Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Транспортные соглашения играют жизненно важную роль в установлении и укреплении экономических связей и российской рыночной экономики, способствуя ее интеграции в глобальный экономический ландшафт. Следовательно, изучение правовых аспектов транспортных договоров как никогда актуально. Такие исследования служат развитию и укреплению российского рынка в соответствии с международно признанными стандартами и достижениями в этой области.
В практическом применении, особенно в судебной практике, возникают многочисленные проблемы, связанные с правовой квалификацией договоров перевозки грузов и их сложной структуры. О значимости этих вопросов свидетельствует значительное количество споров, возникающих в связи с неисполнением обязательств, вытекающих из таких договоров. Эти споры подчеркивают практическую значимость и безотлагательность этих вопросов.
Целью исследования является анализ положений действующего международного и национального законодательства, регламентирующего транспортных обязательств.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие из договоров, заключаемых в транспортных правоотношениях.
Предмет исследования - правовые нормы, содержащиеся в актах международного и национального законодательства, регламентирующие правоотношения, возникающие по поводу осуществления транспортных перевозок грузов, перевозок пассажиров и багажа, экспедиции.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать нормативно-правовое регулирование транспортных обязательств в Российской Федерации;
2. Разобрать понятие транспортных обязательств;
3. Выделить классификацию транспортных обязательств;
4. Охарактеризовать договор организации перевозок грузов;
5. Охарактеризовать договор перевозки грузов;
6. Охарактеризовать договор перевозки пассажира и багажа;
7. Охарактеризовать договор транспортной экспедиции;
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из настоящего введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические положения о транспортных обязательствах
1.1 Нормативно-правовое регулирование транспортных обязательств в Российской Федерации
Транспорт является неотъемлемой и развивающейся отраслью экономической деятельности, которая обслуживает перемещение людей и товаров. Он включает в себя различные виды транспорта, каждый из которых адаптирован к конкретным потребностям и обстоятельствам.
Правовая база, регулирующая перевозки, в основном подпадает под действие Гражданского кодекса, включая правила, касающиеся грузов, пассажиров, багажа и других транспортных обязательств. Этот подход служит двум важным целям.
Во-первых, транспорт, являясь общественной деятельностью, связывающей разные части страны, требует единообразного регулирования. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральный транспорт, средства связи и информационные системы находятся в ведении государства . Следовательно, на транспортные обязательства распространяется значительная доля императивных норм частноправовых актов. Отклонения от этих норм допустимы лишь в том случае, когда ГК, транспортными уставами, кодексами или иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК). Во-вторых, транспортное регулирование должно быть комплексным, с учетом обширности страны, протяженности транспортных путей и сложности управления ими. Достижение комплексности предполагает объединение частноправовых и публично-правовых норм в рамках единого правового поля. Этот подход устанавливает единую систему управления каждым видом транспорта, определяет методы организации перевозок, определяет условия содержания транспортных средств, дорог и инфраструктуры связи, устанавливает права и обязанности сторон, участвующих в перевозках. Поэтому в соответствии со статьей 784 ГК РФ общие условия перевозок определяются транспортными уставами, кодексами и издаваемыми на их основании другими законами и правилами. Следовательно, регулирование перевозок в первую очередь подпадает под действие конкретных федеральных законов.
В настоящее время в Российской Федерации приняты и действуют четыре комплексных закона о транспорте, а именно:
а) Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК), действует с 19 марта 1997 г.
б) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (ТУЖД), действующий с 8 января 1998 г.
в) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ), действует с 30 апреля 1999 года.
г) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ), введенный в действие с 7 марта 2001 года.
Текущие проблемы, связанные с транспортными обязательствами, решаются посредством различных правовых актов, издаваемых Президентом и Правительством Российской Федерации. Наряду с кодексами, уставами и другими соответствующими актами значительную роль в нормативно-правовой базе транспорта играют нормативные акты, установленные Правительством Российской Федерации и транспортными ведомствами. Эти правила включают не только правовые нормы, но и технические стандарты для транспортных операций.
Для обеспечения согласованности судебной и арбитражной практики при разрешении транспортных споров жизненно важное значение имеют разъяснительные акты, содержащиеся в документах Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая активное участие России в мировом экономическом сообществе, все чаще используются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются в международных перевозках и служат образцами для стандартизации российского транспортного права.
