Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
«Лексико-семантическое поле» - достаточно емкое понятие. Оно представляет собой совокупность языковых единиц, которые выступают в роли разных частей речи. Однако они объединены одним значением и имеют предметное, понятийное и функциональное сходство. Такие проблемы как проблема синонимии, антонимии, полисемии, проблема соотношения слова и понятия встречаются именно здесь.
Многие ученые (В.Г. Гак, A.M. Смирницкий, А.А. Уфимцева, Д.Н. Шмелев, Э.В. Кузнецова и др.) занимаются проблемами, которые связаны с изучением лексико-семантических групп и принципами их построения. Такой интерес к лексико-семантическим группам/полям языка вызван тем, что важным видом закрепления в языке плодов познавательной жизни человека является лексическое значение. Именно в нем фиксируются когнитивные процессы, происходит накопление информации о различных явлениях и предметах, предаются сведения от поколения к поколению.
Однако, несмотря на значительное количество исследований, эта тема продолжает представлять большой интерес для исследователей.
А растительный мир, который окружает человека, является неотъемлемой частью нашей жизни. Лексика, связанная с данной понятийной областью – важная часть словарного состава любого языка. Наша работа посвящена лексико-семантическим особенностям имен существительных тематической группы «фрукты», так как это интересный материал для лингвистических исследований.
Актуальность данной работы обуславливается следующим фактором:
- лексика, относящаяся к тематической группе «фрукты» отражает лингвокультурологические особенности народа, представляя собой интересный материал для лингвистического исследования;
Объект изучения: лексические единицы лексико-семантической группы «фрукты» в английском языке.
Предметом настоящей работы является лексико-семантическая группа существительных группы «фрукты», ее состав, структуры и семантический аспект.
Цель работы: анализ особенностей лексико-семантической группы «фрукты» в английском языке.
Для достижения цели, нам необходимо было решить ряд задач:
- рассмотреть понятие лексико-семантической группы, семантического поля и тематической группы;
- описать особенности лексических единиц, представляющих понятийную область «фрукты» в английском языке;
- проанализировать лексико-семантические особенности существительных группы «фрукты» в английском языке;
Структура данной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. В конце каждой главы приводятся выводы
Во введении определены объект и предмет, сформулированы цель и основные задачи исследования, определена его методика, обоснована его актуальность, указана теоретическая и практическая ценность работы.
Первая глава посвящена определению понятий лексико-семантическая группа, тематическая группа и семантическое поле, выявлению различий между ними.
Во второй главе мы даем определение термину «фрукты», рассматриваем принципы классификации фруктов, а также изучаем этимологию названий разных фруктов в английском языке и стараемся выявить закономерности.
В заключении суммируются итоги исследования и делаются выводы о достигнутых результатах и ключевых лексико-семантических особенностях тематической группы «фрукты».
Глава I. Теоретические основы исследования
1.1. Лексико-семантическая система языка.
Системное описание лексики является предметом интереса и находится под пристальным наблюдением лингвистов уже долгое время (Л. М. Васильев, В. Г. Гак, Ю. Н. Караулов, Э. В. Кузнецова, И. П. Слесарева, А. А. Уфимцева, Ф. П. Филин, Д. Н. Шмелёв, Г. С. Щур и т.д.). Эти ученые выявляют разного рода отношения внутри лексической системы, а также подробно рассматривают лексические объединения, которые в лексической системе представлены.
Чтобы определить, что такое система в языке, И. П. Слесарева цитирует Ю. С. Степанова: «В общем смысле под системой понимается совокупность элементов, связанных внутренними отношениями» [Слесарева, 13]. Она отмечает, что достаточно недавно и с оговорками в отношении лексики применяется понятие "система". Однако осознание, что в языке слова связаны внутренними отношениями, было у исследователей лексики с древнейших времен».
В. И. Половникова утверждает, что «выделение трех типов связей слов – парадигматических, синтагматических и деривационных, как основы измерений лексической системы может быть использовано в качестве научного обоснования отбора и организации лексики в целях обучения зарубежных русистов» [Половникова, 8].
В своей работе Д. Н. Шмелев рассматривает системные отношения в лексике и ссылается на Ю. С. Сорокина. Ю.С. Сорокин в лексической системе выделяет у слов следующие взаимодействующие силы: отношение к действительности; отнесенность к определенному грамматическому общему разряду, отношения слова к другим словам по значению; стилистические связи слов по речевым контекстам [Шмелев, 185].
По мнению А. А. Уфимцевой смысловые связи слов существуют в следующих аспектах: «внутрисловные семантические связи», семантические связи слов «в пределах различных смысловых групп и рядов слов» и «на уровне всей системы языка» [Уфимцева, 10].
Разнообразие внутрисистемных отношений в лексике находится в центре внимания ученых.
