Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется как теоретической, так и практической значимостью вопросов, связанных с функционированием механизма правового образования. В современной России уровень правовой культуры граждан в среднем остается достаточно невысоким. Наличие различных форм деформации правосознания среди рядовых граждан, а также лиц, наделенных властными полномочиями, не является редкостью в российском обществе. На сегодняшний день правовое образование является одним из наиболее эффективных средств повышения уровня правовой культуры и правовой грамотности граждан. В теоретическом плане тема представляется актуальной в связи с тем, что вопреки высокой степени значимости исследуемого явления, вопросы, затрагивающие механизм его функционирования, остаются недостаточно полно изученными. В связи с этим возникает необходимость в углублении знаний о правовом образовании как явлении государственно-правовой действительности, формулировании положений о механизме его распространения, его уровнях и функционировании. В практическом плане определение структуры, а также выявление закономерностей и особенностей функционирования механизма правового образования позволяет оптимизировать процесс массового и целенаправленного распространения правовых установок, идеалов и ценностей среди населения для выработки наиболее эффективных методик повышения уровня правовой грамотности и правовой культуры населения, и, как следствие, повысить уровень правовой культуры в стране.
Объектом исследования в рамках данной работы следует считать просвещение как один из наиболее эффективных инструментов воздействия на общественное мнение, обеспечивающих формирование и укоренение среди широких масс определенных взглядов, идей, принципов, в связи с чем, предметом исследования станет правовое образование как особый правовой феномен, обеспечивающий распространение правовых принципов и идей, а также формирование у объекта воздействия моделей правомерного поведения и, как следствие, повышение уровня правовой культуры в обществе.
Целью исследования является выявление структуры и механизма функционирования правового образования как системного целенаправленного явления.
Поставленная цель связана с решением следующих задач:
формулировка понятия правового образования как особого феномена и, соответственно, определение его сущностных признаков.
выявление и характеристика видов и уровней правового образования;
определение функций правового образования как особого явления;
проведение отграничения правового образования от смежных явлений (правовой идеологии, правового воспитания, правовой культуры);
определение понятия механизма действия правового образования;
в результате проведения структурно-функционального анализа исследуемого феномена выявление элементного состава, закономерностей и специфики функционирования правового образования как особой идеологической системы.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы, такие как: анализ, системный и функциональный подходы, сравнение - при исследовании сущности правового образования как явления, а также рассмотрении функционирования его механизма действия, а также частно-научные методы теории государства и права - исторический, структурный, формально-юридический - при определении правовых категорий, а также выявлении структурных составляющих механизма правового образования.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и сущность гражданско-правового образования населения
Способствовать становлению гуманистически ориентированной личности, обладающей чувством собственного достоинства, осознающей высокую ценность свободы и демократии, граждански активной и уважающей свои права и свободы, а также права и свободы других людей, умеющий защищать эти права, обладающей юридическими знаниями, необходимыми ее интеграции в окружающий мир и успешной реализации жизненных планов - таковы основные принципы правового образования личности.
Правовое образование является частью более общей системы образования.
Правовое образование - сложно-собирательное понятие, которое включает в себя правовое воспитание и правовое обучение.
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому .
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Всеобщая Декларация прав человека: принято Генеральной Ассамблей ООН 10.12.1948 // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - 07.06.2013.
3. Айзенберг А.М. Задачи и формы правового и нравственного воспитания подростков / А.М. Азенберг. - М., 1987. - С. 28.
4. Балюк В.А. Правовое воспитание учащихся / В.А. Балюк. - Новосибирск, 1986. - С. 53-55.
5. Бим Бад Б.М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим Бад, А.В. Петровский // Педагогика. - 1996. - № 1. - С. 7-8.
6. Галимов М.М. Направленность и содержание правовоспитательной деятельности / М.М. Галимов. - М., 1976. - С. 1.
7. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор // Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. - М.: Университетская книга, 1997. - № 4. - С. 27.
8. Красавчикова Л.О. Юрист XXI века: реальность и перспективы: материалы Всерос. Науч.-практич. Конф. (19-20 апреля 2001, г. Екатеринбург) / Л.О. Красавчикова. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮО, 2002. - С. 75.
9. Леонтьева Т.Н. Вопросы деятельности трудовых коллективов в свете современной теории права / Т.Н. Леонтьева. - М., 1976. - С. 18.
10. Мазаев В. Юридическое образование в школе / В. Мазаев // Педагогика: теория; системы; технологии. - М., 1998. - С. 124-126.
11. Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе / В.А. Они- щук. - К., 1976. - С. 91-96.
12. Основы потребительских знаний: учебник / Под ред. Е. Кузнецовой. - М., 1997. - С. 11.
13. Основы права и государства: учеб. пособие / Под общ. ред. В.М. Ша- фирова; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2000. - С. 98.
14. Побежимова Н.И. Актуальные проблемы юридического образования в России / Н.И. Побежимова // Юридическое образование и наука. - 2003. - № 4. - С. 2.
15. Потопейко Д.А. Правовое воспитание и социальная активность населения / Д.А. Потопейко. - К., 1979. - С. 213.
16. Сафронов В.В. Правосознание гражданина: дисс. ... канд. юрид. наук. - Красноярск, 2004. - 242 с.
17. Сахипова, Л. А. Проблемы формирования правосознания студентов педагогических вузов: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / Л. А. Сахипова. - Алма-Ата, 1989. - С. 7.
18. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс / А.П. Семитко. - Екатеринбург, 1996. - С. 224.
19. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: курс лекций / А.М. Сто- ляренко. - М.: Тандем; Экмос, 2000. - С. 7.
20. Суворова Н.Г. Подготовка учителей к преподаванию основ права в школе: метод. пос. для педагогических менеджеров / Н.Г. Суворова, А.Ф. Никитин. - М.: Политекс, 1999. - С. 26.
21. Терский В.Н. Клубные занятия и игры в практике А.С. Макаренко / В.Н. Терский. - М., 1956.
22. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. - М., 1985. - С. 94.