Фрагмент для ознакомления
2
Группа ГАЗ состоит из пяти дивизионов. Каждое подразделение имеет свою структуру управления, производственные мощности и каналы сбыта. ПАО «ГАЗ» является головной компанией и центром консолидации финансовых результатов Группы ГАЗ. Высшим органом управления ОАО «ГАЗ» является Общее собрание акционеров. Исполнительным органом ПАО «ГАЗ» является управляющая организация ООО «УК «Группа ГАЗ», руководитель которой — Президент — назначается решением Совета директоров ПАО «ГАЗ» [15]. (Рисунок 2)
Рисунок 2 – Организационная структура группы ПАО «ГАЗ» [15]
Основным акционером ПАО «ГАЗ» является российский машиностроительный холдинг «Русские машины». Подразделение легких коммерческих и легковых автомобилей
1. Общество с ограниченной ответственностью «Автомобильный завод «ГАЗ» (производство коммерческих автомобилей, производство легковых автомобилей);
2. Открытое акционерное общество «Саранский завод самосвалов»; Открытое акционерное общество «Ульяновский моторный завод»; • Общество с ограниченной ответственностью «Нижегородские моторы». Отдел автобусов
3. Общество с ограниченной ответственностью "Павловский автобусный завод";
4. Общество с ограниченной ответственностью «Ликинский автобусный завод»;
5. Общество с ограниченной ответственностью "Курганский автобусный завод"; Отдел грузовых автомобилей
6. Открытое акционерное общество «Автомобильный завод «Уральский» Дивизион «Силовые агрегаты»
7. Открытое акционерное общество «Автодизель» (Ярославский моторный завод);
8. Открытое акционерное общество «Ярославский завод дизельной аппаратуры»;
9. Открытое акционерное общество «Ярославский завод топливной аппаратуры». Отдел автомобильных компонентов
10. Открытое акционерное общество «ГАЗ» (производство автокомпонентов);
11. Общество с ограниченной ответственностью "Завод штампов и форм"
12 Открытое акционерное общество «Канашский автосборочный завод».
2.3. Исследование проблем повышения инвестиционной активности ПАО "ГАЗ"
На сегодняшний день макроэкономическая ситуация в России остается прежней: на рынке продолжают остро ощущаться проблемы, связанные с нехваткой вложений и оборотных средств у покупателей автомобилей, ухудшением финансового положения малого и среднего бизнеса — основных потребителей коммерческой транспортные средства. Из-за удорожания комплектующих, материалов и энергоносителей растет стоимость автомобильной продукции. ПАО «ГАЗ» планирует в этом году последовательно реагировать на вызовы экономики, обновляя модельный ряд, снижая себестоимость и развивая экспорт.
По этим направлениям для всех подразделений ПАО «ГАЗ» на 2020 год были поставлены конкретные цели: уменьшение себестоимости на 5 %, увеличение доли рынка в среднем на 15 % и увеличение экспортной выручки до 25 %.
Несмотря на кризис, в текущем году ПАО «ГАЗ» сохранил высокие темпы запуска новых продуктов и модификаций – это позволит предприятия выйти на новые рыночные ниши, привлечь новых клиентов и быстро увеличить прибыльность при восстановлении рынка. В этом году Горьковский автозавод начнет производство микроавтобуса на базе цельнометаллического фургона «Газель NEXT», Павловский автобусный завод начнет выпуск автобуса нового поколения «Вектор NEXT». Предприятие в том числе и продолжит разработку линейки газового оборудования, обеспечивающего покупателям большую экономическую эффективность и улучшенные экологические показатели по сравнению с бензиновыми и дизельными версиями.
«Группа ГАЗ» имеет большой потенциал не только для преодоления кризиса, но и для совершенствования, совершения серьезного технического прорыва, создания технологий будущего, над которыми сегодня работает весь мир, в том числе в таких областях, как электромобили или автомобили с системой автономного вождения. Занимаясь сегодняшними проектами, ПАО «ГАЗ» думает о том, какой уровень требований безопасности и экономичности будет предъявляться к автомобилям завтра. Согласно данным годового отчета, предприятие считает, что профессионализм сотрудников ПАО «ГАЗ», их стремление к развитию и изменениям позволят предприятия преодолеть все трудности и выйти на новые горизонты совершенствования.
Рассмотрим информацию о подразделениях ПАО «ГАЗ».
Во-первых, давайте посмотрим на деятельность подразделения «легкие коммерческие и легковые автомобили». Следует отметить, что Группа ГАЗ является крупнейшим производителем легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей в России. Предприятие в том числе и осуществляет контрактную сборку автомобилей для Volkswagen Group RUS и Daimler.
Дадим характеристику рынка и позиции подразделения на конец 2020 года на рынке легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей.
