Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Возрастные особенности младшего школьника
Дети, учащиеся в начальной школе, находятся в разных условиях обучения - у них разные успехи в учебе, умственные способности, образование, манеры поведения. Некоторые из них живут в благополучных семьях, а другие - в семьях с плохой экономической ситуацией и низким уровнем развития. Но все они находятся в одном возрасте и имеют некоторые общие черты в психологическом развитии.
На первых порах учебы в школе дети сталкиваются с одним учителем, который обучает их всем предметам (за исключением рисования, пения и физкультуры). Это учительница, которая занимается их воспитанием, их формированием. Однако, отношения детей к учителю находятся в процессе формирования, они ощущают его сильные и слабые стороны, прислушиваются к его словам и исполняют его требования.
Наконец, психологические особенности возраста детей, такие как наивность, вера в истинность всего, что им говорят, имитация и доверчивость в исполнении требований - все это очень важно для начального обучения в школе, и является ключом к обучаемости и развитию детей. Дети начальных классов реагируют ярко на каждую мелочь - шутку, интересный пример, новую информацию. Они всегда активны и заинтересованы в уроке. Изучение наличия этих черт у учеников позволяет понять их психологию и помочь им в обучении и воспитании [5].
Заводящаяся детвора, всегда готовая к экспериментам и действиям, вносит необыкновенную энергию и динамику в учебный процесс. Открытые к новым впечатлениям, младшие школьники откликаются на все, что происходит вокруг с неподдельным интересом. Сильный импульсивный фон, который присущ детям, превращает уроки в захватывающие мероприятия. Особенно чувствителен этот возраст к осязаемым впечатлениям, которые поступают через органы чувств. Всестороннее развитие у детей этого возраста происходит благодаря разнообразным увлекательным занятиям.
Увлекающие занятия с арифметикой одни из наиболее популярных среди младших школьников. По своей природе дети ярко переживают все, что происходит рядом, и легко ассимилируют информацию. Кроме того, ученики младших классов удивительно подражательны и легко копируют подходы других учеников. Это актуально не только в школьной обстановке, но и за ее пределами, где каждый день проходит для них как процесс обучения. Дети с радостью приносят знания, полученные на уроке, в свои личные игры.
Младший школьный возраст является жизненно важным для формирования личности ребенка и установления психологического баланса. Внедрение разнообразных методик обучения не только дает знания, но также во многом формирует мотивы учения, развивает познавательные способности и дарит новые интересы. Безусловно, это один из самых динамичных и приятных периодов в жизни школьников, которые на этом этапе становятся активными участниками своего развития.
Среди особенностей младших школьников следует обратить внимание на их познавательные процессы. В соответствии с Алферовым А.Д. [1], дети этого возраста страдают чрезмерной чуткостью восприятия, они невероятно любопытны благодаря доминированию первой сигнальной системы. На начальных этапах обучения школьники не могут точно или правильно написать буквы, поскольку у них мала дифференцированность. Также могут не различать одинаковые геометрические фигуры в разных положениях. Они лучше воспринимают объекты в общей перспективе, привязываясь к ярким и наглядным элементам.
Другие особенности включают слабое произвольное внимание, что подразумевает необходимость их стимулирования, поощрения и одобрения за результаты деятельности. Непроизвольное внимание, напротив, развивается быстро, но устойчивость внимания детей низкая. Они часто делают ошибки в написании букв из-за потери темпа работы. В этом возрасте дети также склонны механически запоминать информацию, но имеют два направления развития: словесно-логическую память и управление памятью.
Обычно школьники младшего возраста мыслят конкретно, но с возрастом они начинают переходить от внешнего понимания к сущности предметов. Они становятся способны разбираться в структуре понятий. Все же им легче понимать причины, а не следствия. В этом возрасте развивается воображение и способность к творчеству. Дети любят фантазировать, это порой может привести к несколько усугубленному рассуждению о лжи младшего школьника [13].
Развитие каждого психологического и поведенческого качества индивида имеет свой специфический период, в котором лучше всего начинать и активно проводить обучение и воспитание детей, считает Р.С. Немов [13, с.496]. Однако, эти периоды не являются однозначными для всех детей и времен, и могут изменяться в результате совершенствования методов обучения и воспитания. Важную роль в детском развитии играют движущие силы развития, которые зависят от условий окружения, в котором происходит процесс развития.
Учение является ведущим фактором в развитии детей младшего школьного возраста, и благодаря ему формируются интеллектуальные и познавательные способности. Не все способности должны быть сформированы к началу обучения в школе, так как некоторые из них продолжают активно развиваться в процессе обучения.
Способности человека не сводятся к успешности его знаний, умений и навыков [15]. Они проявляются только в тех видах деятельности, которые требуют их наличия. Поэтому, ответы у доски, а также выполнение контрольных работ не могут стать единственным критерием для определения способностей ребенка.
