Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Глобальная экономика и информационное общество решают вопрос образовательной методики: чему учить сегодня и главное как. В условиях информационного роста и серьезных изменений и повышения требований к работникам необходимо передавать не знания-информацию, которые по своей сути являются репродуктивными, а шаг вперед - формировать знания-мышления, которые являются действительно продуктивным ресурсом. учить не системно, а планомерно, то есть умение самостоятельно переходить от одной хорошо усвоенной части предметной области к другим частям, видя проблему в целом в том или ином порядке.
Человек теперь не только фактор производства, но и фактор производства. Человеческий капитал, в свою очередь, можно рассматривать как совокупность знаний, способностей и квалификаций, играющих жизненно важную роль как средств производства и его элементов.
Процесс развития этой экономики заключается в увеличении запаса мощности и комплекса потребностей человека, что позволяет рассчитать экономическую эффективность образования в обществе.
Цель данной работы изучить особенности становления экономического образования в России и современный этап развития.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
1. изучить исторические аспекты становления экономического образования в России;
2. рассмотреть экономическое образование зарубежный опыт и практика изучить развитие и современное состояние экономического образования в России;
3. проанализировать формирование основ экономической культуры школьников в учебной деятельности.
Основными методами исследования, использованными в данной работе, были монографический метод (анализ научной и учебной литературы), метод анализа (анализ и обобщение данных СМИ и официальных отчетов), логика (информация, полученная из формулировок выводов) и другие методы.
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы из экономических журналов.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
1. Исторически экскурс становления экономического образования в России
1.1 Исторические аспекты становления экономического образования в России
Образование является одним из ключевых факторов, определяющих динамику общественного развития. В первую очередь образование влияет на человека, влияет на его формирование как личности, как специалиста. «Образованные, творческие, здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России в этом веке и в веках грядущих».
Современный этап российского общества характеризуется массовизацией высшего образования. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 58% россиян считают, что «образование — это социальное повышение, обеспечивающее карьерный успех и достижение жизненных целей».
Министр высшего образования и науки подтвердил: В системе высшего образования высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций в Российской Федерации в 2020 году будет обучаться 4 049 333 человека, получающих высшее образование в высших учебных заведениях, в том числе 2 773 381 магистрантов, 505 537 магистрантов по этой специальности обучается 770 415 студентов. Из 2 773 381 студента бакалавриата 240 692 человека (8,7%) были направлены на профессиональное образование по квалификационному направлению экономики [10, с.98].
Стоит отметить, что путем анализа данных количества студентов, поступивших в высшие учебные заведения в 2020 году, можно сделать вывод, что 38.03.01 «Экономика» является одним из самых популярных направлений у абитуриентов и их родителей после юриспруденции. Такая склонность выпускников школ к выбору профессиональной деятельности в области экономики свидетельствует о востребованности этой профессии. Одна из причин, по которой выпускники выбирают экономические специальности, заключается в том, что после окончания колледжей и университетов открывается много возможностей для трудоустройства. После изучения экономики выпускники вузов имеют возможность найти работу в различных сферах, таких как торговля, образование, строительство, производство. Однако конкуренция за молодых специалистов-экономистов на рынке труда высока, а работодатели предъявляют высокие требования к выпускникам вузов.
В 2020 году в России были введены новые стандарты экономического образования. Это связано с возрастающими требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки будущих специалистов-экономистов, в частности с усилением связи между теоретическими знаниями и практической подготовкой в профессиональной деятельности [7, с.140].
Анализ экономического образования в России позволяет определить этапы его становления.
В 1772 году в России появилось первое коммерческое училище. Владелец горнодобывающей компании P.A. и меценат Демидов пожертвовал 205 000 рублей «для того, чтобы на эти средства открыть бизнес-школу».
Российское бизнес-образование составляет основу современного экономического образования. «Стал одним из инициаторов бизнес-образования до середины XIX века. В нашей стране оно практически не развивалось. В России бизнес-школы нумеруются единицами, просто средними»[12]. В 1799 году школа переехала из Москвы в Петербург и приобрела императорский статус. Школы стали готовить работников для казначейства.