Объем продажи автомобилей ГАЗ в 2020 году составил более 61,6 тыс. единиц. По сравнению с 2019 годом продажи снизились на 26,6%. Уменьшение объемов продаж стало следствием сложной макроэкономической ситуации в России, снижения инвестиционной активности бизнеса, увеличения ставки по банковским кредитам и колебаний валютных курсов.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, марка ГАЗ сохранила свои позиции на рынке и увеличила свою долю в отдельных сегментах.
Основные конкурентные преимущества марки ГАЗ:
- лучшая стоимость владения в своем классе;
- лучшая цена;
- постоянное обновление модельного ряда и совершенствование продукции;
- улучшенная функциональность;
самая широкая сервисно-сбытовая сеть в классе коммерческих автомобилей, а в том числе и сеть запасных частей.
По итогам 2020 года основными направлениями продаж выступают позиции дивизиона «легкие коммерческие и легковые автомобили» на рынке легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей.
Как следует из годового отчета ПАО «ГАЗ», предприятие направляет значительные усилия на контроль основного объема рисков, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, а именно операционных, финансовых и правовых рисков. Предприятие регулярно проводит анализ возможного объема рисков, связанных с основными аспектами как операционной финансово-хозяйственной, так и инвестиционной активности, в том числе:
- уменьшение риска, как возможное событие, отказ от рискованных проектов;
- уменьшение рисков, т. е. выполнение специальных процедур по минимизации ожидаемых убытков и показатель, отражающий возможность их возникновения;
- передача рисков, связанных с регистрацией договоров страхования;
- принимать на себя риски путем формирования резерва, который будет использован для покрытия будущих убытков за счет собственных средств.
Предприятие разрабатывает методологию и требования по мониторингу, оценке и формированию комплекса мер реагирования на наиболее опасные риски, а в том числе и в рамках определения комплекса мер реагирования на существующие риски и определения приоритетов.
Рассмотрим факторы риска, а в том числе и совокупность способов и способов реагирования на существующие риски, коррелирующие с операционной деятельностью ПАО «ГАЗ».
Сначала проанализируем риски, связанные с операционной деятельностью ПАО «ГАЗ».
На деятельность предприятия существенное влияние оказывает риск роста цен на сырье, материалы, а в том числе и покупные комплектующие, поскольку они составляют значительную часть (более 75%) себестоимости продукции предприятия. Во избежание рисков негативного изменения цен на сырье и услуги ПАО «ГАЗ» осуществляет мероприятия по оптимизации затрат и привлечению альтернативной линейки производителей необходимых комплектующих.
Рост цен на сырье и услуги может привести к необходимости увеличения отпускных цен на автомобили, это может существенно повлиять на объем спроса на российском и международном рынках. Следствием может стать падение продаж автомобилей производства ПАО «ГАЗ». Данный фактор может существенно повлиять на финансово-хозяйственную деятельность ПАО «ГАЗ».
В целях увеличения конкурентоспособности Предприятие отслеживает ценовое позиционирование конкурентов и оперативно вырабатывает соответствующие ценовые решения, принимает меры по модернизации и обновлению модельного ряда, оптимизации состава оборудования, повышению качества и снижению стоимости текущего модельного ряда, оптимизировать структуру экспорта и найти новых поставщиков. новые рынки.
Предприятие оценивает риск отказа покупателя от получения/оплаты товара, риск снижения продаж и потери рынка как высокий. В связи с этим Предприятие применяет политику своевременного прекращения поставок и поставки на условиях, гарантирующих оплату (авансовые платежи, банковские гарантии), а в том числе и применяет страхование рисков.
К производственным рискам, которым подвержено ПАО «ГАЗ», относятся:
1. Риск поставки некачественных комплектующих. Для снижения этого риска в ПАО «ГАЗ» регулярно проводится работа по оптимизации корпоративной системы управления качеством.
2. Риски, связанные с физическим уничтожением имущества, к которым относятся пожары, стихийные бедствия, связанные с природными силами (ураганы, смерчи, землетрясения и т.п.), гибель персонала и/или людей, не задействованных в производстве, и т.п.
В целях снижения вероятных негативных последствий данных событий, а в том числе и убытков, которые ПАО «ГАЗ» может получить в случае наступления вышеуказанных событий, в предприятия реализуется комплекс специальных мероприятий, связанных с охраной труда и обеспечением соблюдения правил пожарной безопасности. В том числе и осуществляется страхование возможных рисков, связанных с деятельностью промышленных объектов.
Риск снижения выручки от продажи автомобилей, аксессуаров и запчастей. Планируемыми мероприятиями Предприятия по управлению данным видом риска выступают внедрение мер по мотивации дилеров, адаптация маркетинга, логистики и производства к потребностям рынка, внедрение программ увеличения качества послепродажного обслуживания.
