Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В школе один урок изобразительного искусства в неделю, скорее всего, не позволит учителю в полной мере, глубоко познакомить детей со всеми особенностями построения композиции. Таким образом, степень подготовки учащихся в области композиции имеет прямую зависимость от профессионализма учителя изобразительного искусства.
Часто обучение изобразительному искусству в общеобразовательной школе может не удовлетворять потребностям учащихся, которые имеют особые способности к изобразительной деятельности. Однако система дополнительного образования способна компенсировать этот пробел, благодаря большому количеству часов, выделяемых на занятия. Естественно, с увеличением часов на образование в целом, можно выделить больше занятий на освоение основных принципов композиции.
Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью наиболее ясно и убедительно передать главную мысль, замысел произведения. Главное в композиции – создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно разных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются, во многом благодаря четкой композиционной структуре.
И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», П. Гогена «Добрый день, мсье Гоген» и В. Сурикова «Боярыня Морозова» можно изменить что угодно, например, размеры холста, соотношения темных и светлых пятен, количества фигур, высоты линии горизонта и т. д. сразу нарушается целостность композиции, теряется равновесие частей. Не случайно в качестве примеров предлагается рассматривать такие работы, разные по своей живописной манере. Невозможность внесения изменений в готовую картину подтверждает справедливость законов и правил композиции.
В работе рассматривается методика обучения основам композиции в графике, ее закономерностям и средствам в курсе изобразительного искусства.
Целью работы является изучение основ композиции в графике, ее законов и средств, анализ учебной программы и разработка упражнений по данной теме.
Объект исследования: эффективные методы обучения владению графическими приѐмами в работе над композицией на кружковых занятиях в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: процесс обучения, основные компетенции и овладения графическими приѐмами в работе над композицией учащихся 5-9 классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебные программы и пособия, методический опыт по исследуемой проблеме;
2. Разработать наиболее эффективные упражнения для учащихся, направленные на закрепление знаний основ композиции, на занятиях.
Методология исследования: Методологической основой явились труды ученых, которые внесли значительный вклад в развитие педагогики и методики изобразительного искусства: Е.В. Шорохова, Б.М. Неменскиого, В.С. Кузина и др.
Глава 1. Основы графической композиции
1.1. Понятие «композиция» и его место в графике
Анализируя развитие композиции как специальной учебной дисциплины в историческом аспекте, можно увидеть, что эта тема всегда находилась под влиянием композиционных достижений великих мастеров. Естественно, это отразилось и на практике преподавания изобразительного искусства. Композиция как учебный предмет появилась гораздо позже таких дисциплин, как рисунок и живопись. Сначала изучение композиции сводилось лишь к составлению картины на библейские, мифологические, позже на сказочные и волевые темы. Отставание композиции как учебного предмета связано с тем, что композиция художественных произведений долгое время признавалась делом сугубо индивидуальным и очень сложным, доступным ограниченному кругу учащихся.
Художники-педагоги считали своей главной задачей научить их рисовать и рисовать, и в результате обучения предлагали учащимся составить эскиз, а на его основе - картину. Конечно, исходя из личного творческого опыта, учителя давали выпускникам школы некоторые общие указания, но все же создание картины не выделялось ярко в особый предмет. Более позднее формирование композиции как самостоятельной учебной дисциплины связано еще и с тем, что процесс сочинения, создания произведения действительно очень сложен, это своеобразное творческое явление; явление во многом интуитивное, сложное для изучения. В настоящее время композиция как учебный предмет находится в процессе становления и развития. Это связано с тем, что отсутствует научное обоснование предмета «сочинение», в том числе его теоретической части. А это, в свою очередь, зависит в целом от степени развития теории композиции как науки. [8, с.135-136].
Значит, наша композиция должна быть выполнена с помощью графики (четких линий и форм, в отличие от живописи). Графика может быть как цветной, так и черно-белой (хроматической и ахроматической). В графике много разных приемов (точечные, точечные, кривые и т.д.) и с помощью этих форм и фигур мы создаем рисунок композиции. Четко и структурировано.
Существует несколько видов графической композиции:
• Замкнутая.
Композиция ограничена фигурой в которой находится.
Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник т. д.
• Незамкнутая.
Композиция без рамок, ограничена только правильной компоновкой в листе.
• Монокомпозиция
Самостоятельная замкнутая композиция, построенная по принципу
симметрии и повторении элементов.
• Роппортная
Композиция с повторяющимися элементами, через определенное расстояние.