Согласно А.В. Петровскому [16], нельзя утверждать, что ребенок обладает способностями к рисунку, если ему не давали возможности обучаться и приобретать навыки, необходимые для изобразительной деятельности. Без тщательной проверки, скоропалительные утверждения педагогов об отсутствии у ребенка необходимых знаний и навыков - серьезная ошибка в психологическом плане. На самом деле, способности проявляются не только в знаниях, умениях и навыках, но и в динамике их приобретения. Интересно, насколько быстро, легко и глубоко происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, которые существенны для определенного вида деятельности [16, с.510].
Развитие познавательных способностей связано с индивидуальным путем развития каждого ребенка. Каждый из них приобретает различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Разработка индивидуального подхода позволяет обеспечить наилучшие возможности для развития познавательных сил, активности, способностей и склонностей каждого ученика.
Таким образом, для младших школьников при изменении условий и содержания обучения, а также при введении нового вида деятельности, например, игровой формы, можно сформировать достаточно высокий уровень способностей к обобщению и абстракции.
1.2 Специфика и развитие внимания и восприятия младших школьников
Человеческий познавательный процесс можно поделить на несколько стадий, начиная от восприятия до реализации в практической деятельности. Возможно, что выделение отдельных видов этого процесса не всегда четко определено, но такой подход помогает изучению психики человека. Современная психология выделяет две группы познавательных процессов: специфические и неспецифические. К специфическим относятся чувственные (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и т.д.), которые основываются на деятельности чувственных органов и мозга, и формируют понимание человеком мира и себя. Восприятие, ощущение и мышление являются примерами специфических процессов.
Неспецифические, или универсальные процессы включают в себя память, внимание, воображение и речь. Они называются "сквозными", так как обеспечивают не только познавательные процессы, но и остальные психические и поведенческие. Универсальные процессы являются ключевыми в познавательной и практической деятельности каждого человека, наполняя его своеобразием и уникальностью [9].
Внимание позволяет фильтровать важную информацию, выбирать эффективные действия и контролировать их выполнение. Память сохраняет взаимодействие с внешним миром в виде опыта, который может быть использован в будущем. Воображение способствует прогнозированию событий на основе накопленной информации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большой энциклопедический словарь / Под ред. И. И Иванова. — СПб.: Норинт., 2002. — 56 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. -М. Педагогика, 1997. — М.: Просвещение, - С.324.
3. Гомезо М. В Возрастная и педагогическая психология: учебник для техн. вузов/ Под ред. М. В. Гомезо М. В. Матюхиной Т. С Михальчик. — М.: 2005. — 21с.
4. Гомезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов/ Под ред. М. В Гомезо - М.: Просвещение, 2012. — 231с.
5. Дубровинова И. В. Практическая психология образования: учебник для вузов/ И. В Дубровинова. — М.: 2000. — 52с.
6. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А. Я. Дудецкий. — М.,1999. — 37с.
7. Дьяченко О. М. Развитие воображения: учеб. для сред. пед. заведений/ О. М.Дьяченко — М.: 2008. — 47с.
8. Ермолов О. Ю. Внимание школьника: учеб. Пособие / О. Ю Ермолов. — М., 2007. - 34с.
9. Закирина Л. А. Вопросы психологии: учебник для вузов / Л. А. Закирина, Н. Ф. Бережная. — СПб.: Питер, 2004. — 85 с.
10. Знакοв В. В. Пοнимание в пοзнании и οбщении / РАН. — М.: ИП РАН, 2009. — 396 ϲ.
11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие по психологии. - М.: Академия, 2000. - 320с.
12. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка: учебник для студ. вузов / М. И Лисина. - М., 2003. - 70 с.
13. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Учебное пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 224с.
14. Лямина Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М Ляминой. - М.: Просвещение, 2011. — 68с.
15. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2004. — 275 с.
16. Матюшкина А. М Педагогика: / Под ред. А. М Матюшкиной. — М., 2010. — 85с.
17. Монтессори М. Дети – другие. / М. Монтессори М.: Издат. Дом «Карапуз», 2009. -336с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]/В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998.-228 с.
19. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / С. В. Мухина. М.: Академия, 2007. – 452 с.
20. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. / Р.С. Немов. М.: Просвещение, 2009. -398с.
21. Немов Р.С. Психология / в 3-х кн. /Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. - 324с.
22. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. -203 с.
23. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология /Н.Ф.Талызина. М.: Просвещение, 1999. - С.224.
24. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
26. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1999. -175с.
27. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие /И.Ф. Харламов. М.: Юристь, 1997. – 512 с.
28. Табакова Г.Н. Интеллектуально-творческие игры // Начальная школа. 2005. - № 5. - с.121-122.
29. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. - 97 с.
30. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1988. - С.334.