Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Обеспечение гарантии стабильности и устойчивости финансовой системы и экономического развития государств, бюджет которых значительно зависим от конъюнктуры мирового сырьевого рынка, является важной задачей. Решение этой задачи во многих экспортирующих нефть странах, возложено на специальные государственные фонды. И, безусловно, для России такая задача достаточно важна и актуальна. Названия таких фондов различны, наиболее часто встречающиеся - это стабилизационные фонды, суверенные фонды благосостояния, фонды будущих поколений, резервные фонды. В качестве источников формирования этих фондов используются экспортные доходы стран.
По сути, данные фонды используются как стабилизатор экономического
развития. Формирование данных фондов в условиях бурного экономического роста обеспечивает изъятие излишней денежной массы, что сдерживает экономический рост и защищает экономику от перегрева. В условиях кризиса деньги изымаются из данного фонда и используются для поддержки экономического роста, а также для осуществления социальных выплат. К данной группе фондов относится российский Резервный фонд.
В условиях современного нестабильного развития национальной экономики и дефицита федерального бюджета огромный объем факторов влияет на достижение сбалансированности бюджетной системы. Экономические и финансовые кризисы происходят все чаще, а последствия после них все серьезнее. Девальвация рубля, начавшаяся в 2014 году, бегство капитала из страны, секторальные и глобальные санкции, и резкое снижение цены на нефть способствовали развитию очередного витка финансового кризиса. На борьбу с которым брошено много сил и средств, в том числе и средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, являющихся главным резервом государства. Таким образом обосновывается актуальность выбранной темы развития суверенных фондов как одного из инструментов достижения сбалансированности бюджетной системы, особенно в кризисный период.
Объектом исследования является суверенные фонды.
Предмет исследования – экономическое значение суверенных фондов
Целью работы является изучение порядка и оценка функционирования суверенных фондов.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. ознакомиться с историей формирования суверенных фондов;
2. изучить нормативно-правовую базу, в соответствии с которой осуществляется деятельность суверенных фондов;
3. проанализировать формирование и направление использования средств суверенных фондов;
4. проанализировать процесс управления средствами суверенных фондов, выявить их особенности;
5. определить влияние современной экономической ситуации на функционирование суверенных фондов.
Глава 1 Организационно-правовые основы функционирования суверенных фондов
1.1 Экономическое содержание суверенных фондов
Суверенный фонд благосостояния (СФБ) - специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе.
СФБ инвестируют как в реальные, так и в финансовые активы, начиная от акций, облигаций, недвижимости, драгоценных металлов, объектов инфраструктуры и заканчивая альтернативными инвестициями, такими, как частный капитал, хедж-фонды и венчурные фонды. Несмотря на то, что инвестиции СФБ нацелены, в основном, на глобальный рынок, фонды также готовы осуществлять инвестиции и в пределах национальных рынков. По состоянию на 2017 г., СФБ в совокупности удерживают более 7,4 трлн долларов США, что составляет около 6% глобальных активов, находящихся под институциональным управлением.
В России первый суверенный - Стабилизационный фонд был создан в 2004 г. и представлял собой часть средств федерального бюджета, образующуюся за счет превышения цены на нефть над ценой, принятой в качестве базовой. Назначение формирования Стабилизационного фонда России было обозначено как создание резервного фонда, подлежащего использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Стабилизационный фонд России был создан в качестве продолжения бюджета развития, появившегося впервые в истории отечественной бюджетной системы 5 ноября 1998 года. Основная идея и цель создания «бюджета развития» - финансирование со стороны государства крупных проектов в промышленных отраслях (в основном, в военно-промышленном комплексе), которые должны были стать своеобразным «локомотивами развития» отечественной промышленности в кризисных условиях.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Постановление Правительства РФ от 27.12.2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда» // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 1. - Ст. 13.
2. Постановление Правительства РФ от 19.01.2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 4. - Ст. 270.
3. Абрамов А.Е. Институциональные инвесторы в мире: особенности деятельности и политика развития: в 2 кн. / А.Е. Абрамов / науч. ред. А.Д. Радыгин. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиЕС, 2014.
4. Казакевич П.А. Организационные аспекты деятельности суверенных фондов благосостояния // Вестник Финансовой Академии при Правительстве РФ. - 2009.
5. Киреева Е.В. Адекватность финансовой политики государства условиям развития экономики России. //Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 1-2 (7). С. 247-249.
6. Киреева Е.В. Меры государственной поддержки реального сектора экономики в условиях реализации антикризисных планов //Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 7-8. C.38-39.
7. Киреева Е.В. Оценка эффективности мер антикризисного регулирования финансовой системы России. //Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2016. С.175-178.
8. Яковлев А.А. Агенты модернизации. - М.: Издательский дом ЕУ ВШЭ, 2007.