Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Государственная и общественная защита прав потребителей 5
1.1. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей 5
1.2. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) 11
2. Судебная и административная защита прав потребителей 20
2.1. Судебная практика по делам о защите прав потребителей 20
2.2. Административно-юрисдикционная защита прав потребителя 25
Заключение 32
Библиографический список 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что эффективная защита прав потребителей невозможна без деятельности специальных уполномоченных субъектов, призванных решать вопросы организации надлежащего функционирования рынка товаров и услуг. На современном этапе государство, используя свои властные ресурсы, играет немаловажную роль в регулировании этого процесса. Основная задача государства в этой сфере заключается в обеспечении баланса интересов потребителей и предпринимателей.
Наиболее актуальной и неразрешенной является проблема качества товара и качества торгового обслуживания населения. Российские потребители имеют минимальную степень защищенности собственных прав в области обеспечения качества товаров и услуг по причине отсутствия реально работающих государственных контролирующих организаций в данном направлении.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с государственной и общественной защитой прав потребителей.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие государственную и общественную защиту прав потребителей, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью работы является изучение государственной и общественной защиты прав потребителей.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
• исследовать права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов);
• проанализировать судебная практика по делам о защите прав потребителей;
• проанализировать административно-юрисдикционную защиту прав потребителя.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Государственная и общественная защита прав потребителей
1.1. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей
Сначала в работе рассмотрим значение государственной и общественной защиты прав потребителей. Внимание государства и общества к защите прав потребителей обусловлено как важностью защиты этих, как правило, жизненно необходимых, субъективных прав, так и необходимостью обеспечения в обществе социальной стабильности. В вопросе защиты прав потребителей особенно заметна социальная направленность соответствующего законодательства, его социализация и гуманизация.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей, является федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее по тексту - Роспотребнадзор). Для осуществления своих функций Роспотребнадзор, как все федеральные службы по надзору, наделен широким кругом полномочий, реализация которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Право на качество и безопасность товаров - одно из основных прав потребителей, защиту которого обеспечивает Роспотребнадзор, в том числе посредством осуществления контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов РФ и технических регламентов Таможенного союза (далее - ТС) на ряд продукции.
Новой для органов государственного и муниципального контроля и надзора явилась процедура проведения предварительной проверки с целью установления заявителя, изучения документов, находящихся в контролирующем (надзирающем) органе. Порядок проведения такой проверки Федеральным законом N 294-ФЗ не регламентирован. В рамках указанной проверки допустимо запрашивать пояснения у хозяйствующего субъекта с уведомлением о том, что предоставление таких пояснений не является обязательным.
По результатам предварительной проверки орган государственного контроля и надзора готовит мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ. Без внимания законодателя остался вопрос, каким образом должен действовать контролирующий и надзирающий орган, в случае если доводы, изложенные в обращении, в ходе предварительной проверки не подтвердились. Не ясно, является ли указанное обстоятельство основанием для прекращения каких-либо проверочных мероприятий и направления соответствующего ответа заявителю.
Федеральный закон N 294-ФЗ дополнен еще одной разновидностью внеплановой проверки - контрольная закупка (ст. 16.1). Ее не следует путать с проверочной закупкой, проводимой в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Контрольная закупка проводится по основаниям, аналогичным для проведения внеплановой проверки, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ. Контрольная закупка осуществляется без участия хозяйствующего субъекта, но с обязательным привлечением свидетелей либо фото- и видеофиксацией нарушений. Проведение контрольной закупки подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры. Ее результаты сообщаются юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю только в случае выявления нарушений посредством вручения копии акта проверки. Законодателем, однако, не обозначено, имеет ли право контролирующий и надзирающий орган выдать предписание по результатам контрольной закупки либо принять какие-либо иные меры в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки. Однако, исходя из положений ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ, вывод о том, что такие меры могут быть приняты, логически следует.
