Фрагмент для ознакомления
2
Страх - это эмоция отрицательной окраски, которая возникает в ответ на внешний или внутренний раздражитель, представляющий опасность, и помогает организму подготовиться к дальнейшим действиям. Как и в первобытном мире, сегодня именно страх подсказывает, что лучше делать в случае угрозы – бежать или сражаться.
Это основная эмоция, с которой человек знакомится с раннего возраста, и которая будет сопровождать его всю жизнь, контролируя его инстинкт самосохранения.
Несмотря на негативную окраску, страх выполняет несколько важных функций:
сигнал (предупреждение) - сигнализирует о потенциальной угрозе жизни, здоровью, благополучию, помогает избежать неприятностей;
мобилизующий-помогает мгновенно собраться в критической ситуации, перегруппироваться, максимально включить все органы чувств, чтобы оценить реальность угрозы и как лучше всего ей противостоять;
организация - помогает адаптироваться, определяет стратегию поведения, когда недостаточно информации о происходящем и нет времени на размышления; [3]
образовательный - помогает запоминать события, предметы, действия, которые могут представлять опасность, причинять боль, страдания, а также учитывать возможные риски при принятии решения о том, как себя вести.
Психологи относят страх к эмоциональным процессам. Профессор психологии Университета штата Делавэр Исард Кэрролл отождествил это состояние с основными эмоциями, связанными с врожденным, которые имеют генетические и физиологические компоненты. Страх мобилизует организм человека на избегающее поведение. Негативные эмоции человека сигнализируют о состоянии опасности, которое напрямую зависит от многих внешних и внутренних причин, приобретенных или врожденных.
Считается, что за развитие чувства страха отвечают два нервных пути, которые должны функционировать одновременно. Первый отвечает за основные эмоции, быстро реагирует и сопровождается множеством ошибок. Второй реагирует гораздо медленнее, но с большей точностью. Первый путь помогает нам быстро реагировать на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет более тщательно оценить ситуацию и, следовательно, более точно отреагировать на опасность.
В случае возникновения чувства страха, инициированного первым путем, то есть первичными эмоциями человека по поводу произошедшего, оно блокируется запуском второго пути, оценивая определенные признаки опасности как нереальные. В случае возникновения фобии ситуация развивается по-другому. Фобия - это стойкий, сильно выраженный навязчивый страх, который в определенных ситуациях необратимо усиливается и не поддается полному логическому объяснению. В случае возникновения фобии второй путь начинает работать неадекватно, что вызывает развитие чувства страха перед опасными раздражителями.
В качестве причин страха американский психолог Томкинс Сильван Соломон называет побуждения, эмоции и когнитивные процессы. Рассмотрим каждый из них более подробно.[6]
Побуждения как активаторы страха.
По сравнению с эмоциями и когнитивными процессами побуждения и процессы, обеспечивающие гомеостаз организма, являются наименее важным классом возбудителей страха. Читатель приобретает психологическое значение, когда его интенсивность достигает критического уровня, когда он сигнализирует человеку об остром физиологическом дефиците. В этих случаях читатель активирует эмоцию, и такой эмоцией может быть страх. Томкинс приводит следующий пример:
Когда потребность в кислороде становится настолько критической, что активирует привод, она одновременно активирует и аффект, и этот аффект обычно представляет собой массовую реакцию страха. Если препятствия на пути удовлетворения потребности не будут немедленно устранены, реакция страха превратится в панику. Потребность в кислороде является одной из жизненно важных потребностей живого организма, а сильный аффект, сопровождающий чувство удушья, гарантирует немедленное сосредоточение внимания на удовлетворении потребности и, следовательно, является одним из наиболее важных факторов безопасности.
Эмоции.
Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения. По словам Томкинса, реакции страха и возбуждения из-за сходства их нейрофизиологических механизмов с теми, которые лежат в основе эмоций страха, часто являются активаторами последних. Он считает, что лежащая в основе взаимосвязь между эмоциями интереса, удивления и страха обусловлена сходством их нейрофизиологических механизмов. Томкинс считает, что»внезапное и полное избавление от продолжительного и сильного страха активирует радость, в то время как частичное избавление от страха вызывает возбуждение". Мы наблюдаем обратную взаимосвязь между страхом и возбуждением, когда эмоция интереса-возбуждения превращается в страх.[7]
Конкретные взаимосвязи между возбуждением и страхом или удивлением и страхом могут быть результатом обучения. В процессе обучения человека и получения эмоционального опыта все эмоции могут стать активаторами страха. Кроме того, страх сам по себе является активатором. Испытывая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от своего собственного эмоционального выражения, что может усилить его страх. В этом смысле само переживание страха пугает человека.
Когнитивные процессы.
Прежде всего, мы дадим расшифровку этого понятия. Когнитивные процессы - это когнитивные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.[12]
Страх (как и любая другая эмоция) может быть результатом когнитивной оценки ситуации как потенциально опасной; Томкинс называет такую причину когнитивно сконструированной, то есть встроенной в когнитивный процесс. Действительно, когнитивные процессы представляют собой наиболее обширный и распространенный класс возбудителей страха.
