Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из актуальных проблем теории и практики спортивной подготовки дзюдоистов является проблема изучения и эффективного использования технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности.
На содержание спортивной подготовки юных дзюдоистов влияют нормативные документы регулирования национальной системы спортивной подготовки; содержательные аспекты развития дзюдо в мире; тенденции совершенствования тренировочной деятельности дзюдоистов.
Дзюдоисты осваивают технику избранного спорта на определенном уровне, характеризующем степень освоенности действия. Двигательное умение и навык отражают уровень владения дзюдоистами техническими действиями. Формирование двигательного умения и навыка требует от дзюдоистов активного участия в учебно-тренировочном процессе, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия выполнения действия, а также формирует основы управления движениями.
Стремление юных дзюдоистов к высоким спортивным результатам необходимо реализовывать параллельно с технико-тактическим совершенствованием.
Подготовка резерва для национальной команды требует совершенствования системы управления тренировочным процессом юных дзюдоистов.
В связи с этим необходимо учитывать закономерности становления спортивного мастерства и использовать современные подходы к обучению, воспитанию и тренировке юных дзюдоистов с учетом их индивидуальных способностей и возможностей.
Признаки того, что техника освоена дзюдоистами на уровне двигательного умения, заключаются в следующем: а) постоянная концентрация внимания на составляющих действие операциях; б) нестабильность результата действия, изменчивость техники действия, возникновение нарушений в технике исполнения под влиянием сбивающих факторов; в) низкая слаженность движений, приводящая к относительно невысокой скорости выполнения технического действия во времени.
Несмотря на то, что дзюдоисты могут успешно освоить достаточно много технических действий до стадии умения, навык сформировать очень сложно.
Технико-тактическая подготовка в дзюдо – основа спортивного совершенствования. Фундамент этого вида подготовленности закладывается у юных спортсменов. В большинстве случаев обучение технике и тактике строится методом проб и ошибок. Нарабатываются варианты технико-тактических действий и в условиях противоборства, чаще соревновательного, определяется их пригодность. Если варианты не удовлетворяют требованиям деятельности (победа не достигнута), то техника корректируется. Такой подход занимает длительное время и не имеет временных границ.
Для эффективной организации технико-тактической подготовки тренеру необходимо рассмотреть теоретические основы ее организации, основанные на многолетних практических исследованиях.
Цель исследования: изучение возрастных особенностей совершенствования двигательных способностей в избранном виде спорта (дзюдо).
Объектом нашего исследования явился учебно-тренировочный процесс в учебно-тренировочных группах дзюдоистов.
Предмет исследования – особенности формирования двигательных действий дзюдоистов.
1. Система технико-тактической подготовки
Ведущие специалисты по теории и методике спорта Ф. П. Суслов и Ж. К. Холодов понимают под спортивно-технической подготовкой степень освоения спортсменом системы движений (техника вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов (Теория.., 1997).
Требования к технике: результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность (В. Б. Шестаков, С. В. Ерегина, 2008).
Техническая подготовленность (по В. Н. Платонову) – степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов, рассматривается в единстве с другими видами подготовки (2005).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреев, В. М. Классификация техники дзюдо / В. М. Андреев, Г. С. Туманян // Теория и практика физической культуры / В. М. Андреев. – 1975. – № 12. – С. 13–17.
2. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. – М. : Медицина, 1975. – 447 с.
3. Арсланов, В. А. Формирование двигательных навыков у юных борцов на основе второго типа ориентировки / В. А. Арсланов, В. П. Мерликин // Тезисы V научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. – М., 1972. – С. 89–90.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания : учебник для вузов / Б. А. Ашмарин. – М. : Просвещение, 1979. – 357 с.
5. Башлыков, Ю. И. Опыт и использование психологических особенностей формирования двигательных навыков при обучении спортсменов (на примере бега на короткие дистанции) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. И. Башлыков. – Тарту, 1978. – 27 с.
6. Белов, В. С. Совершенствование технического мастерства юных борцов / В. С. Белов, О. П. Юшков. – М. : Союзспортобеспечение, 1975. – С. 11.
7. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М. : Физкультура и спорт. – 1991. – 288 с.
8. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. – М. : Медицина, 1966. – 420 с.
9. Берхаием, А. Биомеханизмы как основа развития биомеханики движений человека / А. Берхаием и др. // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 7. – С. 6–10.
10. Борьба дзюдо / Я. К. Коблев, М. Н. Рубанов, В. М. Невзоров. – М. : Физкультура и спорт. – 1987. – С. 68–110.
11. Быченкова, М. Г. Двигательная деятельность в неразрывности психических и физиологических аспектов / М. Г. Быченкова и др. // Теория и практика управления образовательным и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы. – СПб. : БПА, 2009. – С. 122–126.
12. Варакин, А. П. Последовательность обучения и организационно-методические формы проведения упражнений в фехтовании: Методические разработки для студентов и слушателей факультета усовершенствования ГЦОЛИФКа / А. П. Варакин. – М. : ГЦОЛИФК, 1989. – 42 с.
13. Вахун, М. Дзюдо. Основы тренировки / М. Вахун. – Минск : Полымя, 1983. – 127 с.
14. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : в 2 ч. – Ч. I : Введение в общую теорию физической культуры : учебник для высших спец. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. – М. : РГАФК, 2002. – С. 51–62.
15. Моргунов, Ю. А. Влияние длины тела противника на двигательную структуру атакующих действий в борьбе дзюдо / Ю. А. Моргунов // Теория и практика физической культуры. – 1980. – № 9. – С. 24–29.
16. Моргунов, Ю. А. Исследование пропорций тела дзюдоистов различной квалификации / Ю. А. Моргунов // Теория и практика физической культуры. – 1981. – № 6. – С. 21–23.