С внесением изменений разрешились две давно существующие коллизии. Первая касалась сроков уведомления хозяйствующего субъекта о проведении плановой выездной проверки. Ранее формулировка в Законе звучала следующим образом: «...не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения», что не позволяло достичь единства в судебной практике. В новой редакции срок уведомления хозяйствующего субъекта сформулирован следующим образом: «...не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения».
Второй разрешенной проблемой явилось определение дальнейших действий контролирующего и надзирающего органа в случае уклонения хозяйствующего субъекта от выездной проверки. Ранее, в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 294-ФЗ, органы контроля и надзора в случае отсутствия представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя на выездной проверке составляли соответствующий акт. При наличии достаточных доказательств - принимали меры к привлечению лиц к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Между тем мероприятие по контролю оставалось без исполнения.
В настоящее время законодатель дает возможность контролирующим и надзирающим органам бороться с лицами, уклоняющимися от проверочных мероприятий. При этом не совсем ясна позиция законодателя относительно делегирования контрольно-надзорным органам возможности выбора вида проверки (плановой или внеплановой) при условии, что плановая проверка не включается в план. Представляется, что такая проверка мо
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
5. Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4590.
6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2899.
8. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 // Российская газета. 2004. 8 июля.
9. Письмо Роспотребнадзора от 29.06.2005 N 0100/4938-05-32 «О полномочиях общественных объединений потребителей» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Письмо Роспотребнадзора от 15.10.2010 N 01/14810-0-32 «О принципах взаимодействия с общественными объединениями потребителей» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Письмо Роспотребнадзора от 26.12.2012 N 01/14992-12-27 «О применении разъяснений Роспотребнадзора» // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, N 3, март, 2013 (часть II).
Материалы судебной практики:
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»// Российская газета, N 156, 11.07.2012.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета, N 156, 11.07.2012.
14. Постановление Верховного Суда РФ от 8 июня 2015 г. N 49-АД15-3 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Решение Верховного суда Республики Крым от 31 октября 2016 г. по делу N 12-1509/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Костромского областного суда от 8 сентября 2016 г. N 4А-158/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 31 июля 2015 г. N 4а-669/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.12.2013 по делу N 11-40355 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Апелляционное определение Самарского областного суда от 15 января 2013 г. по делу N 33-246/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 29 августа 2013 г. N 33-13270/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Апелляционное определение Московского городского суда от 18 апреля 2013 г. по делу N 11-12048 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 16 октября 2013 г. по делу N 33-3331/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17 июля 2013 г. по делу N 33-8273/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 апреля 2014 г. по делу N А11-6292/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 марта 2014 г. по делу N А56-12330/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
26. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 09.04.2013 N 33-4213/13 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Определение Ростовского областного суда от 15 октября 2012 г. по делу N 33-11980/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
Научная и учебная литература:
28. Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
29. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М., 2009. С. 122.
30. Карпов М.С. Гражданско-правовые меры оперативного воздействия. М., 2004. С. 32.
31. Карапетов А.Г. Расторжение нарушенного договора в российском и зарубежном праве. М.: Статут, 2007. С. 78.
32. Кирпичев А.Е. Система санкций за нарушение договора: меры ответственности, меры оперативного воздействия, расторжение договора и неюридические санкции // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 7. С. 9.
33. Клеандров М.И. Институт юридической службы в предпринимательстве. М., 2013. С. 6 – 8.
34. Кулаков В.В. Обязательство и осложнения его структуры в гражданском праве России: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАП; Волтерс Клувер, 2010.
35. Кулаков В.В. Обязательство и осложнения его структуры в гражданском праве России: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАП; Волтерс Клувер, 2010. С. 89.
36. Майоров В.И., Изюмова Е.С. Анализ основных изменений законодательства о контрольно-надзорной деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 6. С. 7.
37. Попиков О. Нарушения прав неопределенного круга потребителей // ЭЖ-Юрист. 2016. N 41. С. 14.
38. Шелищ П.Б., Мясин Е.Б. Права потребителя: как защитить их в конкретных жизненных ситуациях? М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 4. 176.