Так, например, страх может быть вызван воспоминанием об определенном объекте, мысленным образом объекта или ожиданием определенной ситуации. К сожалению, эти когнитивные процессы часто отражают не реальную угрозу, а вымышленную угрозу, в результате чего человек начинает бояться ситуаций, которые не представляют реальной угрозы, или слишком большого количества ситуаций, или жизни в целом. Воспоминание о пережитом страхе или ожидание страха само по себе может усилить страх. [1]
Если человек ошибочно воспринимает другого человека как источник угрозы, он может испытывать страх не только при реальной встрече с ним, но и когда думает о нем или ожидает его увидеть. Таким образом, человек, объект или ситуация в результате могут стать источником страха:
а) формирование гипотез (мнимых источников ущерба),
Б) ожидания вреда
В) прямое столкновение с объектом, сконструированным (воображаемым) из страха.[10]
Некоторые ученые делят причины страха на естественные и приобретенные. Английский психиатр и психоаналитик Боулби Джон в своих интерпретациях причин страха опирается на исследования биологов и этологов. В качестве естественных сигналов опасности, вызывающих страх, Боулби называет четыре фактора, а именно боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и внезапное приближение.
Боль и ожидание боли.
Боль, первый и самый важный из естественных усилителей страха, действительно является хорошим учителем. Страх, вызванный ожиданием боли, значительно ускоряет процесс обучения. Любой объект, событие или ситуация, связанные с переживанием боли, могут стать условными раздражителями, повторная встреча с которыми напоминает человеку о прошлой ошибке и переживании боли.
Одиночество.
Еще один естественный активатор страха - одиночество. Часто, оставаясь один, человек ощущает угрозу своей безопасности, но стоит оказаться среди людей, как страх отступает. Старая пословица гласит « "На том свете и смерть красна". Как и любое обобщение, эта народная мудрость не всегда применима, но мысль, содержащаяся в ней, безусловно, заслуживает внимания.
Внезапное изменение стимуляции.
Внезапные изменения в стимуляции, к которым человек не может адаптироваться, могут служить для него сигналом опасности и вызывать эмоцию страха.
Одним из видов приобретенных страхов являются фобии. Фобий очень много, вот некоторые из них: боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), боязнь темноты (никтофобия), боязнь мышей и пауков (Мусо-и арахнофобия), боязнь вождения в транспорте (амаксофобия), боязнь людей. люди (антропофобия), страх ответственности (гипенгиофобия), боязнь высоты (акрофобия) и т. д.[2]
Большинство ученых сходятся во мнении, что фобии – сильные иррациональные страхи, связанные с определенными объектами или ситуациями, - являются приобретенными расстройствами. Однако ученые расходятся в суждениях о том, каким образом человек их приобретает. Некоторые рассматривают фобии просто как условные эмоциональные реакции. Другие считают, что в основе этих условных эмоциональных реакций лежит биологическая предрасположенность (или готовность) человека реагировать страхом на определенные раздражители.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Айке Д.(2018). Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. М.: ЗАО МГ Менеджмент.
2. Бреслав Г.(2020). Психология эмоций. М.: Смысл; Издательский центр «Академия».
3. Вилюнас В.К.(2016). Психология эмоциональных явлений. М.
4. Выготский Л.С. (2019). История развития высших психических функций //Собр. соч. - М.: Педагогика.
5. Головин С.Ю. (2018). Словарь практического психолога. -- М.: АСТ, Харвест.
6. Журнал прикладной психологии “Происхождение страхов у детей”. - 2020, № 2- 57 с.
7. Журнал прикладной психологии “Механизмы порождения страха”. - 2019, № 3- 55 с.
8. Захаров А.И. (2018). Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз".
9. Захаров А.И.(2021). Как преодолеть страхи у детей. - М.
10. Захаров А.И.(2020). «Как помочь нашим детям избавиться от страха». С.-Петербург, Изд. «Гиппократ».
11. Изард К.(2019). Эмоции человека: М.: Эксмо.
12. Изард К.(2019). Психология эмоций.-СПб.: Питер.
13. Ильин Е.П.(2021).Эмоции и чувства.- СПб.: Питер.
14. Карнеги Д.(2018). Как перестать беспокоиться и начать жить. - М.
15. Крайг Г., Бокум Д. (2017). Психология развития., 9-е изд. - СПб.: Питер.
1. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2006 – 592 с.
2. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. – Л. :Медицина, 1988 – 246 с.
3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001 – 752 с.
4. Кисловская, В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане) : дис. … канд. психол. наук / В.Р. Кисловская. –М., 1972
5. Кочубей, Б. Ярлыки для тревожности / Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и школа. – 1988 – № 9
6. Кьеркегор, С. Страх и трепет : пер. с дат. / С. Кьеркегор ; общ. ред., сост. и предисл. С.А. Исаева.– М. : Республика, 1993 – 383 с.
7. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2000 – 303 с.
8. Раншбург, Й. Секреты личности / Й. Раншбург, П. Поппер. – М. : Педагогика, 1983 – 157 с.
9. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн.– Педагогика, 1989 – 208 с.
10. Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М. : Эксмо, 2005 – 205 с.