Фрагмент для ознакомления
2
Читательское мировоззрение – это планомерное, качественное освоение учащимся доступного круга чтения. При болезни читательского кругозора школьников необходимо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Для этого требуется помощь родителей. Им следует читать сказки вслух детям еще в дошкольном возрасте, стараться заинтересовать детей интонациями, играми, владельцами литературы, привлекающими внимание даже самых маленьких. Л.С. Выготский считает, что «прежде чем позвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуйте его своей деятельностью. Интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет устойчивым с вероятностью, если больной готов к этой деятельности, что у него есть все необходимые для этого силы, и что больной будет действовать самостоятельно. Учитель же может лишь руководить и направлять его деятельность... для шестилетнего ребенка, еще не овладевшего навыками чтения, прослушивание литературных источников, которые читает ему учитель, является развитием стойкости интереса в описании накопление читательского опыта, развитие речи, воображения» .
В первые школьные годы наблюдается системная и родственная связь с книгой: быстрое снижение чтения до взрослого ребенка. Ученик сам начнет тянуться к книге в технических случаях, когда чтение идет легко, при отсутствии напряжения. Школьник, прочитавший лозунги, не взял на себя ответственность за книгу. Его интеллектуальная энергия расходуется на постепенное складывание букв и слогов слов, а из них текста в целом. В этот период он не затянулся, ребенку нужно помочь - научить его хорошо читать, помочь справиться с этой проблемой. Роль чтения вслух для детей подчеркивается во многих случаях, причем чтение вслух важно не только для младших школьников, но и в большинстве случаев для старших школьников. Родителям важно осознать, что они не имеют никакого значения и не должны оставаться в стороне от обучения детей, их приобщения к грамоте и чтению.
Семейное чтение – особенно важный нюанс в самостоятельном чтении. Когда чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, больной воспринимает и усваивает его. Впечатления, приобретенные в собственной семье, оказались своеобразной шкалой для переоценки, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.
В процессе формирования в чтении любви к чтению и читательской самостоятельности роль материалов превращает материалы в легкие детские книги из круга чтения, доступного младшим школьникам. Наименьшим количеством учебного материала для этой детской книги является обнаруженный предмет в единстве формы и содержания. Поэтому следует знать единичные и особые свойства книги: предмет; актуальное состояние, процессы и явления, наблюдаемые кружком чтения, доступным для младших школьников.
Специальный читательский кружок – это созданный для читателей том и перечень книг и выпусков, требующих широкого распространения при их разработке, рассмотрении и изучении, вызывающих беспокойство и индивидуальное внимание.
Круг чтения младших школьников систематизирован по довольно часто используемым параметрам: обычно - по темам чтения; жанровые разновидности; по отношению ко времени и пространству; соответствие требованиям, по характеристикам чистоты.
Все виды анализа доступны младшим учащимся читательского кружка, учителю нужно знать и знать профессионально, так как все анализы расчетные и не обращать внимания на то, какой из них может помочь начинающему читателю собрать и быстро, но последовательно расширить свои знания. собственный читательский кругозор, не рискуя выйти без всякой опасности из-за нахождения за пределами реальности, которую уже способен познать.
Необычайное возникновение круга чтения детских книг того времени, в котором живет читатель: мысли, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения, мы непременно должны думать о ее положительных эмоциях, положительном произведении, о плоде понимания содержания произведения. Создание кружка детского чтения Управление детским чтением. На этот счет существуют противоположные мнения. Одни считают, что управление детским чтением лишает их свободы выбора книг для чтения. Другие говорят о необходимости грамотной поддержки ребенка .
Детский кружок чтения не может быть платным. Наряду с чтением содержание зависит от образовательной программы, выполняемой в учреждении, распространенного домашнего, семейного чтения. Домашнее чтение – вариативная часть чтения, содержание которой зависит от воспитания, знания детской литературы, вкуса и возможностей родителей. Вариативность чтения играет положительную роль, поскольку сохраняется уникальность ребенка-читателя. Формирование детского читательского кружка считается серьезным и практически обязательным, требующим постоянного обновления. К нему нельзя подходить исключительно с педагогической точки зрения.
