Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Спрос и предложение - два фактора, которые дают жизнь рынку, формируют в экономике уровень цен на това-ры и услуги. Поведение же самой фирмы, выбор объемов производства, размеров спроса на ресурсы и объемы предложения собственных товаров зависят от типа рынка, на котором она действует. Более мощным факто-ром, диктующим общие условия функционирования того или иного рын-ка, является степень развития на нем конкурентных отношений.
Конкуренция в рыночной экономике неизбежна, что определяется наличием частной собственности и обособленностью экономических инте-ресов субъектов хозяйствования. В России происходит ежегодное увеличе-ние предприятий и организаций различных форм собственности, что сви-детельствует о ежегодном увеличении конкуренции в многообразных сфе-рах жизнедеятельности общества.
Целью курсовой работы является изучение особенностей регулиро-вания рыночной конкуренции в различных странах. Достижение постав-ленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Раскрыть понятие, сущность конкуренции и конкурентной среды;
2) Рассмотреть факторы конкурентной среды;
3) Изучить особенности регулирования рыночной конкуренции в РФ;
4) Проанализировать особенности регулирования рыночной конку-ренции в зарубежных странах.
Для проведения исследования применялись методы анализа, синтеза, классификации, обобщения, системный методы.
Теоретической и методологической основой исследования явля-ются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвящен-ные вопросам конкуренции (И.К. Беляевский, А.Н. Варламова, Е.Н. Луц-кая, Л.П. Куранов, Г.М. Гукасьян).
Также в рамках данной курсовой работы использовалась аналитиче-ская, научная литература, содержащая информацию об объекте исследо-вания – И.К. Мамонов.
Помимо этого, акцентировалось внимание и на периодических изда-ниях - С.П. Шубин, А.Б. Суворин.
Использованы публикации в периодических изданиях - таких, как электронный научно-практический журнал «Конкуренция и право», «Кон-куренция и рынок», которые целесообразно использовать в процессе изу-чения конкуренции и ее факторов в коммерческой деятельности.
При написании курсовой работы применялись такие источники, как федеральные законы, кодексы, а также Интернет – источники.
1. Теоретические аспекты конкуренции
1.1 Понятие и сущность конкуренции
Взаимосвязь между спросом и предложением, а также, функционирование ценового механизма осуществляется на рынке в условиях конкурентной борьбы.
Конкуренция (в переводе с латинского – «сходиться», «сталкиваться») представляет собой экономическое соперничество, состязание продавцов и покупателей за получение макисмального дохода [6, с. 26].
В широком смысле «конкуренция» - компонент рыночого механизма, обеспечивающий взаимосвязь хозяйствующих субъектов в ходе производственной деятельности, купли и продажи товаров и услуг[11, с. 44]. В узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество единичных компаний разных отраслей за наиболее выгодные условия функционирования на рынке, а также за получения максимального дохода[20].
Конкуренция, согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее — ФЗ «О защите конкуренции») — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [4, ст.4].
Производители товаров желают дешевле их произвести и макимально дороже их продать, наемные работники – получить наибольшую зарплату, потребители – купить качественный товар по доступной цене. В столкновении данных интересов и проявляется сущность конкуренции[15. с. 112].
Главный нормативно-правовой акт, регулирующий конкуренцию – Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. Согласно данному закону, конкуренция – «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самосоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возмжность каждого в одностороннем порядке влиять на общие условия обраения товаров на конкретном рынке»[3, ст. 4].
Создание благоприятных конкурентных отношений связано с оздоровлением экономики РФ, обеспечением ее успешного развития. В связи с этим, конкуренция закреплена в ст. 8 Конституции РФ, как одна из конституционных основ[1, ст. 8].
ГК РФ рассматривает конкуренцию, как «принцип реализации имущественных, а, следовательно, - и товарных отношений». В статье 10 ГК РФ определяется, что не подлежат защите права, когда они применяются в нарушение конкуренции[2,ст. 10].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. //Консультант Плюс
2. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994 года//Консультант Плюс
3. Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите кон-куренции»// Консультант Плюс
4. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирова-ния команды/ В.В. Авдеев. М.: Наука, 2016. - 544 с.
5. Суворин, А.Б. Конкуренция в коммерции/А.Б. Суворин// Жур-нал «Конкуренция и рынок». – 2015. - № 3. – С. 15 – 18.
6. Шубин, С.П. Антимонопольное регулирование/ С.П. Шубин// Журнал «Конкуренция и право». – 2016. - № 2. – С. 29-33.
7. Беляевский, И.К. Коммерческая деятельность/ И.К. Беляевский. – М.: Наука, 2013. – 256 с.
8. Варламова, А.Н. Правовое регулирование конкуренции в Рос-сии/ А.Н. Варламова. - М.: ЛИГА, 2014. – 314 с.
9. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория/ Г.М. Гукасьян. – СПб.: Питер, 2014. – 405 с.
10. Кинев А.Ю. Взаимодействие антимонопольных органов с ор-ганами внутренних дел - важный фактор повышения эффективности борь-бы с картелями // Юридический мир. 2014. N 5. С. 16 - 20.
11. Крамкова Т.В. Регулирование деятельности субъектов есте-ственных монополий в ФРГ и Европейском союзе (на примере энергетиче-ского сектора) // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2015. N 4(45)
12. Куранов, Л.П. Курс экономической теории: учебное пособие – 4-е изд. – М.: Вуз и школа, 2014. – 302 с.
13. Луцкая, Е.Н. Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно-развитых странах/ Е.Н. Луцкая. – М.: ЛИГА, 2014. – 214 с.
14. Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и полити-ка. В 2 т.: Пер. с англ. 16-го изд. – М.: Республика, 2014. – 604 с.
15. Михайлушкин, А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2014. – с.324.
16. Оводов А.А. Правовое регулирование в сфере защиты конку-ренции в Федеративной Республике Германия и в Англии: актуальные во-просы // Конкурентное право. 2014. N 4. С. 29 - 32.
17. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность/ Ф.П. Половцева. – М.: Норма, 2014. – 212 с.
18. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов ву-зов/Под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. - 448 с.
19. Экономическая теория: учеб. для студентов высш. Учеб. заве-дений/ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 654 с.
20. Юданов, А.В. Конкуренция. Теория и практика/ А.В. Юданов. – С-Пб.:Пресса, 2014. – 366 с.
21. Якубов, Р.С. Правоведение: Учебное пособие для студентов/ Р.С. Якубов. - Челябинск, 2015. – 325 с.
22. Влияние конкуренции на коммерческую деятельность. Режим доступа: http://psyera.ru (дата обращения 04.05.2018)
23. Коммерческая деятельность. Режим доступа: http://www.economy (дата обращения 04.05.2018)
24. Конкуренция и коммерция. Режим доступа: http://www.economy-web.org (дата обращения 04.05.2018)
25. Конкуренция в коммерческой деятельности. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru (дата обращения 24.10.2017)