Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Достаточно сложное международное положение российского государства, усиление угроз интересам граждан, обществу и государству в целом требуют разработки эффективных мер, которые направлены на обеспечение национальной безопасности. Практические и теоретические моменты, которые связаны с обеспечением национальной безопасности, нуждаются в комплексном подходе, который включает как общетеоретические исследования, достижения отраслевых наук, так и потребности практики в интересах безопасности. Они получают дополнительную актуальность в связи с увеличением и изменением видов безопасности в целом, появлением новых вызовов, динамичными изменениями в мировом геополитическом поле.
В настоящее время угрозами национальным интересам России выступают низкие темпы экономического роста, усиление геополитических рисков, важность замены внешних факторов макроэкономической динамики, ухудшение кредитных, инвестиционных моментов, сокращение совокупного спроса и прочие. Кроме того, в условиях осуществления государственной политики импортозамещения повышается роль агропромышленного комплекса. На него падает ответственность за обеспечение продовольствием российского государства.
Вопрос обеспечения экономической безопасности России еще в полной мере не решен, что связано с изменениями, которые происходят в глобальной экономике. Среди них следует упомянуть либерализацию, процессы интеграции, а также транснационализации. Общемировые процессы обладают тенденцией формирования целостного мирового рынка в качестве системы тех или иных международных рынков.
Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как Зеленков М.Ю., Макарова П.С., Беляева Г.С., Павлинов А.В., Чапчиков С.Ю., Горохова С.С., Веснин А.В. и другие.
Объект исследования представляют собой общественные отношения, которые складываются в сфере обеспечения экономической безопасности российского государства.
Предмет исследования – нормы и положения, которые регламентируют сущность, показатели и механизмы экономической безопасности в Российской Федерации.
Цель работы состоит в осуществлении анализа правового обеспечения экономической безопасности в России, а также разработке рекомендаций по совершенствованию систем экономической безопасности.
Задачи, которые решаются в курсовой работе для достижения указанной цели:
- рассмотреть понятие, сущность, содержание экономической безопасности государства;
- исследовать мировой опыт обеспечения экономической безопасности государства;
- определить стратегию развития экономической безопасности в сфере бюджетно-налоговых отношений;
- проанализировать основные показатели и оценку современного состояния финансовой безопасности;
- изучить экономическую безопасность в продовольственной сфере;
- рассмотреть региональную экономическую безопасность, механизмы её обеспечения.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный, диалектический, а также исторический методы познания. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения и формально-логический метод.
ГЛАВА 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Экономическая безопасность государства: понятие, сущность, содержание
Понятие национальная безопасность отсутствует в Основном законе российского государства. В тексте Конституции России встречаются определения таких терминов как безопасность и государственная безопасность. [1] Ранее самыми распространенными являлись дефиниции основных прав на государственную безопасность, к примеру, само существование государства, самосохранение государства. Также в качестве определений следует привести независимость и равенство всех государств, право всех стран на взаимовыгодную торговлю, а также право на уважение соседних государств. При этом каждое право государств, которое относили к основным правам, появлялось в конкретных исторических условиях в борьбе за мир.
Необходимо подчеркнуть, что все государства, которые входят в Организацию Объединенных Наций (далее – ООН), решают свои международные споры мирными средствами и не подвергают угрозе международный мир и национальную безопасность других государств. При этом все участники (члены) ООН должны воздержаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и независимости всякой страны. Именно такое содержание в Уставе ООН определяет национальную безопасность стран и показывает намерение в сохранении мира между государствами.
Следует отметить, что в действовавшем ранее законе России «О безопасности» 1992 г., безопасность представляла собой состояние защищенности жизненно важных интересов социума, государства, а также личности от различного рода угроз как внутреннего, так и внешнего характера. Вместе с тем, далее редакция изменилась и термин интересы сменился угрожаемым объектом. Потому что защита государства нужна объекту безопасности, а существующие интересы нужно удовлетворять.
В российском государстве понятие национальная безопасность впервые указано в ФЗ 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». В современных реалиях под национальной безопасностью понимается отсутствие угроз объекту безопасности, а также наличие систем, которые противодействуют данного рода угрозам.
Важно указать, что в качестве объекта безопасности выступает человек, как социальный объект, общество, государство как политическое и правовое образование, а также в целом мировое сообщество. Кроме прочего, существуют также технические, природно-технические объекты, а также природные. Они подлежат соответствующей защите, как международно-правовой, так и иной.
Сегодня в российском государстве формируется правовой фундамент обеспечения национальной безопасности. Ее следует определить в качестве блока нормативных правовых актов, которые содержат юридические принципы и нормы, которые обращены на правовую регламентацию общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности в мире. [2]
В современных реалиях национальную безопасность следует определить, как состояние защищенности личности, общества, а также всего государства от различного рода угроз, при котором осуществляются конституционные и иные права и свободы, обеспечивается достойный уровень жизни граждан, государственный суверенитет, а также константное экономическое и социальное развитие всего государства.
Нужно сделать акцент на том, что умножение угроз национальной безопасности российского государства устанавливается в разнообразных документах правового назначения. К примеру, можно выделить Военную доктрину, Стратегию национальной безопасности и другие акты. [5] Представленные документы фиксируют всевозможные вызовы безопасности государства, а также реализовывают правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. [4]
В рамках мирового сообщества Россия осуществляет баланс между необходимостью развивать экономические, а также общественные отношения, как с центральными мировыми державами, так и со странами с развивающейся экономикой. В то же время формируются значимые правовые механизмы в целях обеспечения национальной безопасности российского государства против разных угроз глобализации. Следует заметить, что в целом национальная безопасность России включает в себя многие аспекты деятельности.
