Фрагмент для ознакомления
2
Как продвигать региональную интеграцию Восточной Азии без полного разрушения двойной структуры Восточной Азии, чтобы добиться региональной интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе - только через АСЕАН за пределами Восточной Азии, с «финансовым приоритетом» и мягким механизмом. Среди них Китай и страны АСЕАН постоянно расширяют содержание регионального двустороннего сотрудничества, углубляют уровень сотрудничества, более институционализируют механизмы сотрудничества, добились существенного развития в экономической, политической областях и сфере безопасности и достигли значительных результатов, устанавливая модель регионального двустороннего сотрудничества. Это косвенно способствовало процессу региональной интеграции между Китаем и Японией и Южной Кореей в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе .
Наблюдаемое сегодня нарастание китайско-американских противоречий ведёт к ослаблению роли АСЕАН в региональном балансе сил. Ассоциация, ещё недавно выступавшая в качестве одного из главных региональных игроков, теперь сталкивается с игнорированием своих интересов даже в ЮВА – её собственном субрегионе.
Такое положение дел, с одной стороны, подталкивает страны АСЕАН искать способы укрепления своей центральной роли, с другой – вызывает чувство безысходности, в результате некоторые участники объединения начинают присматриваться к новым возможностям, которые предлагаются им в рамках интеграционных инициатив, продвигаемых партнёрами.
Между тем размывание асеаноцентричных форматов сотрудничества наносит существенный ущерб сложившейся в АТР архитектуре безопасности региона, возвращая его во времена противостояния закрытых альянсов и коалиций. Это, безусловно, лишь способствует ещё большему нарастанию региональной напряжённости и негативно влияет на перспективы развития равноправных торгово-экономических отношений. И, как представляется, противостоять данным негативным тенденциям возможно лишь совместными усилиями всех стран, заинтересованных в сохранении сложившегося за долгие годы регионального баланса сил и поступательном укреплении экономической взаимосвязанности государств региона.
2.2 Проблемы и перспективы современной региональной интеграции
Современные интеграционные процессы уже имеют видимые практические результаты .
В их числе можно назвать появление таких интеграционных связей, как подрыв монополии великих держав в роли единственных судей и вершителей судеб мира; демократизация сотрудничества между государствами, углубление взаимодействия стран в рамках интегрированного международного объединения. На мировую арену всё активнее выходят новые державы, которые быстро приобретают статус «сверхдержавы» в каком - то секторе международной экономики или политики. Так, например, в Юго - Восточной Азии быстро набирают политический вес новые высокоразвитые государства, «азиатские тигры»: Китай, Южная Корея, Сингапур, Малайзия. Подобные интеграционные процессы идут во всём мире, и мы видим новые союзы государств, основанные на разных принципах и основаниях .
На сегодняшний день мнения о будущем международных интеграционных союзов различны, и порой противоположны. Одни политологи говорят о том, что в нынешнее время формируется система коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии.
Другие считают, что данные интеграционные процессы могут привести к возрождению хорошо известной биполярной системы, в которой противостоять США в плане идеологии, политическом и военном аспектах будет Китай, который можно назвать своеобразным идеологическим преемником СССР .
В современном мире развитие международных отношений неотьемлемо связано с глобализацией, напрямую зависящей от процесса превращения национальной экономики в интернациональную, развития единой системы мировой коммуникации, изменения и ослабления функций каждого отдельно взятого национального государства, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. Такие процессы ложатся в основу формирования картины взаимозависимого и целостного мира, не разделённого на отдельные мелкие государства, живущие обособленно от других. В реализации этой тенденции большую роль играет рост влияния различных наднациональных международных организаций, основанных на политических, экономических, гуманитарных связях.
Параллельно с этим появляется новая тенденция углубления глобальных проблем, решение которых становится совместным решением ряда мировых держав. В середине XX в. прошла серьёзная научно-техническая революция, которая радикально изменила соотношение производительных сил разных стран мира. С её помощью были внедрены новые технологии, позволившие резко повысить производительность и качество труда, рост материальных благ, была открыла новая информационная эра. Однако, с другой стороны, именно НТР развила и углубила глобальный экологический кризис, обострила и усугубила ряд демографических и социальных проблем в тех регионах и странах, которые имеют неравномерное развитие в экономике .
Именно в период научно-технической революции очень остро в глобальном масштабе встали проблемы сохранения окружающей среды и вопросы поддержания экологической безопасности, которые в предыдущие периоды развития человеческого общества не имели такой актуальности. Современный мир встал у края экологической пропасти, куда его поставило расточительное, хищническое или преступно небрежное отношение людей к окружающей среде, бездумное использование природных богатств и ресурсов. Данный экологический кризис органически связан с резким ростом объемов производства, катастрофическим увеличением численности населения, бездумным стремлением к получению материальных благ и т.д. Экологический кризис приобретает глобальные масштабы и порой имеет необратимые последствия, предотвратить которые могут лишь совместные действия различных стран . Следствием экологических проблем становятся проблемы экономические, которые связаны с проблемами роста потребностей в энергии и сырье, обусловленных ростом производства. У всех есть понимание, что природные ресурсы имеют свой предел, и, следовательно, их использование должно быть рационально, с применением научно-обоснованного подхода. Но, к сожалению, мы видим повсеместное нарушение этих норм, хищническое использование природы. Внедрение норм и правил, которые могли бы помочь в решении глобальных экологических проблем, связано с большими трудностями. Часть их обусловлена с тем, что уровень жизни народов развивающихся стран резко отстаёт уровня жизни в промышленно развитых странах.
