Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организационной культурой называют систему общепринятых в компании представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, отличающих данную компанию от всех других.
Ключевое значение для успешной деятельности любой компании, независимо от занимаемой ею ниши на рынке и ее размеров играет коллектив, его ценности и идеалы. Формирование организационной культуры позволит компании двигаться в одном направлении как единому целому.
Организационная культура дает возможность компании достигать поставленные ранее стратегические цели и актуальные задачи, выступает основой сплоченности всего коллектива.
Туристический бизнес в основном является сферой мелкого и среднего предпринимательства, подходы к ведению этого бизнеса могут быть гибкими, но только стиль, определяющий стабильный доход и развитие организации является успешным.
В условиях небольшого и среднего масштаба бизнеса Организационная культура вырабатывается интуитивно. Организационная культура, состоящая из норм, правил и ценностей, которыми она руководствуется в своей деятельности, охватывает существующую систему отношений между сотрудниками, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение перспектив развития организации. Достигнутый уровень культуры способствует грамотной работе организации, а отсутствие культуры препятствует нормальной реализации ее делового поведения.
Туристская фирма является сервисным туристическим агентством, работающим с клиентами напрямую. Уровень продаж зависит не только от сильной рекламной компании очередного туристического продукта, но и информация имиджевого характера (PR).
Наличие устойчивой организационной культуры – один из необходимых признаков успешности компании. Важнейшие условия обеспечения высокого уровня организационной культуры заключаются в правильно поставленной цели, профессионально составленном тактическом плане действий для достижения цели, профессиональном штате, который можно назвать командой.
Цель – выявить особенности формирования организационной культуры и ее роли в стратегическом развитии турфирмы. Задачи:
провести теоретическое исследование организационной культуры;
провести анализ организационной культуры предприятия.
Объект ООО «Дилижанс Камчатка».
Предмет формирование организационной культуры и ее роль в стратегическом развитии турфирмы.
1. Теоретические основы исследования организационной культуры
1.1. Понятие и составные элементы организационной культуры
Задача организационной культуры заключается в создании в организации «команды», формировании единого комплексного стиля в действиях всех ее сотрудников.
Организационная культура является многогранным понятием, которое включает в себя следующие основные структурные элементы:
1) видение (философия) организации;
2) система господствующих ценностей;
3) нормы и правила поведения;
4) процедуры и поведенческие ритуалы, принятые в данной организации.
Особенности видения организации:
• обязанность вдохновлять;
Видение должно захватывать и рисовать картину того, к чему действительно стоит стремиться. В нем должен содержаться элемент вызова (внешним обстоятельствам, конкурентам, самим себе).
• простота;
Необходимо чтобы видение можно было описать несколькими предложениями.
• искренность;
Если видение неискреннее, его сложно будет донести до других сотрудников.
• реалистичность и доверие;
Не смотря на то, что видение демонстрирует некую идеальную организацию, необходимо чтобы оно было реалистично и заслуживало доверия, что достигается путем указания направлений движения и, значит, возможностью достижения видения.
• место в видении для сотрудников.
Каждый сотрудник должен иметь четкое представление своего собственного вклада в реализацию видения.
Важнейшей целью видения является придание смысла труду и, следовательно, мотивация работников предприятия.
Видение является наименее четким ориентиром в деятельности предприятия, чем иные, количественно заданные цели (например, размер прибыли, товарооборот и т. п.).
Второй структурный элемент организационной культуры - совокупность господствующих ценностей, которыми руководствуется менеджмент и большинство сотрудников в процессе принятия управленческих решений. Ценностями предопределяются характер целей, поставленных перед организацией ее руководителями, а также их реакция на изменения, в т. ч. в экстремальных (кризисных) ситуациях.
Выражение видения, а также базисных ценностей организации -организационное кредо (конечно, если менеджмент специально позаботился о его формулировке).
Нормы и правила поведения, которые существуют в организации во взаимоотношениях с сотрудниками и внешним окружением являются третьим структурным элементом организационной культуры. Нормы, которые разделяют все сотрудники, позволяют организации постоянно добиваться целей, а определенный характер взаимоотношений внутри организации формирует ее морально-психологический климат, от которого зависит, какого типа сотрудники будут в ней работать.
Нормы и правила поведения, которые приняты в организации, иногда ориентируют сотрудников на выполнение наиболее жестких требований, чем это предусмотрено государственными законами, отдавая приоритет именно внутриорганизационным требованиям.
Например, Правила деловой этики для сотрудников компании «Procter&Gamble», действующие во всех странах, которые имеют ее филиалы, говорится о том, что данные правила «в некоторых отношениях выходят за рамки требований законов и отраслевой практики». В Правилах прописано, что компания «Procter&Gamble» традиционно стремится создавать на всех своих предприятиях экологически чистую рабочую среду, «обеспечивая строгое соблюдение законов независимо от того, как их выполнение контролируется местными органами».
Последним элементом организационной культуры являются процедуры и поведенческие ритуалы, связаны с такими процессами, как прием на работу и увольнение, продвижение по службе, технологии обмена служебной информацией, поощрение и объявление взысканий, проведение определенных церемоний.
Формально можно выделить следующие основные элементы организационной культуры по уровням:
1 уровень - поверхностный уровень (artifacts) - артефакты и этикет.