Содержание понятия экономической безопасности обусловливается его существенными компонентами, главными из которых являются:
- признание специальных национальных государственных интересов и целей российского государства (данные интересы имеются как в рамках границ России, так и вовне);
- поддержание государственного суверенитета и самостоятельного развития;
- международное положение Российской Федерации, ее место в мировом разделении труда, в кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансово-банковской системе, центральных рынках товаров и услуг, ценных бумаг;
- самозащита, а также саморазвитие РФ как единого федеративного многонационального государства.
Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день для безопасного существования недостаточно иметь только мощную армию и даже высокотехнологичную оборонную промышленность. Важны и иные элементы стабильного развития экономики, прежде всего, развитие промышленности и сельского хозяйства, потребительских товаров и услуг, внутренняя социальная и политическая стабильность, а также надежная социальная область. Кроме того, достаточный оборонный потенциал, внутренне сбалансированный и соединенный с общим потенциалом экономики, а также сбалансированные финансовая и налоговая системы.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» / «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, № 1, ст. 2.
3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» / «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2902.
4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.
5. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) / «Российская газета», № 298, 30.12.2014.
6. Закон г. Москвы от 28.06.1995 (ред. от 28.12.2022) «Устав города Москвы» / «Ведомости Московской Думы», № 4, 1995.
7. Постановление Правительства Москвы от 23.09.2011 № 443-ПП (ред. от 29.03.2022) «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Безопасный город» / «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 56, 07.10.2011.
Книги и сборники
8. Бойченко О.В., Овсепян Э.А. Анализ угроз экономической безопасности России // О.В. Бойченко / Теория и практика экономики и предпринимательства: сб. трудов. Симферополь, 2023. С. 140-141
9. Борденков А.Г., Сухарева А.А., Шалаев И.А. Современное состояние финансовой безопасности как составляющей экономической безопасности страны // А.Г. Борденков / Россия: тенденции и перспективы развития: сб. трудов. 2019. С. 159-161.
10. Данилова А.Е. Финансовая безопасность в стране и в мире. Перспективы развития // А.Е. Данилова / Новая экономика, бизнес и общество: сб. трудов. Владивосток, 2021. С. 762-765.
11. Зайцева Я.А. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности страны // Я.А. Зайцева / Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности: сб. статей. Курск, 2020. С. 60-66.
12. Иминова С.С., Романюк Е.В. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности страны // С.С. Иминова / Проблемы информационной безопасности социально-экономических систем: сб. трудов. Симферополь, 2023. С. 77.
13. Киселева Е.В. Продовольственная безопасность как ключевой элемент экономической безопасности России // Е.В. Киселева / Молодежный вектор развития аграрной науки: сб. трудов. 2021. С. 26-30.
14. Коваленко В.В., Перова К.В., Исачкова Л.Н. Факторы, оказывающие влияние на финансовую безопасность страны // В.В. Коваленко / Современные проблемы обеспечения экономической безопасности: сб. статей. Краснодар, 2022. С. 59-63.
15. Макарова П.С. Зарубежный опыт Японии по обеспечению экономической безопасности // П.С. Макарова / Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах: сб. трудов. 2018. С. 43-48.
16. Намазова Я.Р., Солдатова С.С. Стратегия обеспечения продовольственной безопасности России в условиях ужесточения экономических санкций // Я.Р. Намазова / Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности и таможенного дела: сб. статей. Пенза, 2023. С. 121-124.
17. Овчинникова Т.Л., Зыбин А.Я. Налоговое администрирование, как элемент финансовой безопасности страны // Т.Л. Овчинникова / Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы страны: сб. трудов. Ростов-на-Дону, 2020. С. 35-39.
18. Приказчикова М.В., Асанова Н.А. Угрозы экономической безопасности России в условиях санкций // М.В. Приказчикова / Насущные проблемы человечества в глобально меняющемся мире в условиях рисков: сб. трудов. Краснодар, 2023. С. 220-224.
19. Ушхо А., Тутаришева Ф. Анализ особенностей экономической безопасности России на уровне региона // А. Ушко / Междисциплинарные исследования в области экономики, права и управления: сб. трудов. Москва, 2023. С. 36-43.
20. Фадеева К.В., Кириллов М.А. Влияние коррупции на экономическую безопасность России // К.В. Фадеева / Актуальные проблемы уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии: сб. трудов. 2023. С. 339-343.
21. Федосова С.П. Внешний долг РФ: динамика, структура и проблемы финансовой безопасности страны // С.П. Федосова / Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации: сб. трудов. 2020. С. 172-176.
22. Шумилина В.Е., Широкобородова А.А. Сущность, роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности // В.Е. Шумилина / Проблемы экономики и экономической безопасности в Российской Федерации в условиях цифровизации: сб. трудов. 2019. С. 6-10.
23. Щеглакова Н.А., Полтораднева Н.Л. Роль налогов в формировании бюджета и финансовой безопасности России // Н.А. Щеглакова / Экономика и общество: современные исследования и инновационное развитие: сб. трудов. Омск, 2022. С. 463-468.
Статьи из журналов и периодических изданий
24. Алтухов А.И. Экономическая и физическая доступность продовольствия – основа обеспечения продовольственной безопасности России // Известия Международной академии аграрного образования. 2023. № 65. С. 19-23.
25. Анесян А.А., Сергеева И.А. Актуальность развития финансовой безопасности страны // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 25. С. 293-296.