Экономическая реформа С.Ю. Витте указал на экономическое развитие России, особенно на развитие тяжелой промышленности, укрепление рубля, развитие железных дорог, развитие частных предприятий и банковского дела, и выявил нехватку специалистов в этих областях. поле. В этот период процветали бизнес-школы. «Первые коммерческие школы относились к разряду средних учебных заведений, где преподавались бухгалтерский учет, делопроизводство, деловая переписка, торговые и вексельные уставы, хозяйственная география, товароведение»[6, с.98].
9 мая 1894 г. был издан указ, согласно которому «новые коммерческие училища должны находиться в ведении Министерства финансов». Это обеспечивает финансовую устойчивость учебных заведений и способствует увеличению их количества. Развитие профессионального образования в России, одним из которых было бизнес-образование, было обусловлено постановлением правительства 1896 г., которое «было первым законодательным актом». В 1896 г. было 13 коммерческих школ, а пять лет спустя по всей стране - 119 таких учебных заведений.
В 1880-х годах в Москве было основано Александровское коммерческое училище. Это среднее профессиональное учебное заведение, которое готовит молодых людей к финансовой деятельности, независимо от их социального положения. После революции 1918 года школа была закрыта. В том же 1883 г. был издан Устав университета, который предусматривал автономию университета, выборность президента, профессоров, учреждение университетского совета. Некоторые школы получают статус высших учебных заведений [7, с.63].
После революции 1917 года, Первой мировой и Гражданской войн раздача продовольствия для снабжения города хлебом привела к негативному отношению к большевистской экономической политике. Главной задачей образования в то время была ликвидация неграмотности.
В то же время 2 марта 1918 года для подготовки специалистов в области экономики и финансов был открыт первый профильный вуз — Московский финансово-экономический институт.
С момента принятия Первым съездом КПСС в 1928 году Первого пятилетнего плана (б) экономическое развитие вступило в новый этап, целью которого является подготовка талантов для развития социалистической плановой экономики в кратчайшие сроки.
С 1930-х гг., с индустриализацией и развитием металлургии и машиностроения. Обществу нужны рабочие. В связи с этим было принято решение обеспечить высшие и средние учебные заведения квалифицированными кадрами, способными готовить новые поколения специалистов.
После Великой Отечественной войны страна восстанавливалась после потерь, и плановая экономика вновь стала основой общественного развития. По сравнению с рыночной экономикой воспитание талантов в области экономики осуществляется в небольшом количестве вузов. «В 1977 году в СССР было 883 хозяйственных учреждения, из которых функционировало только 36» [20, с.163].
В этот период в зависимости от вуза были созданы специализированные экономические университеты для подготовки специалистов в области экономики. Сначала основной формой обучения студентов были дневные формы обучения, позже появились заочная и вечерняя формы обучения. Методологическую основу социалистического экономического образования составляла политическая экономия, формировавшая в то время мировоззрение студенчества. "Общие предметы для всех экономических специальностей: история КПСС, марксистско-ленинская философия и научный коммунизм, история народного хозяйства, советская и зарубежная экономическая география, технические курсы по отдельным профессиям, иностранные языки и т.д."
«Постановление ЦК КПСС об усилении экономического образования трудящихся», принятое 31 августа 1971 г., призвано придать новый импульс развитию образования в высших и средних экономических сферах. Базовые экономические знания были необходимы всем гражданам СССР, и экономическая подготовка стала важным аспектом процесса подготовки молодых специалистов. Кроме того, в то время в СССР обычной практикой стала подготовка экономистов для стран Латинской Америки и Африки.
Период 1990-х годов можно охарактеризовать как переход от плановой экономики к рыночной. Период был непростым для населения: падение уровня жизни, гиперинфляция и нестабильность на рынке труда. В то же время стало быстро расти экономическое образование, особенно изменилось количество учреждений профессионального образования. Начали появляться новые университеты для экономистов. Практически каждый вуз страны готовит экономистов. Экономика стала одной из самых
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтунина В.В., Алтунина А.И. Роль образования в экономическом развитии страны // Креативная экономика. - 2019. - Т. 13, № 11. - С. 2159-2168.