В. Г. Гак пишет, что «парадигматические связи объединяют слова по близости значения в так называемые лексико-семантические группы или семантические поля» [Гак, 8]. «В лексико-семантическую парадигму объединяются слова, противопоставленные друг другу по некоторому семантическому признаку <…>. В лексико-семантическую парадигму объединяют синонимы, антонимы, слова одной тематической группы» [Русский язык. Энциклопедия, 326].
В сочетании слова с другим проявляются синтагматические отношения, основанные на «линейном характере речи, который исключает возможность произнесения двух языковых элементов одновременно, а лишь в линейной временной последовательности» [Русский язык. Энциклопедия, 289].
Еще одним проявлением системности лексики является «наличие деривационных (словообразовательных) отношений между единицами – отношения смысловой мотивации одних слов другими» [Зиновьева, Хруненкова, 80].
Таким образом, системность лексики проявляется в существовании трех основных видов отношений: парадигматических, синтагматических и деривационных.
1.2. Лексико-семантическая группа.
Взгляд на лексику как на систему, таким образом, оформляется в теорию лексико-семантических группировок или семантического поля Результатом описания лексики, который направлен на выявление системных связей внутри нее, становится ее классификация. Различные лексико-семантические группы лексики выделены по тем или иным признакам.
Многие ученые изучали вопрос лексико-семантических групп и пытались сформулировать понятие. Мы рассмотрим несколько определений, чтобы выделить отличительные черты ЛСГ.
В. Г. Гак выделяет в ЛСГ «ядро, включающее слова, несомненно, относящиеся к данному общему значению, и периферийные элементы, состоящие из слов, у которых данное значение прослеживается уже не так четко, поскольку оно совмещается с иными категориальными значениями» [Гак, 150].
Согласно Т. В. Жеребило, лексико-семантическая группа – «слова одной части речи, объединенные ядерной (основной) семой (например, ЛСГ глаголов движения, цветовых прилагательных и т.п.)». [Жеребило, 143].
Особенность слов, входящих в ЛСГ, по мнению И. А. Никандровой, заключается в том, что слова ЛСГ объединяются интегральной семой, которая является семантической основой группы. Кроме того, ЛСГ также имеет дифференциальные семы [Никандрова, 176].
Э. В. Кузнецова отмечает, что «ЛСГ слов не представляют собой четко и однозначно разграниченных классов лексических единиц. Это объединения слов, которые накладываются друг на друга, взаимно проникают друг в друга, "пересекаются" друг с другом» [Кузнецова, 7].
Д. Б. Тотрова считает, что между ЛТГ и ЛСГ трудно установить «точные логико-языковые разграничения» [Тотрова, 10-11].
М.М. Покровский пишет: «Слова и их значения жи
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Буйленко И. В. Лексико-семантические объединения слов [Электронный ресурс] // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. – [Волгоград.], – 2012. – № 5 (19). – С. 89-91 . – URL: http://grani. vspu.ru/files/publics/1355996669.
2. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика: учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1990. – 175 с.
3. Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. – 1971. – № 5. – С. 105-113.
4. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология (на материале французского и русского языков). – М.: Междунар. отношения, 1977. – 262 с.
5. Зиновьева Е. И., Хруненкова А. В. Лингвистические основы описания русского языка как иностранного. Лексикология. – СПб.: Изд-во «Нестор- История», 2015. – 191 с.
6. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. – Минск: Энцикл., 1994. – 383 с.
7. Исаев Ю. Н. История изучения флористической терминологии в языках различных систем // Вестник ЧГУ. – 2006. – № 3. – С. 220
8. Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография. – М.: Наука, 2010. – 354 с.
9. Киферова З. Г. Лексико-семантическое поле как основная системообразующей единицей языка // Теория поля в современном языкознании: тез. докл. / под ред. Т. А. Кильбекова. – Уфа: Баш-кир. гос. ун-т, 1994. – С. 90-94.
10. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика: учеб. пособие. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 350 с.
11. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. С. Г. Бархударова. - М.: Просвещение. 1971. - 542 с.
12. Кузнецова Э. В. О пересекающемся характере лексико-семантических групп слов // Семантика и структура предложения: лексическая и синтаксическая семантика. – Уфа: БГУ, 1978. – С.7-13.
13. Куренкова Т. Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. – 2006. – № 4. – С. 173-178.
14. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ. под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 252 с.
15. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М.: Русское слово, 2001.
16. Шанский Н. М., Боброва Т. А.. Школьный этимологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2000. - 399 с.
17. Полевые структуры в системе языка: монография / под ред. М. Ф. Васильева. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. – 195 с.
18. Половникова В. И. Лексический аспект в преподавании РКИ на продвинутом этапе. – М.: Рус. яз., 1982. – 155 с.
19. Пуцилева Л. Ф. Опыт анализа русских фитонимов с коннотативными значениями, характеризующими внешний вид человека (на фоне итальянского языка) // МИРС . – 2008. – № 3. – С. 31-36.
20. Топоров В.Н. О некоторых аспектах этимологии / Этимология.- М.:1984. - 321 с.
21. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Прогресс, 1986.
22. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1971. - 542 с.