Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние десятилетия происходит активная цифровизация процессов во всех отраслях деятельности общества, а также провозглашаются и реализуются принципы открытости деятельности органов всех ветвей власти и доступности необходимых значимых и информационных сведений для всех участников отношений. В том числе для реализации конституционного определения Российской Федерации как демократического правового государства.
В части работы органов власти внедрение информационных технологий призвано, в первую очередь, облегчить доступ субъектов правоотношений к государственным и муниципальным услугам, максимально содействовать реализации прав участников административных правоотношений, способствовать снижению издержек частных лиц и органов власти, а также сделать работу органов власти более открытой, позволяя контролировать их работу, обеспечивая большее доверие общества к власти.
Отдельным направлением в рамках цифровизации государственных услуг является система электронного межведомственного взаимодействия, позволяющая по установленным защищенным каналам связи и по заранее установленным алгоритмам запрашивать и в оперативном порядке получать информацию, носителем которой является один орган власти, а потребность в данной информации существует при предоставлении государственной или муниципальной услуги другим органом власти. Именно данная система межведомственного взаимодействия позволяет реализовывать провозглашенный принцип «Единого окна».
Такое взаимодействие имеет общие для всех органов власти принципы, запреты и порядок организации.
Электронные ресурсы органов власти имеют обширный охват использования и большую практическую значимость. Порядок использования данных ресурсов является достаточно простым, в связи с чем теоретические работы в данном направлении в большей части сводятся к истории становления системы электронного взаимодействия государственных органов.
Актуальность настоящей работы продиктована постоянным развитием технологий и необходимостью их дальнейшего развития, в том числе - развитием информационного взаимодействия органов власти посредством электронных форм обмена данными.
Необходимость и удобство предоставления и получения государственных и муниципальных услуг в электронном формате и электронного межведомственного взаимодействия становится все более очевидной. Особенно в последние годы - в период пандемии и перестройки экономических отношений, когда все более актуальной становится необходимость удаленного участия в тех или иных видах взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти и управления с возможностью оперативного получения информации. В связи с чем тематике применения информационных технологий в гражданском и арбитражном процессе уделяется все больше научного внимания.
В свете геополитической ситуации последних лет также особую значимость приобретает вопрос обеспечения защиты информации, хранимой на электронных ресурсах и передаваемой посредством электронного взаимодействия от ее изменения, уничтожения, хищения и несанкционированного распространения.
Целью настоящей работы является систематизация и углубление теоретических и практических знаний, полученных в рамках учебного плана, закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы по вопросам таможенного дела и деятельности таможенных органов.
Задачами исследования являются: анализ истории развития, источников правового регулирования, предназначения, механизма и функциональных возможностей системы межведомственного электронного взаимодействия; описание отличительных особенностей и практики применения данной системы таможенными органами Российской Федерации; анализ необходимости и перспектив развития данного электронного ресурса и его правового регулирования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при организации и осуществления электронного информационного межведомственного взаимодействия.
Предметом исследования является непосредственно сама система межведомственного электронного взаимодействия.
Глава 1. Межведомственное электронное взаимодействие: понятие, сущность, составляющие
1.1 Определение межведомственного электронного взаимодействия
Отправным моментом в вопросе правового регулирования темы исследования явилось постановление Правительства РФ от 15.06.2009 года №478 [3], целью разработки которого провозглашено обеспечения гласности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, совершенствования и обеспечения удобства, понятности и простоты предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг.
Указанным нормативным актом принята Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данной Концепцией было определено создание единого портала, под которым понималась государственной информационная система федерального уровня, которая предоставляет гражданам и организациям доступ к определенным, заранее предназначенным для свободного распространения сведениям об услугах (функциях), сведенным в единый реестр реестре. Для обеспечения создания и функционирования данной системы было предусмотрено создание информационного взаимодействия органов власти при обеспечении возможности использования информации органов местного самоуправления.