• Объемная
Композиция из объемных фигур. Бывает незамкнутой и замкнутой.
• Сюжетная композиция
На композиции присутствуют люди (животные), которые совершают какое-либо действие в определенной обстановке.
Недооценка, а иногда и отрицание необходимости композиции как учебного предмета, особенно в период становления советской художественной школы (20—30-е гг.), тормозили творческое развитие молодых художников. Нередко и сейчас встречаются педагоги, считающие главным в творчестве интуитивное начало, «озарение». Однако практика доказала необходимость обучения композиционному мастерству как начинающих художников, так и учителей изобразительного искусства.
Без знания истории искусства невозможно по-настоящему понять значение и роль композиции, рисунка, живописи. При этом, освоив рисунок, живопись, композицию, учащиеся приобретают необходимые знания и умения для глубокого анализа произведений мастеров, узнают специфику рисунка, живописи, скульптуры и т. д. При изучении истории искусства они проникнуть в тайны мастерства, в творческую лабораторию великих художников. Усвоив основные законы композиции, выведенные из практики работы мастеров прошлого и современных художников, они будут более уверенно решать собственные творческие задачи.
Композиция как учебный предмет направлена на: обучение, воспитание учащихся в области композиции в изобразительном искусстве, развитие их творческих способностей, повышение познавательной активности.
1.2 Анализ композиции на примере работ выдающихся мастеров
Например, работы знаменито русского живописца и графика Валентина Александровича Серова создали огромное влияние на дальнейшее развитие карандашной графики. Как писал Игорь Грабарь, являющийся первым биографом художника: «Серов был - большим живописцем и исключительным рисовальщиком. Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца». Расцвет русской графики в начале ХХ века многим был обязан именно Валентину Серову и в определяющей степени благодаря ему карандашный эскизный росчерк получил черты репрезентативности, а портрет-набросок утвердился в статусе законченного, «выставочного» произведения (Приложение 1).
В технике угольной графики активно работал Иван Иванович Шишкин. Шишкин - ярчайший представитель передвижничества, один из основоположников русского национального реалистического пейзажа. В своих работах художник с невероятной точностью передает «настроение» пейзажа, его работы наделены «сочностью» и «воздушностью (Приложение 2).
В технике рисования тушью сильно преуспел Борис Иванович Пророков советский художник, мастер сатиры и агитационно-политической графики. Его работы характеризуются условностью изображения, а также ярким техническим и идейным исполнением (Приложение 3).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2003
2. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. – М., 1976 – ил.
3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. – М.: Просвещение, 1984 – 160 с., ил.
4. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М., 1940 – ил.
5. Алтапов М.В. «Всеобщая история искусств» Т.1-2. М.,1949 6. Алтапов М.В., Ростовцев Н.И. «Искусство» 1т. 1 часть М., 1987
6. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства / М.В. Алпатов. - М. : Академии художеств СССР, 1963. - 526 с.
7. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов.- М: Просвещение, 1986.- 192с, ил. 9. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972.
8. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Гамезо М.В., Матюхиной М.В., Михальчик Т. С. – М.: Просвещение, 1984
9. Волков Н. Н. Восприятие картины. - М.: Просвещение, 1976 – 56 с., ил.
10. Всеобщая история искусств - М.; 1972. 14. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991
12. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – М.: Советский художник, 1998 – ил.
13. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство - М.: Высшая школа, 2000 – 368 с., ил.
14. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.
15. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции сборник о композиции / Е.А. Кибрик. - М. : Академия художеств, 1959. - 284 с.
16. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»: Учебное пособие для студентов пединститутов- М: Просвещение, 1987.-128с.
17. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ под редакцией док. пед. наук Н.П. Саккулиной. Изд. 5-е, испр. М: Просвещение 1971.-256с.
18. Неменский Б.М. «Мудрость красоты, о проблемах эстетического воспитания», «Изобразительное искусство и художественный труд». М., 1991-339с.
19. Сарабьянов Д.В. История русского и советского искусства / Д.В. Сарабьянов. - М. : Высшая школа, 1989. - 384 с.
20. Сокольникова Н.П. Изобразительное искусство методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.- М: Изд. центр «Академия», 1999.- 368 с.12 л.и.
21. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО «Искусство» изд. дом «Первое сентября» 2006.24с.
22. Фомина Н.Н., Дмитриева А. А., Горяева Н.А. И др. Изобразительное искусство и художественный труд. Сост. Фомина Н. Н. – М.: Просвещение, 1995