Фрагмент для ознакомления
1
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Ономастика и важность имен собственных в языке и культуре
1.2 История изучения имени собственного в русской школе
1.3 Имя собственное в истории формирования русского языка
1.4 Методики преподавания имени собственного в начальной школе
1.5 Особенности формирования понятия «имя собственное» в начальной школе
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фрагмент для ознакомления
2
Имена собственные – это слова, называющие объекты с целью их выделения из класса подобных и выполняющие функцию идентификации и индивидуализации данного объекта [10, c.101].
В лингвистике есть целый раздел, посвященный именам собственным. Этот раздел называется – ономастика. Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения [11, c.242]. Вследствие своей социальной функции — служить простым индивидуализирующим указанием на определенный предмет — имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, то есть при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка (ср., например, такие названия рек в русском языке, как скифское «Дон», финно-угорские «Москва», «Волга» и т. д.).
В. Д. Бондалетов считает, что «ономастический материал составляет значительную часть лексики любого высокоразвитого языка и заслуживает того, чтобы его изучали, как изучают язык, географию, историю и другие общественные и естественные науки» [2, с .3].
Отсюда — огромная устойчивость имен собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определенного языка, но даже при полной смене языка одной системы другим. Тем самым устанавливается возможность путем этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер языка, на котором было впервые создано соответствующее наименование.
Ввиду своих лингводидактических особенностей имя собственное является самым важным материалом обучения на уроках русского языка в начальных классах. Систематическая работа над именами собственными способствует повышению орфографической грамотности учащихся.
1.2 История изучения имени собственного в русской школе
Изучение имен собственных имеет давнюю историю в русской школе. В традиционной русской грамматике, развивавшейся с XVIII века, уделено большое внимание именам собственным. Их изучение начинается с первого класса и продолжается на протяжении всего курса обучения русскому языку.
В начале XX века имена собственные начали рассматриваться не только как лингвистический объект, но и как элемент культуры и истории. В 1928 году была выпущена первая учебная книга по русскому языку, где именам собственным была уделена значительная часть учебного материала.
В советскую эпоху имя собственное рассматривалось как один из важных элементов национальной культуры и было включено в программу начальной школы. В 1930-х годах в школьных учебниках появились главы, посвященные именам собственным, где рассматривались вопросы их происхождения, истории и значения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева Ю.А., Макарова О.В. Изучение имен собственных в начальной школе: теория и практика. Москва: Просвещение, 2019. - 110 с.
2. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика: Уч. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. язык и лит». [текст] / В. Д. Бондалетов. — Москва: Просвещение, 1983. — 224 с.
3. Журкова, Н.С. Имена собственные в русском языке: их происхождение и значение. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 368 с.
4. Козина Е.А., Морозова И.С. Изучение имен собственных в начальной школе. Москва: Просвещение, 2018. - 100 с.
5. Кузнецов, В.В. Имя собственное в славянских языках. - М.: Наука, 1977. - 328 с.
6. Кузнецова Н.С., Смирнова О.В. Изучение имен собственных в начальной школе: методические рекомендации для учителей. Москва: Дрофа, 2020. - 80 с.
7. Ляпина О.В. Формирование понятия о имени собственном у детей младшего школьного возраста. Москва: Издательство МГПУ, 2017. - 90 с.
8. Полян, А.М. Имя собственное в русской культуре и литературе. - М.: Наука, 1987. - 224 с.
9. Ростовцева, Е.Г. Основы русской исторической лексикологии. - М.: Высшая школа, 1987. - 288 с.
10. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного [Текст] / А.В. Суперанская. - М.: Наука, 2013. – 366
11. Теория и методика ономастических исследований [Текст].: Коллект. моногр. / под ред. А.В. Суперанской. - М.: Наука, 2012. - 256 с
12. Трофимова Л.В. Развитие понимания имен собственных у младших школьников. Москва: Педагогическое общество России, 2016. - 120 с.
13. Хорева Е.В. Формирование представлений о именах собственных у младших школьников. Москва: Издательство МГПУ, 2015. - 85 с.
14. Шелепова Е.И. Развитие лексического запаса имен собственных у младших школьников. Москва: Педагогическое общество России, 2018. - 95 с.