Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время среди работ, посвященных изучению прикладного искусства и теории художественного орнамента в частности, все большее внимание уделяется развитию символической концепции происхождения орнаментального искусства. Современные исследователи единодушны в понимании того, что «знаки, использованные в орнаменте, служили для выражения мыслей» [9, с. 87]. Системы знаков, используемых в том или ином регионе, являлись универсальным средством передачи разнообразной информации (в том числе рациональной и эмоциональной), что позволяло выражать (изображать) мысли, наполняя их разнообразными по характеру чувствами и переживаниями человека (общества).
Сегодня в теории и практике современного искусства происходит повышение интереса к вопросам символизации художественного языка и осознания специфики процесса символотворчества. Это связано с новым осмыслением возможностей символического восприятия культурного текста. Наукой доказано, что символам принадлежит особая роль в передаче культурной информации, в основе которой лежат многовековые традиции и философия творчества конкретного социума. Исследование культуры с точки зрения системы семиотических текстов сейчас особенно актуально, так как научное знание пришло к пониманию того, что «каждая культура предстает как всеобъемлющая система знаков и символов, обладающая собственным «языком», который обладает определенным функциональным и семантическим значением» [9, с. 14]. К этому следует добавить рост общественного интереса к возрождению национальных культурных традиций и, соответственно, возрождению и передаче следующим поколениям духовно-нравственных ценностей народа.
Осмысление народного искусства в сложившейся социокультурной ситуации с точки зрения философского осмысления культурного наследия, ставит исследователя перед необходимостью рассматривать объекты художественного творчества в качестве особого рода информационно-коммуникативных феноменов.
Соглашаясь с таким подходом применительно к изучению зооморфного орнамента, предлагается:
Объектом данного исследования считать мир зооморфного орнаментального искусства, стилизующего элементы животного мира, который становится ведущим мотивом для построения композиции в различных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Предметом данного исследования являются способы и формы трансформации и стилизации объектов животного мира в орнаментальные мотивы
Цель исследования — проследить этапы и формы трансформации зооморфного орнаментального мотива
Задача исследования — проанализировать и выявить закономерности трансформации объекта животного мира в орнаментальный мотив.
Способы исследования — изучение, сравнительный анализ, дедукция и индукция.
Актуальность обращения к языку зооморфного орнамента, рассматриваемого в контексте символотворчества в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, связана с тем, что художественный орнамент, представляющий специфический язык знаков (символов), является основополагающим элементом в системе передачи культурного наследия между поколениями людей различных исторических эпох, что представляется особенно плодотворным в контексте современного отношения к проблеме сохранения культурных традиций. Более того, картина мира, создаваемая посредством языка орнамента, предельно насыщенного знакообразующими элементами, представляет собой специфический инструмент, при помощи которого можно определить систему ценностных ориентаций определенного народа в конкретный период развития его культуры.
Данные, полученные в процессе изучения теоретической основы структуры зооморфных орнаментальных композиций, а также в результате практического использования полученного опыта, могут быть по аналогии использованы при изучении как растительного орнамента, так и зооморфных орнаментов других народов и народностей.
Структура работы представляет собой сочетание теоретического и практического материала, введения и заключения. В третьей главе представлены результаты практического решения проблемы. Завершает работу список использованной литературы и Интернет источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асанова А.Е. Народный орнамент как источник этногенеза // Мир науки, культуры, образования. 2011. No 4 (29). С. 325–329.
2. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010. 335 с.
3. Бесетаев Б.Б. История изучения конского снаряжения кочевников восточного Казахстана скифо-сакского времени. Новосибирск, 2014 ;Выборнов А.В. Реконструкция конского снаряжения населения среднего Енисея позднего Средневековья – начала Нового времени. Новосибирск, 2009 ; Стародубцев М.В. Комплекс конского снаряжения Переволочанского курганного могильника (по материалам раскопок 2007 года) // Вестник Челябинского государ- ственного университета. История. Вып. 35. 2009. No 32. С. 29–33.
4. Бообек уулу Болот. Традиционные обряды и верования кыргызов, связанные с конским снаряжением // Мир Евразии. 2015. No 1 (28).
5. Воронятов С.В. О назначении сарматских тамг в церемониальном конском снаряжении // Боспорский феномен: греки и варвары на евразийском перекрестке. М., 2013.
6. Головнев А.В. Кочевье, путешествие и неомонадизм // Уральский исторический вестник. 2014. No 4 (45). С. 121–126.
7. Лазутина Татьяна Владимировна ЗООМОРФНАЯ СИМВОЛИКА: СИМВОЛ КОНЯ В ЯЗЫКЕ ОРНАМЕНТА // [электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/zoomorfnaya-simvolika-simvol-konya-v-yazyke-ornamenta/viewer// (дата обращения 24.05.2023)
8. Исаев Г.Г. Код орнамента: графема vs фонема // Декоративное искусство стран СНГ. 2014. No 1. С. 81–85
9. Осмонова Н.И. Традиционная культура кыргызов как текст и знаково-символическая система // Вестник КРСУ. 2015. Т. 15, No 2. С. 12–16.
10. Шарабарина С.Г. Зооморфные образы в культуре финно-угорских народов Костромского края // Вестник МГОУ. История и политические науки. 2012. No 1. С. 11–15.
11. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. Харьков, 2001 ; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997 ; Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. М., 2005 ; Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева. М., 2000.
12. Ямилова Р.Р. Семантика зооморфных изображений на тканях и атрибутах костюма эпохи Золотой Орды [Электронный ресурс] // Золотоордынское наследие. 2009. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22708558 (дата обращения: 25.05.2023).
13. Ямилова Р.Р. Семантика зооморфных изображений на тканях и атрибутах костюма эпохи Золотой Орды // Золото-ордынское наследие : сб. ст. 2009. Вып. 1. С. 463–471.