Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ускорение процессов глобализации и повышения уровня турбулентности социально-экономической системы, происходящие на фоне кризисных явлений в мировой экономике, приводят к интенсификации конкуренции на мировом рынке. Это приводит дальнейший рост внимания как управленческой, так и научного сообщества к вопросам повышения конкурентоспособности экономических систем различного уровня: предприятий, отраслей, стран, межгосударственных образований и тому подобное.
Конкурентоспособность продукции предприятия является базовой в системе видов конкурентоспособности. И именно от нее зависит возможность предприятий, отраслей, регионов и национального хозяйства адаптироваться к условиям динамического рыночной среды.
Многие ученые довольно основательно исследовали вопрос конкурентоспособности факторов влияющих на нее и методы для ее оценки. Но, в то же время, следует указать на отсутствие единства между этими подходами, что приводит к размыванию и нечеткости в понимании не только ее сущности, подмены другими понятиями, а в конечном случае и неточности в определении факторов влияния, оценочных параметров и направлений управления.
В то же время, до сих пор продолжаются дискуссии относительно определения понятия конкурентоспособности и присущих ей свойств, усложняет задачу разработки «рецептов» ее повышения. Высказывается даже мнение о том, что единственным носителем конкурентоспособности может выступать предприятие, а использование этого концепта в связке с таким объектом, как, скажем, страна, является неправомерным [7]. Другие ученые, например Ю. Ф. Кормнов [2], не отрицают противидилення конкурентоспособности как свойства широкого круга объектов, но считают предоставление определения понятия «конкурентоспособность» принципиально невозможным.
В то же время, не все экономические аспекты проблемы операционной деятельности предприятия исследованы в полной мере. Для методологического обоснования поиска оптимальных путей развития самодостаточной экономической системы возникает потребность в углубленном теоретическом анализе принципиально важных составляющих экономического механизма деятельности предприятия, связанной с достижением высокого уровня конкурентоспособности продукции. Это позволит разработать и обосновать подходы к оценке конкурентоспособности продукции на российских предприятиях и усовершенствовать стимулы для увеличения объемов продаж и повышения экономического эффекта от деятельности предприятия. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Цель исследования – изучить особенности оценки конкурентоспособности продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические основы и сущность конкурентоспособности.
2. Провести анализ конкурентоспособности продукции ООО «Сима-Ленд»и выявить пути повышения ее конкурентоспособности.
Объект исследования – конкурентоспособность продукции ООО «Сима-Ленд».
Предмет исследования – оценка конкурентоспособности продукции предприятия.
В процессе работы были использованы методы системного подхода, научной абстракции, обобщения, анализа и синтеза.
1. Теоретические основы и сущность конкурентоспособности
1.1 Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность является одним из основных понятий, которое активно используется в экономической теории и практике. В странах с рыночной экономикой конкурентоспособность предприятия является результатом переплетения факторов, порожденных объективным развитием производительных сил, а также борьбы крупных монополий за получение прибыли, рынков сбыта и качество продукции. Следует отметить, что конкурентоспособность проявляется лишь в условиях конкуренции и через конкуренцию, которая является центральным понятием, выражающим сущность рыночных отношений и важнейшим звеном всей системы рыночного хозяйства.
В экономической науке не существует точных сведений относительно того, кто и когда первым ввел в научный оборот термин «конкуренция». Первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились лишь в середине XVIII столетия. И главная заслуга в этом принадлежит классической политическойэкономии, представители которой на основе многолетних исследований сформировали принципы совершенной конкуренции [1, с. 27].
Исходным положением классической теории был принцип абсолютных преимуществ, сформулированный А. Смитом. Выдающийся экономист впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала [6, с. 29]. В своей фундаментальной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он определил понятие конкуренции как соперничество и отождествил ее с «незаметной рукой», которая якобы дергает за ниточки предпринимателей, вынуждая их действовать в соответствии с неким идеальным планом развития экономики [3, с. 21].
Понятие конкурентоспособности интерпретируется и анализируется в зависимости от экономического объекта, который рассматривается. Критерии, характеристики и факторы динамики конкурентоспособности на уровне товара, предприятия, отрасли, региональной экономики имеют свою специфику.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. – 208 с.
2. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. – М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2013. – 256 с.
3. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью: монография / под ред. С. Г. Светунькова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 341 с.
4. Кураков Л. П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов / Л. П. Кураков, В. Л. Кураков. – М. : Вуз и школа, 2001. – 720 с.
5. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг. – [2-е изд., изм. и доп.]. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2011. – 528 с.
6. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг : уч. пособие для вузов Юрайт-Издат / И.М. Лифиц, 2004. – 335 с.
7. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров : учеб. пособие / Ш.Ш. Магомедов. – М. : Дашкови К, 2003. – 294 с.
8. Мазилкина Е. И. Управление конкурентоспособностью / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. – М.: Омега-Л, 2009. – 325 с.
9. Политическая экономия. Словарь. – М.: Политиздат, 1983. – 188 с.
10. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ / М. Портер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.– 608 с.
11. Саймон Г. А. Менеджмент в организациях / Г. А. Саймон, Д. У. Смитбург, В. А. Томпсон; [сокр. пер. с англ. с 15-го изд.; общ. ред. и вступ. ст. А. М. Емельянова и В. В. Петрова]. – М.: Экономика, 2012. – 335 с.
12. Скударь Г. М. Управление конкурентоспособностью крупного акционерного общества: проблемы и решения / Г. М. Скударь. – К.: Наук. думка, 1999. – 496 с.
13. Субботин М.Н. Управление конкурентоспособностью продукции промышленных предприятий: автореф. дис. / М.Н. Субботин ; ГОУ ВПО Волго-Вятская академия государственной службы. – Ижевск, 2009.– 24 с.
14. Трубилин А. Конкурентоспособность – главный фактор эффективного производства / А.Трубилин // АПК: экономика, управление. – 2002. – № 12. – С. 39.
15. Фатхутдинов Р. А. Глобальная конкурентоспособность: на стол современному руководителю / Р. А. Фатхутдинов. – М. : Стандарты и качество, 2009. – 463 с.
16. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность ор- ганизации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. – М.: Издат.- книготорг. центр «Маркетинг», 2002. – 886 с.
17. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации : Учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. – М. : Эксмо, 2014. – 541 с.
18. Чайникова Л. Н. Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л. Н. Чайникова, В. Н. Чайников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта,2007. – 192 с.
19. Enright M. The Geographical Scope of Competitive Advantage // Stuck in the Region? Changing scales for regional identity / ed. by Dirven E., Grocnewegen J., van Hoof S. – Utrecht, 1993. – p. 87 – 102.
20. Krugman P. Making sense of the competitiveness debate / P. Krugman // Oxford review of Economic policy. – 1996. – Vol. 12. – № 3. – Р. 17-25.