Попытки активизировать внеаудиторное чтение объясняются тем, что невозможно воспитать читателя, если в течение текущего года учащиеся используют для чтения только одну книгу - учебную хрестоматию, то есть книгу для общего чтения учителем и учащимися. . Не будет подходящего кругозора, эрудиции, то есть не возникнет исходный закон формирования чтения - закон познания книг. Детская книга в начальных классах учитывает те же воспитательные свойства, что и произведения, помещенные в антологию.
Формы организации внеклассного чтения в начальной школе различны:
- литературные кружки. Одним из обязательных критериев успешной работы литературного кружка является вариативность и разнообразие форм и видов работы, способствующих развитию творческих способностей, настраивающих учащегося в отношении к энергичному упорству. В этом кружке можно найти конкурсы, например, на лучший рисунок по прочитанному рассказу.
- уголок внеклассного чтения. Уголок внеклассного чтения располагается в определенном классе, то есть за ним закреплены определенные стеллажи, либо стол, на котором расположена детская литература. В основном это книги, которые оплачивают доставку в классе и мобильный фонд, который возможен в условиях школы. Все книги расположены по темам, которые определяются ярко выраженными разделителями, а внутри каждой темы по алфавиту. Кроме того, детям можно предложить работу в уголке чтения, например, участие в составлении книжных выставок по теме и жанру, порядок в уголке чтения (организация и сохранение книжного фонда).
- литературные игры. Существуют разные виды литературных игр, но все они таковы, что любая литературная игра почти всегда является игрой с литературным текстом. В начальной школе используются возможные виды литературных игр: викторины, литературные турниры, различные конкурсы и олимпиады, КВН и др.
Таким образом, в воспитании читательского кругозора у младших школьников на начальной ступени обучения важную роль учатся играть во множестве: обогащение учебного материала; включение младших школьников во внеурочное чтение.
3. Диагностика сформированности интереса к чтению у детей младшего школьного возраста
Коллекция книг для детского чтения и, соответственно, для формирования детской библиотеки файлов для чтения.
Психологические соображения - с учетом возрастных особенностей и восприятия современного дошкольника. Возрастные особенности - повышенная утомляемость, плохая концентрация и использование внимания, недостаточная память, отсутствие личного опыта.
Особенности восприятия художественного произведения - восприятие литературы на слух, восприятие событийной речи, более живое, эмоциональное восприятие поэзии, чем прозы, внеконтекстное восприятие искусства (в своих представлениях о восприятии в произведения, ребенок выходит далеко за пределы текста), наглядно-действующее (1-3 года) и наглядно-образное восприятие произведения (лучшее восприятие текста на основе представления, когда слово и образ дополняют друг друга в выражении впечатление), влияние нравственно-этических установок восприятия, среды, времени на восприятие художественного произведения (у ребенка воспроизведение произведения в зависимости от его нравственного опыта).
Педагогическое рассуждение - воспитательная масса произведений, ее доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.
Наличие литературных обоснований - все виды литературы: проза, поэзия, драматургия; наличие разных видов искусства: фольклор, художественная литература, разнообразие жанров: фольклорное (народные сказки, колыбельные, потешки, заговоры, приговоры, небылицы, народные детские песенки), литературное (авторские сказки, стихи и поэтические циклы, миниатюры , рассказы, рассказы, энциклопедии и другие научно-популярные жанры).
Историко-литературные выводы - обязательное наличие в библиотеке натуральной русской литературы и литературы народов мира. Необходимо: • тематическое разнообразие болезней: тематика детских игр и игрушек; тема - природа, живая природа; тема о встречах детей и взрослых, о встрече в детском коллективе, тема о дружбе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема родства, интернациональная тема; тема детства, тема чести и долга; военная тема, историческая тема; человек и техногенный мир; разнообразие имен авторов; сезонный принцип в подборе литературы для чтения.