Следующим шагом развития информационного взаимодействия органов власти явилось Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 года № 1993-р “Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями” [8]. Данное Распоряжение предписывало поименованным в приложениях к нему федеральным органам исполнительной власти содействовать формированию и проведению работ по переходу на предоставление государственных услуг (ведомственных функций) в электронном виде. В приложениях к данному Распоряжению отсутствует указание на услуги, оказываемые таможенными органами. При этом присутствует указание о сведениях, получаемых таможенными органами.
Далее в хронологическом развитии событий развития электронного взаимодействия органов государственной власти следовало принятие Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" [2]. Именно в данному Федеральном законе было впервые нормативно закреплено понятие оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Согласно статье 1 данного нормативного акта данный способ предоставления услуг предполагал использование информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе - единого федерального и региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также - осуществление электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.
Нормативно закреплено понятие межведомственного информационного взаимодействия как взаимодействия между органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и многофункциональными центрами путем обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, в целях оказания таких услуг.
В рассматриваемом Федеральном законе провозглашен основной принцип и определена цель электронного взаимодействия органов власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг:
- запрет истребования у заявителя документов и информации, в которые находятся в распоряжении не только органа, предоставляющего заявителю государственную или муниципальную услугу, но и иных органов государственной власти или местного самоуправления, либо подведомственных им организаций,
- запрет требовать предоставления на бумажном носителе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены усиленной квалифицированной подписью сотрудника многофункционального центра, за исключением прямо предусмотренных законом случаев, когда предоставление и изъятие оригинала документа на бумажном носителе является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги.
Соответственно этому определен стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги:
- нормативное установление исчерпывающего перечня документов и информации, необходимых для предоставления той или иной государственной или муниципальной услуги,
- разделение необходимых для предоставления услуги (функции) документов и информации на те, которые заявитель должен представить самостоятельно, и те, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, но заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Также данным Федеральным законом было определено, что имеющиеся у других органов власти или управления, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, документы и информация предоставляются органу, оказывающему заявителю соответствующую государственную или муниципальную услугу, осуществляется по информационно-коммуникационным каналам с использованием единой федеральной системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных подсистем по межведомственному запросу
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 03.08.2018 года № 289-ФЗ (ред. 19.12.2022, с изм. От 28.04.2023) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения 14.05.2023 года)
2. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения 15.05.2023)
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 478 “О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет” (с изменениями на 16 июня 2010 года) [Электронный ресурс] / https://docs.cntd.ru/document/902161861 (дата обращения 15.05.2023 года)
4. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 (ред. от 13.07.2022) "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (вместе с "Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия") [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104665/ (дата обращения 15.05.2023)
5. Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 N 1184 (ред. от 21.08.2020) "О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде" (вместе с "Правилами обеспечения перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных услуг") (не действует) [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124554/ (дата обращения 15.05.2023)
6. Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1222 (ред. от 20.11.2018) "О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия" [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171216/ (дата обращения 15.05.2023 года)
7. Постановление Правительства РФ от 23.06.2021 N 963 "Об утверждении Правил межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе рекомендуемых правил организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388322/ (дата обращения 15.05.2023 года)
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (ред. от 28.12.2011) “Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде” [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95180/ (дата обращения 15.05.2023)
9. Приказ Федеральной таможенной службы России от 30.09.2011 года №1981 (с изм. на 08.05.2018 года) "Об утверждении регламента организации работ по соглашениям о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями" [Электронный ресурс] / https://docs.cntd.ru/document/902266196 (дата обращения 14.05.2023 года)
10. Приказ Минкомсвязи России от 23.06.2015 N 210 (ред. от 22.02.2017) "Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2015 N 38668) [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185119/ (дата обращения 15.05.2023)
11. Официальный сайт ФТС России. Итоговый доклад о деятельности ФТС России в 2022 году [Электронный ресурс] / https://customs.gov.ru/storage/document/documet_info/2023-03/09/itog_doklad_2022.pdf (дата обращения 14.05.2023).
12. Единый реестр соглашений (договоров, меморандумов, технологических карт) об информационном взаимодействии (далее - Единый реестр) на официальном сайте ФТС России в сети Интернет [Электронный ресурс] / https://customs.gov.ru/list (дата обращения 15.05.2023).