Далее мы рассмотрим риски, связанные с финансовой деятельностью предприятия.
По состоянию на конец отчетного года кредитный портфель предприятия формируется в основном за счет заемных и заемных средств с фиксированным платежом, на небольшой объем заемных и заемных средств выплачивается плавающая процентная ставка. Кредитный риск оценивается компанией как низкий. При значительном повышении процентной ставки по кредитным и заемным ресурсам ПАО «ГАЗ» осуществляет комплекс мероприятий по достижению оптимального портфеля кредитов и займов, а в том числе и поддержанию платежеспособности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабайцев, В. А. Математические методы финансового анализа: учебное пособие для вузов / В. А. Бабайцев, В. Б. Гисин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 215 с.
2. Балабанов, В. С. Основные понятия и сущность инвестиционной деятельности предприятия / В. С. Балабанов, Е. В. Дмитриева // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – № 12. – С. 103-107.
3. Герасимова, Е. Б. Анализ финансовой устойчивости банка: учебник / Е.Б. Герасимова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 366 с.
4. Герасимова, Е. Б. Финансовый анализ. Управление финансовыми операциями: учебное пособие / Е. Б. Герасимова, Д. В. Редин. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. – 192 с.
5. Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для вузов / Т. И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 486 с.
6. Губина, О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / О. В. Губина, В. Е. Губин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. – 335 с.
7. Дудник, Д. В. Основы финансового анализа: учебное пособие / Д. В. Дудник, М. Л. Шер. – Москва: РГУП, 2020. – 232 с.
8. Жилкина, А. Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для вузов / А. Н. Жилкина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 285 с.
9. Илышева, Н. Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации: монография / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – 2-е изд., с изм. – Москва: Финансы и Статистика, 2021. – 244 с.
10. Иноземцева, Д. А. Инвестиционная активность и методы ее оценки / Д. А. Иноземцева // Современные ПРОБЛЕМЫ и ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ науки: сборник статей международной научно-практической конференции: в 8 частях, Екатеринбург, 15 декабря 2020 года. Том Часть 1. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2022. – С. 208-213.
11. Левчук, К. С. Инвестиционная деятельность как фактор повышения эффективности функционирования предприятий / К. С. Левчук, Л. С. Абрамова // Вектор экономики. – 2020. – № 1(43). – С. 85.
12. Масалев, Я. В. Инвестиции: понятие и классификация / Я. В. Масалев //. – 2020. – № 7-1. – С. 72-76.
13. Меркулова, Е. Ю. Характеристика инвестиционной деятельности предприятия / Е. Ю. Меркулова, А. Н. Субботин // Экономика, учет и финансы: современные подходы и технологии управления: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Тамбов, 24–25 января 2018 года / Отв. ред. М.А. Какушкина. – Тамбов: Тамбовская региональная общественная организация "Общество содействия образованию и просвещению "Бизнес - Наука - Общество", 2018. – С. 220-232.
14. Осипов, М. А. Разработка инвестиционной политики в условиях экономических санкций на примере ПАО "Газпром" / М. А. Осипов, А. И. Астафьев // Экономические аспекты технологического развития современной промышленности: Материалы Международной научно-практической конференции «Экономические аспекты технологического развития современной промышленности», Королев, 22 ноября 2020 года. – Королев: Общество с ограниченной ответственностью "Научный консультант", 2021. – С. 193-200.
15. Подхалюзина, В. А. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ ГАЗ / В. А. Подхалюзина // Экономика и социум. – 2022. – № 2-3(15). – С. 1432-1433.
16. Преснякова, Д. В. О роли инвестиционной деятельности предприятий на современном этапе развития экономики / Д. В. Преснякова, Н. В. Левищева, Т. С. Кашина // Вектор экономики. – 2021. – № 4(58)
17. Горьковский автозавод. 5 Колесо. [Электронный ресурс] – URL: https://5koleso.ru/articles/istoriya-avto-brendov/gorkovskiy-avtozavod/ (Дата обращения: 10.05.2023)
18. Организация ПАО "ГАЗ". Финансовая отчетность. [Электронный ресурс] – URL: https://www.list-org.com/company/450 (Дата обращения: 10.05.2023)
19. СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЙ «ГРУППЫ ГАЗ». Группа ГАЗ. Официальный сайт. [Электронный ресурс] – URL: https://web.archive.org/web/20180322141409/http://gazgroup.ru/company/structure/ (Дата обращения: 10.05.2023)
20. Эволюция технологий: Новое производство — новый автомобиль. Группа ГАЗ. Официальный сайт. [Электронный ресурс] – URL: https://azgaz.ru/about-us/modern-production/ (Дата обращения: 10.05.2023)