Другая часть связана с технологическим несовершенством производства во многих странах, в том числе и в России, что приводит к нерациональному использованию и перерасходу ресурсов и энергии.
Также необходимо обратить внимание на усиление материальной и социальной дифференциации: общество делится на два противоположных лагеря. И возникает, с одной стороны, зона материального и социального благополучия и демократии, а, с другой стороны, зона нищеты и тирании. К числу благополучных на сегодняшний день можно отнести около 25 государств, в данный список входят страны Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия, в которых проживает около 15 % всего населения Земли, это так называемый «золотой миллиард». Уровень жизни рядового гражданина в странах «золотого миллиарда» весьма высок (10 - 30 тыс. долларов ежегодного дохода), а продолжительность жизни составляет не менее 74 лет. Противоположны им государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР. В них более 80 миллионов человек живёт в условиях абсолютной нищеты и около 50 миллионов ежегодно умирает от голода. Начиная с 90 - х годов прошлого века в странах Африки к югу от Сахары, в Южной Азии и Латинской Америке число нищих ежегодно увеличивается на 10 миллионов человек. На сегодняшний день около 1,2 миллиарда человек находится за чертой бедности, получая доход менее 1 доллара США в день. Многие мировые державы в конце XX в. столкнулись и с ростом социальных проблем: это и недостаточность образования и медицинского обслуживания в слаборазвитых странах, огромное распространение физических и социальных отклонений: насилия, жестокости, наркомании, алкоголизма, подросткового суицида и других форм девиации.
Все перечисленные выше проблемы являются глобальными и требуют определённого изменения системы международных отношений, более тесного объединения интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов в общечеловеческом масштабе. Всё это служит причиной появления в международной политике тенденций к преобладанию сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, которое полагается, прежде всего, на принципы демократии и права. Также в области внутренней политики многих стран, независимо от господствующего политического режима, наблюдается рост демократизации политических процессов, расширение субъектов политики.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аллаярова Н. И. Актуальные вопросы региональной экономической интеграции в современном мире//ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кострома, 2020. С. 240-246
2) Бугров Р. В., «Новый» регионализм как стратегия для Европейского союза в условиях кризиса // Современная Европа. — 2021. — № 6. — С. 42-51.
3) Буторина О. В., Выгоды региональной интеграции: пересмотр концепции // Современная Европа. — 2022. — № 1. — С. 5-20
4) Буторина О. В., Цели региональной интеграции: современное понимание // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 10. — С. 5-14
5) Доценко И. Д., Понятие региональной экономической интеграции: правовой аспект // Юрист. — 2021. — № 7. — С. 61-66.
6) Загашвили В. С., Экономическая глобализация и региональная интеграция в постковидную эпоху // Мировая экономика и международные отношения. — 2022. — Т. 66, № 4. — С. 5-13.
7) Канаев Е.А. АСЕАН в инициативе пояса и пути: Навстречу председательству Вьетнама // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. 2019. No 1 (42). С. 22-25
8) Кожевников С. А., Пространственная интеграция экономики: теоретические концепции и проблемы обеспечения на региональном уровне // ЭКО. — 2022. — № 3. — С. 84-107
9) Кожухова К. Е. Китайская стратегическая культура в современном межгосударственном взаимодействии (на примере взаимоотношений КНР и АСЕАН)//МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ И «ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ». Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 299-305
10) Мырзабеков М. С., История региональной интеграции стран Центральной Азии в начале XXI в. // Вопросы истории. — 2021. — № 10, ч. 1. — С. 84-96.
11) Полончук Р. А., Политика КНР в Юго-Восточной Азии // Проблемы Дальнего Востока. — 2020. — № 3. — С. 4-24
12) Степанов О. В., Мир после пандемии COVID-19 и перспективы интеграционных процессов в Евразии // Международная жизнь. — 2021. — № 3. — С. 114-117.
13) Стратагемы военного искусства. Сунь-Цзы / сост. В. Малявин. М. : Рипол Классик, 2019.
14) Тайный канон Китая / сост. В. Малявин. М. : РИПОЛ классик, 2018
15) Титова А. В. Роль Зоны свободной торговли в развитии взаимодействия между КНР и АСЕАН//МНСК-2020. Материалы 58-й Международной научной студенческой конференции. 2020. С. 116-117
16) Фейгин Г. Ф., Глобализация мировой экономики: тенденции и противоречия // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 4. — С. 5-13
17) Цой А. В., Центральная Азия в современных интеграционных экономических процессах // Региональная экономика: теория и практика. — 2022. — Т. 20, вып. 1. — С. 28-48
18) Чупина Д. А., Неравенство в АСЕАН: взгляд с позиций региональной экономической интеграции // Азия и Африка сегодня. — 2019. — № 1. — С. 25-31
19) Шамхалов Ш. Ш., Казакбиева О. И., Агаева А. Г. Интеграционные процессы в системе мировой политики глобализации//КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 января 2023 г., г. Оренбург). - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 48-50
20) Яковлев П.П. От НАФТА к ЮСМКА: реформа североамериканской интеграции // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. No1. С. 75-87.