2 уровень - более глубокий уровень (behaviors) - поведение и действия людей, устойчивые образцы и стереотипы поведения.
3 уровень - ядро (core morals) - мораль, убеждения, ценности.
Верхний уровень представлен такими видимыми факторами: одеждой, символами, организационными церемониями, рабочей обстановкой, то есть элементами культуры, имеющими внешнее видимое представление.
Следующий уровень представлен способами организации командной работы по достижению общих целей, методами принятия индивидуальных решений, отношением работников к возникающим проблемам. Данный уровень выражается готовностью к типичному поведению в различных ситуациях, готовностью к действию.
Самый глубокий уровень включает ценности и нормы, которые определяют и регламентируют поведение работников в организации. Данные ценности имеют тесную связь с визуальными образцами (слоганы, церемонии, стиль деловой одежды и другие) и обозначают их внутреннюю философию. Сотрудники организации поддерживают и вырабатывают эти ценности, они должны показывать свою лояльность по отношению к принятым ценностям. Они должны разделяться каждым сотрудником организации. Организационная культура должна соответствовать внешней обстановке и стратегии организации, так как в этом случае создаются условия, способствующие сотрудникам организации трудиться с полной самоотдачей и высокой производительностью, благодаря чему организация имеет высокую конкурентоспособность.
Ценности могут быть позитивными и негативными. Негативные ценности оказывают отрицательное влияние на эффективность организации в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев О.М. Проблемы успеха стратегических изменений в развитии компании // Фундаментальные исследования. 2018. № 11-2. С. 170-175.
2. Алимсакаева А.А. Особенности организационной культуры образовательных учреждений // В сборнике: российская наука: направления, идеи, результаты Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции : в 2 частях. Ответственный редактор Кокшарова Е.Ю.. Иркутск, 2018. С. 3-5.
3. Аметова Э.И., Зейтуллаева Н.А. Особенности процедуры адаптации работников в современных организациях // В сборнике: взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 8-12.
4. Астафьева Л.И. Организационная культура в управлении программой стратегических изменений банка // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 75-80.
5. Ванкевич Е.В., Михайлова Е.В. Культура обслуживания как аспект организационной культуры торговых предприятий // В сборнике: Материалы докладов 52-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. В 2-х томах. 2019. С. 132-134.
6. Душарина Е.Ю. Соотношение понятий "корпоративная культура" и "организационная культура" // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 9. С. 78-80.
7. Ефимова О.В., Комарова Ю.В. Культура безопасности как элемент организационной культуры транспортных компаний // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 3 (82). С. 234-245.
8. Инклюзивная организационная культура как культура принятия разнообразия и взаимопонимания / Дьячкова М.А., Томюк О.Н., Шуталева А.В., Дудчик А.Ю. // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 373-385.
9. Карпенко О.А. Метод оценивания сформированности организационной культуры будущих специалистов социальной сферы на основании анализа ее компонентов // Педагогическое образование в России. 2018. № 2. С. 80-84.
10. Киселёва О.О. Корпоративная культура инновационной образовательной площадки // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 15-28.
11. Кожухова Н.В., Минасян Д.С. Корпоративный тайм-менеджмент: философия и технология // В сборнике: European Scientific Conference сборник статей IX Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Пенза, 2018. С. 16-19.
12. Козырь Н.С. Корпоративная культура как элемент национальной безопасности государства / Н.С.Козырь, А.А.Мальков // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - N 44. - С.53-66.
13. Кондратьев Э. Корпоративная культура: понятие, механизмы и методы управления // Пробл. теории и практики управл. 2011.№ 11. С.56-64.
14. Конькова О.М. Корпоративные мероприятия как инструмент трансляции ценностей организационной культуры // В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента Сборник статей по материалам VIII международной научно-практической конференции. 2018. С. 67-73.
15. Корякина Т.В. Организационная культура дошкольного образовательного учреждения // Вопросы педагогики. 2018. № 2. С. 40-44.
16. Олейник Е.М., Семина Л.А. Формирование и развитие лояльности дистрибьюторов в организационно-культурном контексте предприятия // В сборнике: прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 40-43.
17. Опейкин И.В. Организационная культура как основа стратегических изменений в современной организации // В сборнике: взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 106-111.
18. Плота С. Проектная деятельность латвийского колледжа культуры как фактор совершенствование организационной культуры и повышения эффективности и конкурентоспособности организации // В сборнике: Инновации в технологиях и образовании. Сборник статей участников XII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 155-161.
19. Плота С. Проектная деятельность латвийского колледжа культуры как фактор совершенствование организационной культуры и повышения эффективности и конкурентоспособности организации // В сборнике: Инновации в технологиях и образовании. сборник статей участников XII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 209-215.
20. Правовая культура как базовый, элемент деятельности организационной правовой культуры / Борбенчук Е.А., Солохова О.А., Фастович Г.Г. // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 4 (31). С. 64-67.
21. Солодкина Е.В., Самохвалова С.М. Влияние организационной культуры на процесс стратегического управления // В сборнике: Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. В 3-х томах. Под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. Красноярск, 2020. С. 366-368.
22. Berdznishvili K. The impact of leadership and change management strategy on organizational culture // Евразийский союз ученых. 2016. № 6-1 (27). С. 17-18.