1.2 Понятие транспортных обязательств
Транспорт - это самостоятельный сектор экономической деятельности, ориентированный на предоставление специализированных услуг по перемещению людей и товаров. В отличие от других отраслей транспорт не предполагает создания новых физических объектов. Его ценность заключается в экономическом эффекте от перевозки грузов, пассажиров и багажа в назначенные пункты назначения. Таким образом, транспортные отношения возникают, когда возникает необходимость перевезти предметы или людей через разные места с помощью транспортных средств. Как правило, в этих отношениях участвуют два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и физическое лицо, нуждающееся в транспортных услугах.
Эти отношения, регулируемые правовыми нормами, принимают форму обязательств по закону. Однако не все территориальные перемещения объектов или людей с использованием транспортных средств влекут за собой обязательство по перевозке. Такое обязательство обладает специфическими характеристиками.
Во-первых, он должен включать коммерческие сделки на справедливой основе. Технологическая транспортировка, которая относится к перемещению материалов или готовой продукции в пределах объекта с использованием собственных транспортных средств, не влечет за собой транспортной обязанности.
Во-вторых, метод движения является решающим соображением. Транспортировка предполагает пространственное перемещение товаров и лиц, находящихся «на» или «внутри» самих транспортных средств (например, на платформах, палубах, вагонах, кабинах и т. д.).
В-третьих, большая часть перевозок осуществляется общественными перевозчиками, специально созданными для предоставления транспортных услуг населению. Таким образом, перевозчик обязательством перевозки обязуется доставить груз или пассажира в указанное место, а отправитель обязуется вознаградить оказанные транспортные услуги.
Обязательство перевозки можно считать ядром транспортных обязательств. Транспортные обязательства охватывают предоставление транспортных услуг, связанных с транспортировкой или альтернативными способами перемещения товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. ст. 410.
4. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // СПС «Консультант плюс».
5. Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" от 24.07.1998 N 127 - ФЗ // СПС «Консультант плюс».
6. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»// СЗ РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 170.
Специальная литература
7. Бигус Г. А. Техническая диагностика опасных производственных объектов / Г.А. Бигус, Ю.Ф. Даниев // Наука. - 2010. - 418 с.
8. Витрянский В.В. Некоторые аспекты учения о гражданско-правовом договоре в условиях реформирования гражданского законодательства // Проблемы развития частного права: Сборник статей к юбилею Владимира Саурсеевича Ема / С.С. Алексеев, А.В. Асосков, В.Ю. Бузанов и др.; отв. ред. Е.А. Суханов, Н. В. Козлова. - М.: Статут, 2011.
9. Витте С. Ю. Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов. - Москва, 2013. - 292 с.
10. Войтенков А. И. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автотранспортом (комплект из 9 плакатов); Третий Рим - Москва, 2007. - 552 с.
11. Волкова М.А. Структура и состав договорных связей в договоре перевозки грузов / М.А. Волкова, Р.Р. Ленковская // Актуальные проблемы российского законодательства. - 2016. - № 15. - С. 22-28.
12. Выгодянский А.В. Гражданско-правовое регулирование договоров воздушной перевозки груза и пассажира: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2013. - 29 с.
13. Гражданское право. Часть вторая: Учебник / под ред. В.П. Мозолина. М: Юристъ, 2014.
14. Гражданское право: Учебное пособие / под ред. А.М. Гатина. 2-е изд., перераб. и доп. М: Дашков и К", 2017.
15. Остроумов Н.Н. Правовое регулирование фрахтования воздушных судов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1980. - 23 с.
16. Пфеффер А. Международные перевозочные документы // Российский бухгалтер. - 2014. - № 6. - С. 70-76.
17. Савин В. И. Перевозки грузов автомобильным транспортом / В.И. Савин, Д.Л. Щур // Дело и Сервис. - 2017. - 544 с.
18. Садиков О. Н. Правовое регулирование международных перевозок / О.Н. Садиков. - М., 2018. - С. 85.
19. Стародумова С.Ю. Ответственность и меры ответственности в гражданском праве России // Актуальные проблемы российского законодательства. - 2015. - № 12. - С. 138-151.