
1.2 Особенности и направления капитальных расходов регионального бюджета
Качество управления государственными финансами определяется целым рядом факторов, но ключевым фактором может быть институциональная среда, в которой принимаются решения по планированию и исполнению бюджета. Речь идет о нормах бюджетного законодательства, о применении бюджетного законодательства субъектами, участвующими в бюджетном процессе, а также об эффективности бюджетного законодательства.
В то же время, что касается управления государственными финансами на уровне субъектов Российской Федерации, следует иметь в виду, что соответствующие институциональные нормы в основном устанавливаются на самом высоком уровне государственного управления, поэтому региональные субъекты вынуждены приспосабливаться к этой норме таким образом, что часто они выбирают неоптимальные стратегии для своих действий; также в данном случае фактически формируются альтернативные неформальные практики, чтобы компенсировать отсутствие формальных стандартов [12, с. 142-164].
Без осмысления и пересмотра нормативной базы регионального финансового управления, когда это необходимо, невозможно говорить о повышении ее качества и, в более широком смысле, о создании региональной институциональной среды для устойчивого развития.
Капитальные затраты являются одним из важнейших инструментов бюджетно-налоговой политики, способствующих долгосрочному устойчивому социально-экономическому развитию, особенно на региональном уровне. По сути, это инвестиции в предоставление государственных услуг и адекватных общественных благ и, следовательно, в основной капитал и инфраструктуру (в самом широком смысле этого слова), необходимые для долгосрочного эффективного и стабильного функционирования экономического и социального секторов территории.
Вместе с инвестициями в основной капитал из других источников бюджетные инвестиции обеспечивают воспроизводство материальной базы экономики, что является одним из факторов экономического роста. Бюджетные расходы на приобретение и/или строительство зданий, сооружений и инфраструктуры, обусловленные характером приобретаемых активов (и связанных с ними товаров, проектов и услуг), оказывают значительное влияние на местном/региональном уровне, так или иначе затрагивая и вовлекая местные предприятия и население.
Увеличение соотношения высокой доходности и государственных расходов (т.е. инвестиций в основной капитал/инфраструктуру и т.д.) является условием общего повышения эффективности бюджетных расходов с точки зрения их мультипликативного эффекта на экономику. В связи с этим актуальным является анализ инвестиционной деятельности и практики финансирования капитальных затрат регионального бюджета в рамках управления функционированием субъектов Российской Федерации.
По всей стране доля капитальных расходов в общем бюджете субъектов Федерации снизилась с более чем 14% в 2017 году до примерно 12% в 2020-2021 годах. Одной из причин такой динамики является снижение нефтегазовых доходов по всей бюджетной системе с учетом необходимости приоритетной индексации социальных расходов, что снижает относительную стоимость ресурсов, выделяемых на капитальные затраты [30, с. 44-67].
Снижение доли инвестиций в бюджетных расходах является тревожной тенденцией, которая противоречит цели стимулирования экономического развития и восстановления национальной инфраструктуры. Доля капитальных затрат в региональном бюджете в процентах от ВВП страны также снизилась - с 1,40% в 2017 году до 1,18% в 2020 году и 1,32% в 2021 году (см. рис. 1.1).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023).
2. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ (последняя редакция)
3.Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».
4.Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
5.Постановление Правительства РФ от 23.12.2019 N 1770 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития».
6.Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».
7. Распоряжение Правительства РФ № 247-р «О Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года».
8.«Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России)
Библиографический список
9. Абдуллаев, Р. А. Исследование теоретико-методических основ концепции территориального развития региона и формирование системы полюсов роста региона / Р. А. Абдуллаев, К. Н. Мищенко // Региональная экономика: теория и практика. - 2021. - Т. 15, № 5(440). - С. 802-813.
10. Айрапетян, Л.Н. Взаимодействие власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ / Л.Н. Айрапетян. - М.: Изд-во финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 2019. - 188 с.
11. Балакина, Г. Ф. Особенности формирования стратегии социально-экономического развития региона в условиях регионального бюджета / Г. Ф. Балакина // Регион: экономика и социология. - 2021. - № 3. - С. 113-127.
12. Виноградова, К.О., Ломовцева, О.А. Сущность и структура потенциала развития региона на основе регионального бюджета // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3. - С. 1-10
13. Гафуров, И. Р. Стратегическое программирование развития территории / И. Р. Гафуров, Л. А. Нургатина // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2018. - № 2. - С. 5-11.
14. Гринчель, Б. М. Оценка конкурентного потенциала регионов Северо-Запада России / Б. М. Гринчель // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2020. - № 3. - С. 55-67.
15. Елохов, А.М. Региональная социально-экономическая система как объект программно-целевого управления регионального бюджета // Вестник Пермского университета. - 2020. - Вып. 3. - С. 6-19.
16. Жихаревич, Б. С. Стратегическое управление развитием макрорегиона / Б. С. Жихаревич // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2020. - № 12. - С. 138-140.
17. Зубаревич, Н. В. Развитие российского пространства: барьеры и возможности региональной политики / Н. В. Зуберевич // Мир новой экономики. - 2019. - Т. 11, № 2. - С. 46-57.
18. Иванченко, Л. А. Организационные и правовые приоритеты управления региональным бюджетом / Л. А. Иванченко, В. А. Гневко. -СПб.: ВС, 2019. - 119 с.
19. Иншакова, Е. И. Устойчивое развития макрорегиона: методологические и теоретические аспекты исследования / Е. И. Иншакова, А. В. Самохин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2021. - № 1.- С. 80-85.
20. Калинина, А. Э. Разработка и реализация мер по выходу из кризиса экономики регионов Юга России: опыт Волгоградской области / А. Э. Калинина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2020. -№ 12. - С. 120-123.
21. Кириллова, С. А. Региональное развитие и качество экономического пространства / С. А. Кириллова, О. Г. Кантор // Регион: экономика и социология. - 2020. - № 3. - С. 57-80.
22. Княгинин, В. Н. Промышленная политика России - кто оплатит издержки глобализации? / В. Н. Княгинин. - М.: «Европа», 2019. - 160 с.
23. Кодолова, Т.А. Потенциал пространственного развития: предмет и метод исследования // Управление экономическими системами. - 2019. - № 7. – С. 26-37.
24. Маршалова, А.С., Новоселов, А.С. Основы теории воспроизводства регионального бюджета // Управление экономическими системами. - 2021. - № 2. – С. 87-91.
25. Пасс, К. Словарь по экономике: пер. с анг. / К. Пасс, Б. Лоуз. - СПб.: Экономическая школа, 2018. - 750 с.
26. Псарев, В. И., Псарева, Т. В., Сушенцева, Н. В. Методологические подходы к исследованию и комплексной оценке деятельности местного самоуправления // Теория и практика общественного развития. - 2021. - № 12. – С. 112-136.
27. Реанович, Е.А. Смысловое значение понятия «потенциал» // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 7 (7). - С. 14-14.
28. Саак, А. Э., Пахомов, Е. В., Тюшняков, В. Н. Особенности применения информационных технологий в сфере управления финансовыми ресурсами регионального образования // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2021. - № 1. – С. 12-36.
29. Селиверстов, В. Е. Программа реиндустриализации регионального бюджето: основные итоги разработки / В. Е. Селиверстов// Регион: экономика и социология. - 2020. - № 1 (89). - С. 108-134.
30 Ултургашева, О.Г., Лавренко, А.В., Профатилов, Д.А. Экономическая сущность и структура инвестиционного потенциала региона // Проблемы современной экономики. - 2021. - № 1 (37). – С. 63-77.