Обязательные условия для выбора книг для детского чтения:
1. Идейно-художественные - произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, вкуса, труда, здоровья и счастья, мира и результата для всех.
2. Рассмотрен феномен – одни и те же писатели определяют большое количество ресурсов, где звучит родственная тема, появляются одни и те же персонажи, повторяются сюжеты, возникают художественные приемы.
3. Адаптированная литература - приспособленная для чтения: книга израсходована, пересказана, объем текста уменьшен, устарел, слово выходит из употребления после изменения, регулируемого количеством людей.
Для оценки уровня сформированности интереса к обучению у детей младшего школьного возраста нами были апробированы обязательные методики. Цель исследования - выявить уровень сформированности интереса к чтению у учащихся 3 класса. Для проведения исследования были определены следующие задачи: - разработать уровень и возрастную сформированность интереса к чтению у младших школьников, на основании выявленных признаков определяют уровни сформированности интереса к чтению; подобрать диагностический материал для определения сформированности интереса к чтению у младших школьников; осуществлять формирование сформированного интереса к чтению у младших школьников; - обработать результаты. Научная база – г. Екатеринбург, МАОУ лицей №12, 3 класс.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М., 2005.
2. Гусев Д.А., Фролов И.В., Артюхин О.И. О направлениях деятельности научной лаборатории дидактики сельской школы // Современные проблемы науки и образования, 2015. — № 4. — С. 264.
3. Гусев Д.А. Сельская школа: возвращение к истокам народного прикладного творчества // Фундаментальные исследования, 2014. — № 12-8. — С. 1742-1745.
4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие. — 2-е изд., дораб. — М.: Вентана — Граф, 2005. — 224 с.
5. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетентности младших школьников / Е. А. Жесткова, Л. В. Филиппова // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». — 2013. — №3 (10). — С.17-20.
6. Жесткова Е.А. К вопросу о художественном осмыслении исторической эпохи Иоанна Грозного / Е.А. Жесткова. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. — 2013. — № 4. — С.58-63.
7. Жесткова Е.А. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках литературного чтения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12
8. Жесткова Е.А. Мир детства и способы его воплощения в цикле рассказов В.И. Даля «Картины из быта русских детей» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2014. — № 2 (3). — С.34-38.
9. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа, 2003. — №1.
10. Акимова, А. Г. Читательская культура молодеж / А. Г. Акимова. – Санкт-Петербург, 2005. – № 35. – С. 15-17.
11. Архипова, О. И., Мороз, Е. Ю. Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных методических приемов на уроках литературного чтения / О. И. Архипова, Е. Ю. Мороз // Вестник научных конференций. – 2017. – № 4. – С. 8-9.
12. Бабанский, Ю. К., Победоносцев, Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. – М. : «Педагогика», 1980. – 80 с.
13. Бердиева, М. М., Чориева, С. Ч. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника / М. М. Бердиева, С. Ч. Чориева // Вопросы педагогики. – 2018. – № 1. – С. 16-18.
14. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : «Питер», 2008. – 398 с.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М. : «Юрайт», 2016. – 199 с.
16. Гнездилов, Г. В., Курдюмов, А. Б., Кокорева, Е. А. Возрастная психология и психология развития : Учебное пособие / Г. В. Гнездилов, А. Б. Курдюмов, Е. А. Кокорева. – М. : Современная гуманитарная академия, 2013. – 204 с.
17. Давыдов, В. В. Возрастная педагогическая психология / В. В. Давыдов. – М. : Академия, 2003. – С. 12-27.
18. Джежелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников / О. В. Джежелей // Начальная школа. – 1989. – №1. – С. 33-38. 60
19. Кац, Э. Э. Литературное чтение : 3-ий класс: учебник : в 3 ч. Ч. 1 / Э. Э. Кац. – М. : «Астрель», 2013. – 126 с.
20. Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Самостоятельное чтение младших школь¬ников: Теоретико-экспериментальное исследова¬ние. — М.: Педагогика, 1980. — 160 с.
21. Основы науки о читателе. — М.: «N6 Ма¬гистр», 1993. — 180 с.