2. Ащеулов В.А., Обиденко В.И. Эволюция государственных образовательных стандартов высшего образования // Актуальные вопросы образования. 2018. - № 1. – С. 28- 33.
3. Бакалавр: микроэкономика: электронный обучающий курс /Под ред. проф. Юданова А.Ю. - М.: КНОРУС, 2018.
4. Гарманова Ольга Юрьевна Экономическое школьное образование: история и реальность // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-shkolnoe-obrazovanie-istoriya-i-realnost (дата обращения: 02.06.2023).
5. Горбашко Е.А. Обеспечение качества образования в устойчивом развитии экономики // Эффективные системы менеджмента — гарантии устойчивого развития. - 2016. - Т. 1, № 5. - С. 7-17.
6. Гребнев Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов // Высшее образование в России. - 2011. - № 11. - С. 29-41.
7. Дробышев М. На пути к стандартизации экономического образования // Школьный экономический журнал. 2019. № 1.
8. Думная Н.Н., Эскиндарова МА. Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат. - М.: Кнорус, 2019 - 454 с.
9. Егорычев А.М. Система образования в эпоху глобализации: необходимость управления ее процессами и тенденциями / А.М. Егорычев, Т.К. Ростовская, Р.Л. Калимжанова // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской, Ю.А. Зубок. - М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. - Т. 5. № 1. - С. 152-164.
10. Калинина И.А. К вопросу о психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Актуальные проблемы психологического знания. Сборник научных трудов. - М.: Изд-во МГОУ, 2017. - Вып.4. - С.127-129
11. Кураков Л.П., СоболеваЕ.Н., Якимов В.Н. Экономическое образование и воспитание школьников / под ред. В.Н. Якимова. - М.: Просвещение, 2022. - 144 с.
12. Лаптева Е.В. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-2. – С. 96-105;
13. Любимов Л.Л. Самая непростая проблема российского образования // Вопросы образования. 2019. № 4. С.11-26.
14. Маликов, Р. Ш. Экономическое образование в ХХI веке / Р. Ш. Маликов, Е. А. Кудашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62676/ (дата обращения: 02.06.2023).
15. Михеева С. А. Становление школьного экономического образованимя // Вопросы образования. — 2020. — № 2. — С. 136–151.
16. Мицкевич А. Школьное экономическое образование: что сделано и что делается /краткий очерк// Росс.эконом.журнал.2019. № 1.
17. Пахомова Л.И. Влияние интеграционных процессов в Европе на образовательную систему России и оценка их последствий // "Глобализация. Философские, экономические, социальные, технические аспекты: межвузовский сборник научных статей: Санкт-Петербургский госуниверситет водных коммуникаций, Мурманский филиал, - Мурманск: изд-во МФ СПГУВК, 2020
18. Пахомова Л.И. Модернизация системы непрерывного образования в условиях глобализации // Третья Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов и студентов (17 мая 2007 года)"Актуальные проблемы социально-экономического развития России", - СПб: изд-во НОУ ВПО "Институт бизнеса и права", 2021
19. Полякова В.А. Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование //Педагогика. 2018. № 4.
20. Раков, А. Е. К вопросу об истории школьного экономического образования в России / А. Е. Раков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (14). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2642/ (дата обращения: 02.06.2023).
21. Резника С.Д. Высшее образование в России: вызовы времени и взгляд в будущее: монография / под ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 610 с.
22. Романова Н.И. Углубленное изучение экономики в школе // Школа и производство. 2019. № 5.
23. Чуяко, Е.Б. Структурно-содержательная модель профессионально ориентированной математической деятельности студентов экономических специальностей вузов // Содержание образования в условиях информатизации общества: научно-методический сборник. - М.: Изд. АСОУ, 2018. - С.24-27
24. Шишкин Михаил Владиславович, Мисько Олег Николаевич Экономическое образование в современной России: тенденции и перспективы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2017. №3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-obrazovanie-v-sovremennoy-rossii-tendentsii-i-perspektivy (дата обращения: 02.06.2023).